История государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций

Описание работы

Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.

Содержание работы

Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература

Файлы: 1 файл

История государства и права зарубежных стран.doc

— 1.67 Мб (Скачать файл)

Тема 2. Древневосточное государство

§1. Государство Древнего Египта

В процессе разложения родоплеменного строя и образования социально-классового общества в Египте возникают 40 номов (общин) во главе с номархами (правителями).

В 3200г. до н.э. номы объединились в два самостоятельных государства - Верхний и Нижний Египет. В IV тысячелетии до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое политическое целое. Древнеегипетское государство неоднократно распадалось и восстанавливалось вновь.

Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем  или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер.

Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном.

Функции визиря сложны и многочисленны:

1. Он глава финансового ведомства  и руководитель публичных работ. 

2. Визирь выполнял функции государственного  канцлера и хранителя государственной  печати.

3. Он был градоправителем царской  столицы. В резиденции фарао-на ему принадлежала высшая полицейская власть.

4. Визирь имел широкие полномочия  и в области отправления пра-восудия.  Он возглавлял высшую судебную  инстанцию страны - шесть судебных  палат ("шесть великих домов").

Вместе с тем компетенции  визиря еще более услож-няются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей.

Во главе военного ведомства  стоял начальник - представитель  высшей чи-новной знати, а иногда и  какой-нибудь член царской фамилии. В его распоряжении находился аппарат чиновников и писцов. В обязанности руководителя военного ведомства и всего подчиненного ему аппарата входили формирование и вооружение царской армии, постройка крепо-стей и военных судов, управление интендантскими складами, снабжение войска продовольствием.

Армия комплектовалась из населения  самого Египта, а также поко-ренных стран.

В Египте не существовало еще строгого разграничения компетенции между  отдельными ведомства-ми и чиновниками, стоящими во главе этих ведомств. В  управлении господствовала система царских поруче-ний.

Суд в Древнем Египте не был отделен  от администрации. Высшие должностные  лица и номархи были одновременно и верховными судьями. Судопроизводство осуществлялось, как правило, кол-легиально. Центральный суд (кенбет) состоял из 30 судей, которые подбирались из знатных граждан разных городов. Были учреждены кенбеты окру-гов и отдельных городов. Существовали храмовые суды, состоявшие из жрецов. В номах руководство правосу-дием осуществлялось номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое дело и отменить решение остальных судов. Все свободные египтяне могли обращаться к нему с жа-лобами и просьбами о помиловании.

§ 2 Государство Древнего Вавилона

Особенностью древневавилонского общества являлось превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца и рабовладельца. Царский земельный фонд складывался как в результате превращения храмо-вых земель в государственные, так и в результате захва-та и покупки общинных земель. Другой особенностью общества являлось, несмотря на рост царского и частно-го землевладения, сохранение общинного строя, что бы-ло обусловлено ирригационной системой земледелия. Государство в лице царя являлось верховным собственни-ком воды, организатором ирригационных систем, и общи-на распоряжалась водой для нужд земледелия под конт-ролем царской администрации. Это давало царю право на часть прибавочного продукта, создаваемого общинни-ками; право на различные повинности в пользу государ-ства.

Общинники были экономиче-ски неоднородны. Хотя формально каждый общинник мог быть рабовладельцем, фактически ими могли стать только состоятельные люди, общинная знать, выделившаяся в результате имущественного расслоения. Наблюдается массовое обнищание свободных крестьян-общинников и ремесленников, вынуж-денных иногда за долги продавать себя или членов своей семьи в рабство.

Только владение землей в общине делало человека, независимо от его  служебного и социального положе-ния, полноправным.

Об экономическом неравенстве  и об обнищании части полноправных общинников свидетельствует значительное развитие долгового рабства.

Эксплуатируемым классом общества являлись рабы, находившиеся как в  государственной (дворца) и кол-лективной (храмов), так и в частной собственности. Их ряды пополнялись главным образом за счет воен-нопленных. Они входили в состав имущества господина, которое можно было отчуждать и передавать по наследству.

В Древнем Вавилоне не получило развития крупное частное рабовладение. Основными  производителями материальных благ были свободные крестьяне-общин-ники и ремесленники. Поэтому частное рабовладение носило патриархальный, домашний характер. Даже царские земли обрабатывались главным образом не рабами, а свободными крестьянами.

По форме государственного устройства древневавилонское государство являлось от-носительно централизованным государством, а по фор-ме правления - древневосточной деспотией.

Власть вавилонских царей была абсолютной. Им приходилось считаться  с богатой торговой знатью.

В законах Хаммурапи утверждалось, что царская власть исходит от верховных божеств, которые сделали Вавилон "могущественнейшим среди четырех частей света, утвердили царскую власть, чье основание прочно, подобно небесам и земле", а земля и люди страны отданы царю в управление верховными богами. Царь был верхов-ным руководителем религиозного культа. Его власть переходила по наследству.

Материальной основой царской  власти являлось ог-ромное царское  хозяйство, в состав которою входили  также земли храмов.

Управление государственными делами осуществля-лось через сложный централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней. Центром административно-го управления являлся царский дворец, и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно явля-лись высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными работами, финансо-выми, военными и другими государственными делами. Высшим царским чиновником являлся управитель цар-ского дворца, именуемый нубанда. Под его руководством находился огромный штат чиновни-ков. Водным хозяйством ведал чиновник, называвшийся "управителем реки". Ему подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя. В огром-ном царском хозяйстве был многочисленный штат раз-личных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и др.

Все государство было разделе-но на области, во главе которых были поставлены цар-ские наместники. Главной заботой  наме-стников было поддержание в  порядке ирригационных сооружений и прорытие новых каналов, для  чего они могли привлекать на работы местное население. Кроме того, они следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, собирали пошлины с купцов, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, командовали отрядами из воинов, сидевших на царской земле, собирали военное ополчение и т.п.

Для контроля над деятельностью  местных правите-лей и проведения в жизнь царской воли на места  посы-лались специальные гонцы или "царские посланцы", наделявшиеся царем огромными полномочиями.

В древневавилонском государстве сохранились и ор-ганы общинного управления. Органом общинного уп-равления являлся общинный совет, однако его глава - рабианум - назначался царем. К ведению общинного совета относилось управление неразделенной общинной землей, разрешение земельных споров и споров о поль-зовании водой, сбор налогов, наблюдение за исполне-нием царских повинностей, а также исполнение судеб-но-полицейских функций, в частности поддержание обще-ственного порядка.

Судебная власть, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от ад-министративной власти. Царь и царские чиновники од-новременно ведали и административными, и судебными делами. Высшей судебной инстанцией являлся царь. Он мог и сам рассматривать важнейшие дела, но чаще всего направлял их в нижестоящие судебные ор-ганы. Царь пользовался правом помилования преступ-ников.

Судебные функции находились также  в руках "наме-стника" и "рабианума", которые председательствовали в  судебных коллегиях. В первом случае коллегия состоя-ла из чиновников, подчиненных "наместнику", а во вто-ром -либо из членов общинного совета, либо из общинного совета в полном составе в небольших общинах. В больших городах судебные функции осуществляли специальные "царские судьи", подчинявшиеся непосредственно царю и действовавшие в соответствии с его инструкциями.

Хаммурапи сохранил храмовые суды, однако их функции были весьма ограниченными: они приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Предполагается, что они разбирали также дела, сторонами в которых являлись жрецы.

§3. Государство Древней Индии

На фоне раннее рассмотренных стран  государство в Индии имело  следующие особенности: а) кастовая струк-тура общества; б) наличие в  государственном строе заметных следов военной демократии и республиканских  форм правления.

Первые государственные обра-зования в Индии возникли в северной части огромного полуострова, носящего название Индостан, в долинах рек Инда и Ганга, где существовали наиболее благоприятные условия для занятия скотоводст-вом и земледелием.

С середины второго тысячелетия до н.э. с северо-запада на территорию Индостана вторглись кочевые племена ариев. В длительной борьбе с местным насе-лением они покорили Индию.

Основными периодами в истории  государ-ства Древней Индии можно  считать следующие: 1) разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческих государств (вторая половина II тыся-челетия до н.э.); 2) рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (II тысячелетие до н.э. - IV в. до н.э.); 3) централизованное государство Маурьев (IV-II вв. до н.э.); 4) кризис индийского рабовла-дельческого общества и утверждение феодальной си-стемы хозяйства (II в. до н.э. - IV в. н.э.).

Формы правления в Индии эпохи  рабовладения были разнообразными. Наряду с монархическими формами правления  в ряде индийских государств существовали республики. Своеобразие рабовладельческих государств в Древней Индии состояло в том, что в них продолжали сохраняться некоторые институты и элементы военной демократии (народные собрания, советы старейшин и т.д.) Царь (раджа или магараджа), хотя и считался представителем бога на земле, но его власть не была безграничной. Брахманы-жрецы влияли на его деятельность.

У царя в Индии эпохи Маурьев  были широкие полномочия: назначение и увольнение высших и низших должностных  лиц, строительство крепостей, оросительных систем, дорог, портов и др. Царям принадлежали и законодательные функции, но они были ограничены. Правовые акты и распоряжения царей должны были быть согласованы с религиозными предписаниями. Цари осуществляли судебную власть совместно с назначенными из брахманов советниками.

Важным органом и в эпоху  Маурьев был паришад, состоявший из брахманов и рабовладельческой  аристократии, который давал советы царю по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики.

Чиновники четко делились на две группы - чиновников центрального и местного управления. Среди высших чиновников особое положение занимали: главный советник и жрец царя, командующий армией, высший сановник по судебным делам и др. Центральный аппарат управления в Индии, как и других странах Древнего Востока, разделялся на три ведомства: военное, финансовое и публичных работ.

Местное управление в Индии было очень сложным, так как наряду с чиновниками, назначаемыми центральными ведомствами, действовали и выборные чиновники в общинах. В государстве Маурьев выделялись области, находившиеся под управлением и контролем царя, и провинции, обладавшие некоторой автономией, в которых управление принадлежало представителям рабовладельческой аристократии или родственникам царя. Провинции, как правило, делились на округа, а округа - на районы. Низшей территориальной единицей была община.

В период империи Маурьев армией руководил военный совет, состоявший из 30 членов, разделенный на шесть  коллегий, ведавших четырьмя родами индийских  войск: пехотой, кавалерией, слонами и колесницами, а также военным флотом и транспортом армии.

Большую роль во время войны и  в мирное время в Древней Индии  играли осведомители и шпионы, которые  выполняли тайные поручения царя или его высших чиновников.

Для содержания огромного аппарата управления и армии в Индии была тщательно разработана налоговая система. Налоги с крестьян, торговцев, а также раз-личные государственные монополии, например соляная, и различного рода пошлины обеспечивали поступление средств для государственных нужд. Кроме того, опреде-ленное число дней в году свободные общинники обязаны были отработать на строительстве дорог, мостов и на других общественных работах.

С помощью армии и бюрократического аппарата индийское рабовладельческое  государство поддерживало угодный господствующим классам порядок в стране и удерживало в повиновении угнетенные массы населения. Индия являлась государством, где не совсем прочные экономические связи между отдельными ее частями компенсировались строгой централизацией управления. Как только эта централизация ослабевала, государство распадалось на отдельные самостоятельные политические образования.

§4. Государство Древнего Китая

История рабовладельческого древнекитайского государства охватывает значительный промежуток времени, включаю-щий ряд эпох или периодов: 1) период Шан (Инь) (XVIII-XI вв. до. н.э.), 2) период Чжоу (XI-III вв. до н.э.), 3) период Цинь (221-207гг. до н.э.) и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.).

Специфической чертой древнекитайского общества было то, что рабы в Древнем Китае жили семьями. Следовательно, рабовладение здесь, как и в других древневосточных обществах, носило патриархальный характер. Иньские правители получали рабов от подчиненных племен в виде дани. Во времена Чжоу практиковалось обращение в рабство преступников. Рабами становились разорившиеся крестьяне-общинники вместе с их женами и детьми, без-домные бродяги и т. п. При Цинь и Хань было широко распространено долговое рабство.

Информация о работе История государства и права зарубежных стран