Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 12:21, курс лекций
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Раздел I. История государственности древнего мира
Тема 1: Происхождение государства и права.
§ 1 Первобытное общество.
§2. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
Тема 2. Древневосточное государство
§1. Государство Древнего Египта
§ 2 Государство Древнего Вавилона
§3. Государство Древней Индии
§4. Государство Древнего Китая
Тема 3. Древнегреческое государство
§ 1. Афинское государство
§2 Спартанское государство
Тема 4. Древнеримское государство
§1. Римская республика
§2. Римская империя
Раздел II. История государства Средневекового мира
Тема 1. Феодальные государства в странах Европы
§1. Франкское государство
§2. Франция
§3. Германия
§4. Англия
§5. Византия
§6. Феодальные государства Центральной и Юго-Восточной Европы
Тема 2. Феодальные государства в странах Востока
§ 1. Арабский халифат
§ 2. Феодальное государство в Индии
§ 3. Феодальное государство в Китае
§ 4. Феодальное государство в Японии
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА
Тема 1. Важнейшие памятники права стран Древнего Востока
§ 1. Законы Хаммурапи - древнейший памятник права планеты
§ 2. Законы Ману - памятник права и произведение древнеиндийского искусства
§ 3. Демократия и право античной Греции
§ 4. Законы XII таблиц - первооснова римского права
РАЗДЕЛ IV. ИСТОРИЯ ПРАВА СРЕДНИХ ВЕКОВ
Тема I. Римское право на рубеже древнего мира и средневековья
Юриспруденция в Византии IV-VI вв.
Тема 2. Памятники славянского феодального права в странах Восточной Европы
Тема 3. Салическая правда - раннефеодальный правовой памятник западноевропейского средневековья
Тема 4. Феодальное право в странах Западной Европы
§ 1. Источники
§ 2. Гражданское право
§ 3. Уголовное право и процесс
Тема 5. Шариат в Арабском халифате
Раздел V. История конституционализма в новое и новейшее время
Тема 5.1. Англия
Тема 5.2. США
Тема 5.3. Франция
Тема 5.4. Германия
Тема 5.5. Италия
Тема 5.6. Япония
Тема 5.7. Китай
Тема 5.8. Корея
Тема 5.9. Вьетнам
Тема 5.10. Монголия
Тема 5.11. Индия
Тема 5.12. Индонезия
Раздел VI. Становление и развитие правовых систем в XVII-XIX вв.
Тема 6.1. Буржуазные революции и становление национальных систем права
Тема 6.2. Гражданское право
Тема 6.3. Законодательство о труде в XIX - начале XX в.
Тема 6.4. Уголовное право и процесс
Раздел VII. Основные изменения в праве стран Запада (XX в.)
Тема 7.1. Изменения в источниках и системе права
Тема 7.2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
Субъекты права
Антитрестовское законодательство
Право собственности
Новеллы в обязательственном праве
Тема 7.3. Трудовое и социальное законодательство
Тема 7.4. Уголовное право и процесс
Литература
Поражение Японии в войне и ее
капитуляция оказали решающее влияние
на последующее государственно-
17 декабря 1945 г. было установлено всеобщее избирательное право (активное с 20 лет, пассивное - с 25 лет), которое распространялось и на мужчин, и на женщин. Данные либерально-демократические преобразования завершились принятием в октябре 1946 г. новой конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 г. Вопрос о будущем государственном строе Японии и ее конституции являлся предметом острой политической борьбы между радикально-демократическими силами и консерваторами. Дворцовые круги предлагали провести частичный пересмотр номинально действовавшей конституции Японии 1889 г. Консервативная партия (дзиюто) не возражала против принятия новой конституции, но не соглашалась с ограничением императорской власти. Японские коммунисты настаивали на утверждении в стране "народной республики". Особый план реформирования конституционных структур Японии был разработан госдепартаментом США, который предусматривал упразднение отдельных институтов традиционной монархии. Преодолевая несогласие японского правительства, американцы настояли на принятии их плана конституционных преобразований, контроль за осуществлением которого был возложен на оккупационный штаб генерала Макартура. 10 апреля 1946 г. в Японии состоялись первые послевоенные выборы в парламент. Большинство депутатских мест получили либеральная и прогрессивная партии, которые сформировали новое правительство. Проект конституции был с поправками одобрен парламентом, а также Тайным советом и императором.
По конституции Япония - либерально-демократическая парламентарная монархия.
В конституции уже отсутствуют положения о божественном происхождении императорской власти. Конституция не назвала императора главой государства, она ограничилась характеристикой его как "символа государства и единства народа". "Его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть" (ст. 1). Права монарха существенно ограничивались (ст.4). Император сохранял лишь следующие полномочия: назначал премьер-министра, верховных судей, обнародовал законы, созывал и распускал парламент, утверждал назначения на высшие государственные посты. Но все государственные действия императора поставлены в зависимость от законов, парламента и кабинета министров.
Единственным законодательным органом является парламент, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая палата избирается сроком на четыре года, а вторая - на шесть лет. Закон нуждается в одобрении обеих палат, но в случае неодобрения его палатой советников, палата представителей может принять его повторно голосами 2/3 присутствующих депутатов. Конституция предусмотрела ограничения власти парламента: 1) Верховный суд вправе объявить неконституционным закон, принятый парламентом, 2) По совету кабинета министров император вправе распустить палату представителей.
Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, решающую роль в котором играет премьер-министр, избираемый парламентом из числа его членов и формально утвержденный императором. Остальные министры назначаются премьер-министром. В отличие от конституции 1889 г. кабинет министров теперь несет коллективную ответственность перед парламентом. В случае вынесения кабинету вотума недоверия он должен либо уйти в отставку, либо предложить императору распустить палату представителей и назначить новые выборы.
Высшая судебная власть сосредоточена в руках Верховного суда, состав которого назначается кабинетом министров сроком на десять лет. По образцу Верховного суда США он имеет право проверять конституционность законов.
Низшие судебные органы получили наименование
судов упрощенного
Американский принцип "сдержек и противовесов властей" проявляется в Японской Конституции в наличии процедуры импичмента, применяемой в отношении судей. Имеет место заимствование из Конституции США 1787 г. положения об основных правах граждан. Основной закон Японии относит к ним "право на жизнь, свободу и стремление к счастью" (ст. 13), "равенство граждан перед законом, запрещение дискриминации, пэрства и прочих аристократических институтов, всяческих привилегий" (ст.14). В конституцию Японии включен традиционный перечень социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан. Среди них право "избирать публичных должностных лиц" (ст.15), свободу "мысли и совести" (ст. 19), свободы собраний, слова, печати (ст.21) и др.
В японской конституции провозглашается
упразднение сословий, отделение
церкви от государства, равенство супругов
в семье. Примечательным фактом является
включение в Конституцию
Новым в буржуазном конституционализме является включение в основной закон Японии ст. 9, провозглашающей отказ страны Восходящего солнца от войны и "от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". По уровню развития демократических институтов Япония стала одной из передовых стран современности.
После принятия конституции японское государство первостепенное внимание уделило проблемам упорядочения отношений с американскими оккупационными властями и создания национальной экономики. На основе Сан-францисского мирного договора (1951 г.) и Договора безопасности (1952 г.) были отменены все ограничения государственного суверенитета Японии, хотя военные базы США на ее территории сохранялись, и американские вооруженные силы могли применяться при "подавлении крупных внутренних бунтов и беспорядков" среди японского населения. Вооруженные силы США на территории Японии были изъяты из-под действия местных законов. С середины 50-х гг. Япония вошла в систему "западного мира", превратившись в конце XX в. в экономическую сверхдержаву.
Тема 1.7. Китай
В XVII-XIX вв. крупнейшее государство мира Китай оставался феодальной и полуколониальной державой, где правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры не внесли больших изменений в традиционную структуру государственной власти китайской Поднебесной империи. Во главе ее стоял император-богдыхан. Он обладал всей полнотой гражданской и военной власти. Особа богдыхана считалась священной и его воля ничем не была ограничена. Император как "сын неба" правил по повелению богов и был недоступен для подданных. Свою власть император осуществлял с помощью бюрократического центрального аппарата, который состоял из государственного совета, государственной канцелярии и министерств. Госсовет и канцелярия обсуждали законопроекты и принимали участие в определении политики китайского государства. Исполнительная власть осуществлялась императором через шесть министерств (чинов, налогов, церемоний, военное, уголовных наказаний, общественных работ).
Власть на местах принадлежала императорским наместникам и губернаторам провинций. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими при помощи чиновников и старост стодворок и десятидворок. На всех уровнях административная власть соединялась с судебной. Маньчжуры занимали командные посты в госаппарате.
Экономическое порабощение Китая западными державами с помощью навязывания неравноправных договоров, неспособность Цинской монархии защищать интересы нации и создать условия для развития капитализма породили во второй половине XIX в. крестьянское восстание и образование на части территории страны Тайпинской "справедливой монархии", а после падения последней - либеральную помещичью - буржуазную реформаторскую оппозицию во главе с Кан Ювеем 11 июня 1898 г. На основе докладов Кан Ювея император издал указ, положивший начало периоду преобразований в Китае. За "сто дней реформ" был издан ряд законов о мерах по развитию промышленности, торговли, образования, науки и культуры. Однако у сторонников реформ не хватило политических сил, чтобы добиться весомых результатов и закрепиться у власти. Маньчжуры привели к власти в 1893 г. императрицу Цыси, чье правление ознаменовало агонию консервативного строя в Китае. Предвидя народную революцию, Цыси начала политические маневры, обещая через десять лет ввести конституционное правление.
Буржуазную революцию в Китае возглавил Сун Ятсен, который создал партию Гоминьдан (национальная партия) и разработал ее программу, где было предусмотрено: ликвидация цинской монархии, создание республики и демократического правительства, проведение социально-экономических реформ. При участии народа в феврале 1912 г. монархия была низвергнута и в Нанкине образовалось временное правительство во главе с генералом-милитаристом Юань Шикаем. Сун Ятсен приступил к исполнению обязанностей президента Китайской республики и 11 марта 1912 г. опубликовал "Временную Конституцию Китайской республики".
Конституция провозгласила Китай демократической республикой.
По государственному устройству Китай - унитарное государство. В конституции получил закрепление важный буржуазный принцип - принцип разделения властей.
Высшая законодательная власть вручалась китайскому парламенту. По конституции китайский парламент состоял из двух палат: верхней палаты - сената и нижней - палаты представителей. Кроме законодательной власти парламент обладал правом утверждения бюджета на новый год, а также мог вынести вотум недоверия правительству.
Главой государства, носителем высшей исполнительной власти по конституции 1912 г. являлся президент Китайской Республики. Президент избирался сроком на 5 лет. Он обязан обнародовать законы и контролировать их исполнение, издавать указы. Президент назначал и смещал гражданских и военных чиновников, являлся главнокомандующим армии и флота, представлял республику в сношениях с иностранными государствами. Он мог объявлять войну, устанавливать в стране военное положение с одобрения парламента.
По конституции 1912 г. кабинет министров помогал президенту управлять страной, но все министры несли ответственность перед палатой представителей парламента.
Конституция 1912 г. провозгласила свободу слова, печати, вероисповедания, собраний, равенство всех граждан перед законом, тайну переписки и др. Конституция 1912 г. закрепила и охраняла частную собственность.
Избирательное право в Китае не было всеобщим и прямым. В выборах могли участвовать лишь граждане старше 21 года, прожившие в данном избирательном округе не менее 2 лет. Кроме этого, каждый избиратель должен был уплатить прямой налог или обладать определенным имуществом. Избиратели вначале избирали выборщиков, а последние избирали депутатов.
В декабре 1912-феврале 1913 гг. в Китае прошли выборы в парламент. Несмотря на то, что большинство депутатских мест получила партия гоминьдан, ее лидер Сун Ятсен не был избран президентом Китайской республики.
Под давлением монархистов, милитаристов и помещиков буржуазный избиратель отдал голоса Юань Шикаю.
Парламент создал конституционную комиссию для подготовки постоянной конституции. Выработанный комиссией проект (по месту заседаний комиссии он известен как "Конституция Храма Неба") был нацелен на значительное ограничение власти президента Юань Шикая.
Но принятый парламентом 1 ноября 1913 г. законопроект был через четыре дня аннулирован указом президента. Одновременно была распущена конституционная комиссия и запрещена партия гоминьдан. Таким образом, "Конституция Храма Неба" не стала постоянной конституцией страны.
Продолжавшая формально действовать Временная конституция 1912 г. также не устраивала Юань Шикая. Поэтому в 1914 г. парламент Китая под нажимом Юань Шикая вносит во Временную конституцию изменения, цель которых состояла в том, чтобы расширить права президента и ограничить права парламента. Согласно этим изменениям президент наделялся диктаторскими полномочиями. После внесения изменений в конституцию 1912 г., был издан закон, предусматривающий избрание президента сроком на 10 лет.
1 мая 1914 г. Юань Шикай опубликовал новую временную конституцию и ряд законов, направленных на отмену демократических институтов и укрепление феодально-милитаристской диктатура.
Конституция 1912 г. подвергалась изменениям в 1914 и 1918 гг., и каждый раз эти изменения были продиктованы тогдашними правителями - Юань Шикаем, Дуань Цижуем. Все эти изменения преследовали следующие цели: во-первых, расширить как можно больше права президента и, во-вторых, как можно больше ограничить права представительного собрания - парламента.
К началу 20-х гг. XX в. Китай не представлял единого политического целого. Власть центрального правительства Китая (Нанкин-Пекин) распространялась лишь на северные и центральные провинции. Южные провинции подчинялись кантонскому правительству во главе с Сун Ятсеном и признавали в качестве действующей Временную Конституцию 1912 г. Под давлением милитаристов правительство 10 ноября 1923 г. принимает постоянную конституцию Китайской Республики (ст. 141).
Первые статьи конституции посвящены государственному строю, суверенитету и территории Китайской Республики. Так, ст. 1 гласит: "Китайская Республика навечно объявляется унитарным демократическим государством", а в ст.2 сказано, что: "Суверенитет в Китайской Республике принадлежит всему народу", а по ст. 3: "Территория Китайской Республики определяется существующими ныне границами. Территория и ее административное деление могут быть изменены только в законном порядке".
Конституция 1923 г. закрепила принцип разделения властей. По ст. 9: "Законодательная власть в Китайской Республике принадлежит парламенту", "который состоит из двух палат: сената и палаты представителей, причем никто не может быть одновременно членом обеих палат" (ст. 44) и "Члены обеих палат не могут занимать гражданские или военные чиновничьи должности" (ст.45). Сенат избирался на шесть лет и каждые два года обновлялся на 1/3 состава, а срок полномочий палаты представителей равнялся трем годам (ст. 47, 48).
Информация о работе История государства и права зарубежных стран