Контрольная работа по дисциплине "Современная организация государственных учреждений России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Задание 1. Государственная служба в России.
Задание 2. Понятие и типы службы в обществе.
Задание 3. Основные принципы государственной службы.

Файлы: 1 файл

1062547_A8E18_sovremennaya_organizaciya_gosudarstvennyh_uchrezhdenii_rossi.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Однако состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий  государственных органов разнообразно и трудятся они  в неодинаковых условиях. Поэтому их можно подразделить на определенные группы по различным критериям (см. прилож. 2). Это деление имеет значение при решении таких вопросов, как разработка и реализация программ подготовки кадров для государственной службы, исходя из реальной потребности в них; установление квалификационных и других требований  для замещения должностей государственной службы; определение обязанностей, полномочий и мер ответственности с учетом особенностей вида государственной службы; подбор кандидатов на конкретные должности и др.

1. В соответствие с конституционным  принципом разделения властей  различаются государственные служащие  органов законодательной власти (представительной), исполнительной  и судебной власти.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольные функции в отношении  органов государственной власти в пределах, установленных Конституцией РФ.

Органы исполнительной власти осуществляют  организационно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осу3ществляется посредством конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства.

2. По масштабу деятельности органов  государственной власти, где они  служат, государственные служащие  делятся  на федеральных государственных служащих и

государственных гражданских служащих субъектов Федераций. На начало 2002 года общая численность государственных служащих и иных государственных органов, а также муниципальных служащих и иных работников органов местного самоуправления составила 1053,1 тыс. человек. В процессе происходящего реформирования  государственной службы  численность федеральных государственных служащих в центральном аппарате уже сокращена на 20% и будет в дальнейшем оптимизироваться путем внедрения новых методов управления.

3. Если взять за основу такой  критерий, как функциональное предназначение  и особенности службы по ее видам, то различаются государственные гражданские служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных служб.

4. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами (понятие должностного лица дано в ст. 2.4 КоАП РФ). Объем государственно-властных полномочий государственных служащих определяется положениями о соответствующих государственных органах и их структурных подразделениях  и должностными регламентами по каждой должности в отдельности или по типовым должностям государственной службы.

5. Критерием для классификации  государственных служащих являются  классные чины, дипломатические  ранги, воинские и специальные  звания.

Их особенность – присвоение персонально каждому государственному служащему с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Классные чины, дипломатические ранги, воинские  и специальные звания не только внешне отличают государственных служащих  при ношении форменной одежды, знаков различия  (в частности погон), но и характеризуют  их должностное положение, так как соответствующими нормативными актами  устанавливаются перечни должностей  по видам  государственной службы с указанием, какие классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные  звания соответствуют этим должностям.  Например, Перечень должностей начальствующего состава  в органах внутренних дел и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента РФ от 5 ноября 2004г.

6. В зависимости  от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на должности государственной службы на неопределенный срок, на определенный срок, а так же на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования  и на определенный срок государственной службы после его окончания.

7. Классификация государственных  служащих может производиться  и по иным критериям. Для примера  можно привести следующие данные  проведенного анализа  состава государственных гражданских  служащих по различным демографическим признакам. На начало 2002г. доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла  73%; средний возраст государственных служащих составлял 40 лет, а в аппаратах федеральных судов и органов прокуратуры РФ – 37 лет; большинство лиц, замещающих государственные должности, имели стаж работы в государственных органах от 5 до 10 лет, около 25% - свыше 15 лет; сравнительно высокий процент (более 70) женщин был среди занимающих должности, отнесенные к старшим и младшим группам должностей государственной службы; имелась большая разница в размерах оплаты труда между государственными, муниципальными служащими и работниками негосударственного сектора экономики. Эти и другие показатели служат ориентирами  для устранения  негативных явлений и тенденций  и выработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы системы государственной службы, отвечающей современным задачам и функциям государства.

 

 

 

 

 

Задание 2. Понятие и типы службы в обществе

В общественно полезной деятельности людей можно выделить ряд основных типов:

 

1) производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг  на возмездных началах;

2) духовное производство;

3) служба в государственных, общественных, религиозных, международных и иных  организациях;

4) учеба, то есть усвоение социальной  программы (знаний, выработанных человечеством  и передаваемых от поколения  к поколению внегенетическим  путем);

5) ведение домашнего хозяйства;

6) физическое и духовное самосовершенствование (зaнятиe спортом, участие в художественной  самодеятельности и т. д.);

7) безвозмездная общественно полезная  деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в  работе ученого совета и т. д.);

8) предпринимательство.

 

Слово «служба» имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба). Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании управления (делопроизводственном, техническом и др.) или в интеллектуальном социально-культурном обслуживании людей.

Служащий – это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий административную деятельность либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т. д.). Все служащие являются профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Закономерные для каждой страны увеличение объема организационной деятельности, рост систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. влечет непрерывный рост числа служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, так как в связи с механизацией физического труда растет их удельный вес в общем числе работающих.

 

Служащие выполняют полезную работу. Специфика их труда состоит в том, что они:

 

• обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию (исключение – служащие строевых подразделений);

• воздействуют на людей, обслуживают их;

• непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;

• обычно заняты умственным трудом;

• работают возмездно, получают заработную плату;

• занимают должности в легальных организациях, работают на профессиональной основе;

• работают в «чужих интересах», то есть выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах тех, кто оплачивает их работу.

По последнему признаку (кто финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) можно различать служащих следующих организаций:

1) государственных;

2) муниципальных;

3) частных;

4) международных

 

 

 

Задание 3. Основные принципы государственной службы

В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» провозглашено:

 

Государственная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской  Федерации и федеральных законов  над иными нормативными правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении государственными  служащими должностных обязанностей  и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственного  действия, обязанности государственных  служащих признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина;

3) единства системы государственной  власти, разграничения предметов  ведения между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации;

4) разделения законодательной, исполнительной  и судебной власти;

5) равного доступа граждан к  государственной службе в соответствии  со способностями и профессиональной  подготовкой;

6) обязательности для государственных  служащих решений, принятых вышестоящими  государственными органами и  их руководителями в пределах  их полномочий и в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

7) единства основных требований, предъявляемых к государственной  службе;

8) профессионализма и компетентности  государственных служащих;

9) гласности в осуществлении  государственной службы;

10) ответственности государственных  служащих за подготавливаемые  и принимаемые решения, неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих должностных обязанностей;

11) внепартийности государственной  службы; отделения религиозных объединений  от государства;

12) стабильности кадров государственных  служащих в государственных органах.

Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:

• законность (п. 1, 2, 3, 6, 7);

• демократизм (п. 4, 6, 9);

• профессионализм (п. 8, 10, 11, 12).

Законность и демократизм – общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы. А профессионализм – это ее специфический принцип.

Анализ всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защищенности служащих.

Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти – эффективности.

 

Принцип законности означает признание:

а) верховенства Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;

б) обязательности законных решений вышестоящих органов и   должностных лиц;

в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.

Можно назвать такие направления реализации идеи законности: служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен сам соблюдать законы, его права должны быть защищены.

 

Важнейшие проявления принципа демократизма:

а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;

б) общедоступность государственной службы. Ст. 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с наличием гражданства, владением государственным языком, с возрастом поступления на службу, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограничения обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более высокого возраста для занятия должности, предельного возраста и срока пребывания на ней, требований определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, годные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование;

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Современная организация государственных учреждений России"