Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

Чиновники министерских делегатур могут проверять соответствующие  отделы местного самоуправления по определенным вопросам (финансы и др.) и составлять акты проверки. Они могут также  давать советы отраслевым органам местного самоуправления.

Таким образом, управление на местах сочетает и общественные, и государственные элементы, последние  имеются и в местном самоуправлении. Видимо, нужна разработка общественно-государственной  теории, но прежде всего — разработка концепции особой публичной власти местного самоуправления.

Естественные  и искусственные административно-территориальные  единицы. Во многих зарубежных странах  принято различать естественные и искусственные административно-территориальные  единицы и, как следствие, естественные и искусственные территориальные коллективы. С этим делением связана организация муниципального управления и государственного управления на местах. В настоящее время такие различия не имеют выхода на практику, но если будет проводиться реформа местного самоуправления и государственного управления на местах, их следует учитывать.

Естественные  территориальные единицы — это  поселения, города, где люди исторически  осели для совместной жизни (обычно возле источников воды, на территориях, отделенных от вражеских набегов труднопроходимой местностью). Они выбирали для управления общественными делами вождей, старейшин, советы, собирали сходы. Впоследствии такие единицы получили обобщенное название общин, общинного звена территориального деления государства. В общинах всегда есть выборные органы местного самоуправления и нет назначенных государством чиновников общей компетенции.

Искусственные административно-территориальные единицы  создаются сверху, актами государства (субъектов федерации в федеративных государствах). Так возникали воеводства, губернии, районы и т.д. Они получили название регионального звена. В такие звенья государство для управления назначало своих представителей (воеводы, губернаторы и др.). В настоящее время также в региональном звене, в отличие от общинного, не обязательно существование выборных органов самоуправления. Они могут быть, а могут и не быть.

Проблема различения единиц общинного и регионального  звена имеет принципиальное значение. Совет Европы, в 1985 г. принял Европейскую  хартию о местном самоуправлении. В ней речь идет, по существу, об общинном звене. В 1997 г. он подготовил проект Европейской хартии о региональном самоуправлении, где в отличие от Хартии 1985 г. зафиксированы несколько иные требования к региональному самоуправлению (в том числе создание при назначенном управляющем коллегиальных представительных органов хотя бы с совещательными полномочиями). В Украине это различие не всегда понимается правильно, иногда считают, что понятие «регион» относится к субъектам государства. На деле под региональным самоуправлением имеются в виду единицы выше общин (области, губернии, округа, районы и др.), но не автономные образования и не субъекты государства.

 

11.2. ОСНОВЫ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Согласно ст.7 Конституции Украины в Украине  признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление является правом территориальной громады  – жителей села или добровольного  объединения в сельскую громаду  жителей нескольких сел, поселка  и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через  органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные и их исполнительные органы.

Органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных  громад сел, поселков, городов являются районные и областные советы.

Вопрос организации  управления районами в городах относится  к компетенции городских советов.

В соответствии со ст.141 Конституции Украины в  состав сельского, поселкового, городского, районного, областного совета входят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет.

Территориальные громады на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем  тайного голосования избирают сроком на пять лет  соответственно сельского, поселкового, городского голову, который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях.

Председатель  районного  избирается соответствующим  советом и возглавляют исполнительный аппарата совета.

Согласно ст. 142 Конституции Украины материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, естественные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.

Органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными  для исполнения на соответствующей  территории.

Другие вопросы  организации местного самоуправления, формирования, деятельности и ответственности  органов местного самоуправления определяются Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине».

В соответствии со ст.43 Закона Украины «О местном  самоуправлении в Украине» исключительно на пленарных заседаниях  районного  совета решаются следующие вопросы:

- выборы  председателя  совета, его заместителей, освобождение  их с должностей;

- образование,  выборы и ликвидация постоянных  и других комиссий, изменение  их состава, выборы председателей комиссий;

- образование  коллегии совета, утверждение положения  о ней;

- утверждение   регламента совета и плана  работы;

- утверждение  программ социально-экономического  и культурного развития района, целевых программ по другим вопросам, заслушивание отчетов об их выполнении;

- рассмотрение  запросов депутатов, принятие  решений по ним;

-  утверждение  районных  бюджетов, внесение изменений  в них, утверждение отчетов  об их исполнении; распределение  переданных из государственного  бюджета средств в виде дотаций, субвенций соответственно между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного значения, сел, поселков, городов районного значения;

- решение в  установленном законом порядке  вопросов об управлении объектами  общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, находящихся в управлении районных и областных советов; назначение и освобождение их руководителей;

-  принятие  решений об организации территорий  и объектов           природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране; внесение предложений в соответствующие государственные органы об объявлении природных и других объектов, имеющим экологическую, историческую, культурную или научную ценность, памятниками истории или культуры, охраняемыми законом;

-  принятие  решений по вопросам административно-территориального  устройства в пределах и в  порядке, определенных законом;

- осуществление  в соответствии с законом полномочий  по организации проведения всеукраинских референдумов и выборов органов государственной власти и местного самоуправления;

Районные советы могут рассматривать и решать на пленарных заседаниях и другие вопросы, отнесенные к их ведению  настоящим и другими законами.

Статьей 44 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» предусмотрено, что районные советы делегируют районным государственным администрациям следующие полномочия:

- подготовка  и внесение на рассмотрение  совета проектов программ социально-экономического  и культурного развития;

- обеспечение  сбалансированного экономического  и социального развития соответствующей  территории, эффективного использования  природных, трудовых и финансовых  ресурсов;

-  объединение  на договорных началах средств  предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, и населения, а также бюджетных средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры, дорог местного значения и на мероприятия по охране труда и охране окружающей природной среды;

- обеспечение в соответствии с законодательством развития науки, всех видов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма; содействие возрождению центров традиционного народного творчества, национально-культурных традиций населения, художественных промыслов и ремесел, работе творческих союзов, национально-культурных обществ, ассоциаций, других общественных и неприбыльных организаций, действующих в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, семьи и молодежи;

Районные советы могут делегировать районным государственным  администрациям и другие полномочия, отнесенные к их компетенции настоящим  и другими законами.

Согласно ст.71, 72 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» территориальные громады, органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия.

Органы исполнительной власти, их должностные лица не имеют  права вмешиваться в законную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также решать вопросы, отнесенные Конституцией Украины, настоящим и другими законами к полномочиям органов и должностных лиц местного самоуправления, кроме случаев исполнения делегированных им советами полномочий, и в других случаях, предусмотренных законом.

При рассмотрении местной государственной администрацией вопросов, затрагивающих интересы местного самоуправления, она должна сообщить об этом соответствующим органам  и должностным лицам местного самоуправления.

Местные государственные  администрации подотчетны районным советам в исполнении программ социально-экономического и культурного развития, районных  бюджетов, подотчетны и подконтрольны  в части полномочий, делегированных им районным советом, а также в исполнении решений советов по этим вопросам.

 

ТЕМА 12.

ПРЕДМЕТЫ  ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ  В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

12.1. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ

Вопросы местного значения. Публичная  власть территориального коллектива находит  свое выражение в регулировании его жизнедеятельности. Эта жизнедеятельность разнообразна. Она включает вопросы экономики (управление муниципальной собственностью и др.), политики (муниципальные выборы), область социальных отношений (общественные работы), образования (начальное образование), культуры. Направления и сферы деятельности, по которым и в пределах которых (эти пределы установлены законом) население и созданные им органы вправе осуществлять свое регулирование, составляют предметы ведения местного самоуправления. Они дают представление о том, в каких областях общественной жизни может осуществляться местное самоуправление. Конституция перечисляет лишь предметы ведения федераций и совместные предметы ведения федерации и субъектов. Исключительные предметы ведения субъектов не названы, равно как и предметы ведения местного самоуправления. В отношении последнего употребляется формулировка «вопросы местного значения». Поэтому принято характеризовать предметы ведения местного самоуправления не в объектном, а в формализованном плане: в зависимости от соотношения этих предметов ведения с предметами ведения государства и ее субъектов1. Предметы ведения местного самоуправления в соответствии с законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» включают три категории: 1) вопросы местного значения; 2) отдельные полномочия государственных органов, которыми могут наделяться органы местного самоуправления; 3) полномочия, переданные другими органами местного самоуправления

Комиссия, созданная Президентом, работает над проектом нового закона о разграничении полномочий государства, ее субъектов и местного самоуправления. Предполагается, что в нем будут более подробно обозначены предметы ведения местного самоуправления.

(например, вышестоящего звена), на договорной основе. Решая эти вопросы и осуществляя свои полномочия, органы и должностные лица муниципальных образований имеют своей главной задачей комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, удовлетворение законных интересов и обеспечение прав населения (в том числе и временно находящегося на данной территории)., Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, если они не отнесены законом к компетенции государства или ее субъектов. Закон 1995 г. относит к вопросам местного значения:

а) в экономической и финансовой сфере — управление муниципальным  имуществом, в том числе муниципальной  собственностью, муниципальным жилищным фондом и нежилыми помещениями; установление местных налогов и сборов; управление местными финансами и др.;

б) в сфере социальных отношений  и культуры — управление учреждениями образования и здравоохранения, дорожное строительство, транспортное обслуживание населения, благоустройство  и озеленение территории, обеспечение жителей услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта, организации ритуальных услуг, содержание мест захоронения и др.;

в) в сфере охраны общественного  порядка — организация и содержание органов охраны общественного порядка, контроль за их деятельностью, обеспечение  противопожарной безопасности, организация  муниципальной пожарной службы и  др.;

г) в сфере правовой деятельности — принятие и изменение устава муниципального образования, контроль за его соблюдением, принятие нормативных актов в пределах компетенции муниципального образования, защита законных прав и интересов муниципального образования в правоохранительных органах и др.

Перечень, который содержится в  законе о принципах местного самоуправления 1995 г., имеет открытый характер. Субъекты государства в своих законах  могут его развивать и конкретизировать, в том числе передавая законом  муниципальным образованиям некоторые функции государственных органов субъекта. В рамках, установленных законом, муниципальные образования вправе решать другие вопросы, которые отнесены законами субъектов государства к категории вопросов местного значения, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти или других муниципальных образований (например, вышестоящего звена). В некоторых законах о местном самоуправлении, принятых субъектами государства, к вопросам местного значения дополнительно отнесены участие в проведении государственной политики по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, транспортные местные коммуникации и др. Конкретный перечень вопросов местного значения, относящихся к ведению каждого муниципального образования, закреплен в его уставе.

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"