Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:01, курс лекций
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом. Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной
95. ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
КИТАЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Полуколониальную эксплуатацию Китая облегчала
ее политическая раздробленность, наличие сла-
бой центральной власти. На почве всеобщего не-
довольства постоянно происходили народные бунты.
В 1905 г. произошло объединение радикальных
организаций страны в Союзную лигу, ядром кото-
рой явилось Общество возрождения Китая.
10 марта 1912 г. собрание представителей про-
винций, объявившее себя Национальным собранием,
приняло Временную Конституцию республики.
Документ провозглашал принципы равноправия все-
го населения и неприкосновенности личности,
свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны
переписки и т. д. В качестве высшего органа законо-
дательной власти Конституцией предусматривался
парламент в составе нижней палаты и сената.
На выборах
в парламент в декабре 1912—
ле 1913 г. большинство мест получил Гоминьдан
(Национальная партия), созданный в результате
преобразования Союзной лиги.
14 мая 1914 г. была объявлена новая Времен-
ная Конституция, предоставившая президенту
диктаторские полномочия. В конце 1915 г. было
официально объявлено о восстановлении монар-
хии. Накануне этого акта диктатор принял «21 тре-
бование» Японии, направленное на превращение
Китая в японскую колонию.
В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Го-
миньдана было образовано новое национальное пра-
вительство, считавшееся общекитайским.
В 1931 г. функции политической опеки Гоминь-'
дана были оформлены государственным докумен-
ту том, в соответствии с которым национальному съезду
Гоминьдана
предоставлялось право
власть от имени Национального собрания.
25 декабря 1946 г. Национальное собрание
приняло Конституцию Китайской республики.
Страна представляла собой осколки феодального об-
щества с пережитками более ранних исторических эпох.
Местными органами власти провозглашались
Советы депутатов, которые формировали испол-
нительные комитеты. Местными судебными орга-
нами в советских районах Китая являлись судеб-
ные
отделы местных советских
На I Всекитайском съезде Советов был утвержден
проект Основной конституционной программы.
В 1952 г. ЦК КПК разработал генеральную линию,
предусматривавшую «строительство социализ-
ма» в стране. В 1954 г. Всекитайское собрание на-
родных представителей (ВСНП) утвердило и ввело
в действие новую Конституцию КНР. Задачами
государства были объявлены:
1) индустриализация страны, наращивание промыш-
ленно-технического потенциала;
2) ликвидация
пережитков в сельском
Законодательные функции постепенно перехо-
дят от ВСНП к его Постоянному комитету, а власть
на местах - к исполнительным органам - народным
комитетам. В 1958 г. китайское руководство возло-
жило свои надежды на так называемый большой ска-
чок, разрушительные последствия которого сказа-
лись на и без того отсталой китайской экономике.
В начале 1975 г., после десятилетнего переры-
ва, созывается 1 -я Сессия Всекитайского собрания
народных представителей (4-го созыва), которая
приняла новую Конституцию Китая и на ее осно-
ве сформировала новые органы власти.
В настоящее время Китай представляет собой
парламентскую республику с авторитарным
режимом и коммунистической идеологией.
96. Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее временной военной оккупации американскими войсками, к созданию японского правительства, основные направления деятельности которого были определены Потсдамской декларацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной демилитаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосудия, полиции и пр. В ряду важных социально-экономических реформ, проведенных в послевоенной Японии, особое место занимает Закон об аграрной реформе 1946 г., сыгравший значительную роль в перестройке послевоенной социальной структуры Японии. Этим законом предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение излишков (сверх 3 те) обрабатываемой помещичьей земли путем выкупа ее государством и последующей распродажи крестьянам (с преимущественным правом покупки арендаторами). Ограничена была земельная арендная плата, введены также ограничения для перепродажи земли с целью пресечения ее новой концентрации в одних руках и пр. Важнейшей демократической акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии 1946 г., которая вступила в силу в 1947 г. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но наследственная императорская власть была сохранена. За ним был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер-министра по представлению кабинета, промульгировать поправки к Конституции, созывать парламентские сессии, распускать нижнюю палату, подтверждать назначения и отставки государственных министров и других должностных лиц. Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Парламенту при этом была отведена роль "высшего органа государственной власти и единственного законодательного органа страны". Японский парламент - двухпалатный орган, состоящий из палаты представителей и палаты советников. Первая (нижняя) палата переизбирается целиком каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов палаты советников (верхней) - 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из .них. Главным звеном государственной машины, которое обладает полнотой властных полномочий, является японское правительство и, более того, его премьер-министр. Премьер-министр от имени Кабинета выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их. Парламент избирает главу Кабинета министров высшего исполнительного органа власти. Им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и в силу этого должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия. Во главу судебной системы Японии поставлен Верховный Суд, состоящий из Главного судьи и установленного законом числа судей. Все судьи, кроме Главного, назначаются Кабинетом, Главный - императором по представлению Кабинета. Судьи независимы, действуют "согласно голосу своей совести" (ст. 76) и подчиняются только закону. Принципиально новым явлением в практике буржуазного конституционализма является включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также "от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". На основе указания оккупационных властей в 1948 г. правительством принимается Закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях, на основании которого рабочие этих предприятий, почты, телеграфа, железных дорог и т. п. были ограничены в своих трудовых и профсоюзных правах. В 1951 г. был подписан Сан-Францисский мирный договор между США и Японией, а также "договор безопасности", который вступил в силу в 1952 г. вместе со специальным Административным соглашением. На основании этих документов были формально отменены все ограничения национального суверенитета Японии, в том числе право оккупационных властей санкционировать принятые японским парламентом законы и бюджет. Американо-японский договор вместе с тем давал США право размещать свои наземные, воздушные и морские силы в Японии.
97. «Новый курс» Рузвельта
В XX в. деятельности, американского государства появились новые направления одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальны доход сократился на 48%, обанкротилось 40%банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически, ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1232г. победил Франклин Делано Рузвельт кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс». Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система , в результате крупнейшие банки получили
Крупные кредиты и субсидии:
Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 1 7 групп деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия
Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 .мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня_ 1909— 1914 гг. Это осуществлялось главным образом путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно .было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).
В целях уменьшения безработицы снижения её негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи замененную вскоре Администрацией развития общественных работ . Безработных направляли в создаваемые специальные организации где занимались "строительством и ремонтом мостов и т.д.
Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов в распоряжении правительства Рузвельта.
В это время наметился важный сдвиг развитии трудового и социального которое носило, по сущёству; фрагментарный характер. Более того, большинство дел, связанных соотношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре Законом Порриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон .Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в обшефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах , подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха) Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долл.. или тюремному заключению до одного года, пли одновременно обоим видам наказания.
Б 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении»,_явившимся первым в истории США общефедеральньм нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определенному ..цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии «...если его общин заработок, как это будет установлено Управлением, за периоде 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лег не превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка...» Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1% с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% обшей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.
В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых гpyпп трудящихся и минимум зарплаты.
В итоге «Новый курс», являвшийся прямым массированным .вторжением государства в сферу социально-э кономческих отношений и включавший значительные элементы регулирования, "способствовал смягчению проявлений кризиса.
Ревизия «Нового курсам. По мере выхода из кризиса корпорации главным образом через Верховный суд стали добиваться (и не без успеха) отмены законодательства «Нового -курса». В целях смягчения будущих кризисных явлении стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые главным образом с помощью финансово-экономических средств.
После окончания второй мировой войны произошел отход от завоёванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 г. был принят закон Тафта — Хартли, формально в качестве поправки к закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения. Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала.
Президент наделялся пряном в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так называемый «охладительный период»). Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидарности, стачки, «создающие угрозу национальным интересам страны». Отменялась практика «закрытого цеха». Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причинённые забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом. Устанавливался контроль за профсоюзными средствами, которые запрещалось использовать Для достижения каких либо политических целей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов
В послевоенное десятилетие
усилилась законодательная
Информация о работе Лекции по "Истории государства и права зарубежных стран"