Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
Ст.51 гласит, что: "Порядок созыва
сессии, их открытие и окончание
устанавливается самим
Обе палаты парламента имеют право
вносить в правительство
Правом законодательной
Высшая исполнительная власть в Китайской Республике по ст.71 принадлежит президенту. Президентом может быть избран любой гражданин Китайской Республики в возрасте сорока лет, проживающий в стране не менее десяти лет и пользующийся всей полнотой гражданских прав. Президент избирается избирательной комиссией, специально образуемой из числа членов парламента. Эта комиссия при участии не менее 2/3 ее состава проводит поименное голосование. Избранным считается тот, кто получил более 3/4 голосов. Если после повторных выборов никто не окажется избранным, на голосование ставятся две кандидатуры, получившие наибольшее количество голосов на повторных выборах. Избранным считается получивший более половины голосов. Срок полномочий президента - 5 лет. Если же он вновь будет баллотироваться, то он может быть избран повторно на один срок. Если пост президента оказывается вакантным, то его преемником становится вице-президент, исполняющий президентские обязанности до истечения срока полномочий. А если одновременно оказывается вакантным и пост вице-президента, его обязанности выполняет Государственный совет. В этом случае в течение не более трех месяцев созывается сессия парламента, который формирует избирательную комиссию для проведения выборов президента. Выборы вице-президента производятся в том же порядке, что и выборы президента, и происходят одновременно с выборами последнего.
В компетенцию президента входит: обнародование законов и контроль за их исполнением, издание указов, назначение и смещение гражданских и военных чиновников (ст. 79-81). Президент является главнокомандующим сухопутными и морскими вооруженными силами в звании генералисимуса (ст. 82). Полномочиями президента являются: "С согласия парламента, объявлять войну", заключать договоры, однако, договоры о заключении мира и договоры, относящиеся к вопросам законодательства, не могут вступить в силу без согласия парламента (ст. 84, 85). Большие полномочия дает президенту ст. 86: "Президент имеет право в соответствии с законом объявить военное положение, однако, если парламент считает, что нет необходимости вводить военное положение, президент обязан его отменить". С согласия Верховного суда президент может объявлять амнистию, смягчать наказания и восстанавливать в правах.
Государственный совет (кабинет министров)
состоит из премьер-министра и министров,
возглавляющих различные
Судебная власть принадлежала Верховному суду, члены которого назначались президентом с согласия сената. На местах функционировали выборные судебные палаты.
По Конституции 1923 г. Китай - унитарное
государство. Территориально-
Конституция 1923 г. предоставляет гражданам ряд социально-экономических, политических и личных прав и свобод (равенство перед законом, свободу слова, печати, собраний, местожительства, профессии и др.). По конституции гражданин Китайской Республики имеет право избирать и быть избранным, занимать общественные должности.
Для граждан Китайской Республики
были предусмотрены следующие
Поправки к конституции могут быть внесены только парламентом, и будут считаться принятыми, если за них проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов обеих палат.
Конституция 1923 г. была введена в действие президентом Цао Куном формально на всей территории Китая.
Несмотря на принятие новой Конституции политическая раздробленность Китая не была преодолена. Историческую судьбу Конституции 1923 г. предрешил юг, где действовал Основной закон 1912 г. и существовал революционно-демократический режим. Президентом самопровозглашенной республики южных провинций в 1923 г. вновь был избран Сун Ятсен (с центром в Гуанчжоу), политические взгляды которого значительно изменились и приобрели ярко выраженный антиколониальный и антимилитаристский характер. Новой трактовке подверглись и его "три народных принципа Гоминьдана". Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение колониализма в Китае и равноправие всех национальностей в стране. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал народную демократию. "Принцип народного благосостояния" означал улучшение социально-экономического положения народа. Эти идеи-принципы Сун Ятсена были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой в январе 1924 г. на I съезде. Партия пошла на сотрудничество с китайскими коммунистами, на союз с СССР ради создания общенационального фронта борьбы за независимость демократического Китая. В апреле 1924 г. Сун Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство китайского государства он разделил на три периода: военного правления, политической опеки и конституционного правления.
В период военного правления все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией. Одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки Гоминьдана население организует самоуправление. Конституционное правление означает создание правительства "пяти властей" и созыв Национального собрания.
В период революции и гражданской войны 1924-1927 гг. доминировало военное правление, которое логически и фактически, после смерти в 1925 г. Сун Ятсена, завершилось установлением диктатуры генерала Чан Кайши, украшенное отдельными элементами конституционализма ("пять властей" - законодательная, исполнительная, судебная, экзаменационная и контрольная). Конституция 1923 г. была отменена, Гоминьдан разорвал союз с коммунистами и в 1929 г. объявил о переходе к периоду политической опеки. Высшим органом государственной власти являлся национальный съезд Гоминьдана, а в период между его созывами - центральный исполнительный комитет Гоминьдана. Национальное правительство ставилось под контроль политического бюро Гоминьдана. Чан Кайши стал лидером Гоминьдана и председателем правительства. Данная структура власти была юридически закреплена во Временной конституции периода политической опеки (1931 г.), которая по содержанию конституционного регулирования заметно уступает Основному закону Китая 1923 г. В течение 1934-1936 гг. Гоминьдановское правительство опубликовало несколько проектов постоянной Конституции. Введение конституционного правления являлось в период антияпонской войны (1931-1945 гг.) одним из важнейших демократических требований народных масс. В 1936 г. было опубликовано "Положение о выборах в Национальное собрание", на основе которого Гоминьдан получил большинство депутатских мест в этом китайском парламенте.
После разрыва с Гоминьданом, китайские
коммунисты сосредоточили внимание
на борьбе с японскими оккупантами,
политическим режимом Чан Кайши.
При поддержке трудящихся к осени
1927 г. в северо-восточных
Высшими органами власти являлся съезд
советов и избираемые им Центральный
исполнительный комитет и Совет
народных комиссаров, которые имели
право издавать законы. Власть на местах
сосредотачивалась в руках
На II съезде Советов (1934 г.) была принята конституционная программа КСР и некоторые конституционные акты. Эти документы поставили перед китайским народом следующие задачи: 1) уничтожить все пережитки феодализма; 2) ограничить развитие капитализма; 3) организовать советское (государственное) хозяйство; 4) уничтожить власть иностранных держав и объединить всю страну на советской основе; 5) укреплять союз рабочего класса и крестьянства под руководством Коммунистической партии Китая.
Правовое обеспечение программы - серия советских законов Китая. Закон о выборах в Советы наделял активным и пассивным избирательным правом только трудящихся. Все эксплуататорские и контрреволюционные элементы лишались политических прав.
Выборы депутатов
Закон о земле объявлял о безвозмездной
конфискации феодально-
Закон о труде устанавливал на предприятиях 8-часовой рабочий день для взрослых и 4-6-часовой - для подростков, еженедельный оплачиваемый день отдыха, ежегодные отпуска для всех лиц наемного труда, равную плату за равный труд и предусматривал осуществление специальных мероприятий по охране труда, введение системы коллективных договоров и социального страхования, а также свободу деятельности профсоюзов.
Гражданский закон КСР предоставлял
свободу деятельности предпринимателям,
объявлял недействительными ростовщическ
Многие законы КСР не могли быть проведены в жизнь в условиях гражданской войны и в связи с преобразованием в 1936 г. Советского правительства Красной Армии Китая в северо-западный регион.
Для создания общенационального фронта борьбы с японскими захватчиками между компартией и гоминьданом было достигнуто соглашение о прекращении гражданской войны и создании особого района Китайской республики (пограничный район Шэньси - Ганьсу - Нинся), где власть принадлежала народно-политическим Советам и их постоянным комитетам. В освобожденных районах был установлен демократический режим и проведены преобразования, возможные в условиях антияпонской войны и в рамках соглашения с Гоминьданом. Была прекращена конфискация земель у помещиков, но арендная плата и ссудный процент были снижены. Приняты меры по развитию сельскохозяйственного и промышленного производства, образования и национальной культуры. В военных условиях был сформирован новый административный аппарат, штаб войск безопасности и др. Опираясь на свои уголовные законы, народная власть в освобожденных районах боролась с преступностью.
Информация о работе История государства и права зарубежных стран