Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

 

9.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ  ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

Согласно Конституции  Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.

Юрисдикция  судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

Судопроизводство  осуществляется Конституционным Судом  Украины и судами общей юрисдикции.

Народ непосредственно  принимает участие в осуществлении  правосудия через народных заседателей  и присяжных.

Судебные решения  принимаются судами именем Украины  и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

Система судов  общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности  и специализации.

Наивысшим судебным органом в системе судов общей  юрисдикции является Верховный Суд  Украины.

Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды.

Согласно закону действуют апелляционные и местные  суды.

Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.

Независимость и неприкосновенность судей гарантируются  Конституцией и законами Украины.

Влияние на судей  любым способом запрещается.

Судья не может  быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован  до вынесения обвинительного приговора  судом.

Судьи занимают должности бессрочно, кроме судей  Конституционного Суда Украины и судей, назначаемых на должность судьи впервые.

Судья освобождается  от должности органом, который его  избрал или назначил, в случае:

1) окончания  срока, на который он избран  или назначен;

2) достижения  судьей шестидесяти пяти лет;

3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;

4) нарушения  судьей требований относительно  несовместимости;

5) нарушения  судьей присяги;

6) вступления  в законную силу обвинительного  приговора относительно него;

7) прекращения  его гражданства;

8) признания  его безвестно отсутствующим  или объявления умершим;

9) подачи судьей  заявления об отставке или  об освобождении от должности  по собственному желанию.

Полномочия  судьи прекращаются в случае его  смерти.

Государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей.

Правосудие  осуществляют профессиональные судьи  и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.

Профессиональные  судьи не могут принадлежать к  политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой  политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

На должность  судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком.

Судьями специализированных судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Эти судьи отправляют правосудие только в составе коллегий судей.

Дополнительные  требования к отдельным категориям судей относительно стажа, возраста и их профессионального уровня устанавливаются законом.

Защита профессиональных интересов судей осуществляется в порядке, установленном законом.

Первое назначение на должность профессионального  судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно, в порядке, установленном законом.

Председатель  Верховного Суда Украины избирается на должность и освобождается  от должности путем тайного голосования  Пленумом Верховного Суда Украины в порядке, установленном законом.

Судьи при осуществлении  правосудия независимы и подчиняются  только закону.

Судопроизводство  осуществляется судьей единолично, коллегией  судей или судом присяжных.

Основными принципами судопроизводства являются:

1) законность;

2) равенство  всех участников судебного процесса  перед законом и судом;

3) обеспечение  доказанности вины;

4) состязательность  сторон и свобода в предоставлении  ими суду своих доказательств  и в доказывании перед судом  их убедительности;

5) поддержание  государственного обвинения в  суде прокурором;

6) обеспечение  обвиняемому права на защиту;

7) гласность  судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами;

8) обеспечение  апелляционного и кассационного  обжалования решения суда, кроме  случаев, установленных законом;

9) обязательность  решений суда. Законом могут быть  определены также иные принципы  судопроизводства в судах отдельных судебных юрисдикций.

 За неуважение  к суду и судье виновные  лица привлекаются к юридической  ответственности.

Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия  для функционирования судов и  деятельности судей. В Государственном бюджете Украины отдельно определяются расходы на содержание судов.

Для решения  вопросов внутренней деятельности судов  действует судейское самоуправление.

В Украине действует  Высший совет юстиции, к ведению  которого относится:

1) внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;

2) принятие решения  по нарушениям судьями и прокурорами  требований относительно несовместимости;

3) осуществление  дисциплинарного производства относительно  судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов и рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.

Высший совет  юстиции состоит из двадцати членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры - двух членов Высшего совета юстиции .

В состав Высшего  совета юстиции входят по должности  Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный  прокурор Украины.

 

ТЕМА 10.

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

 

10.1. МЕСТО  И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

Роль и место  какого - либо государственного органа определяется комплексом черт, признаков  критериев:

1) назначению  органа государственной власти;

2) функции (направления  деятельности)

3) полномочия;

4) порядок формирования  и подчиненность;

5) система и  структура органа и его составляющих.

 Наряду с  закрепленными функциями прокуратуры  в Конституции Украины существуют  так называемые "временные"  функции прокуратуры, а именно  надзора за соблюдением и правильным  применением законов субъектами государственной и общественной жизни. Поэтому факт сохранения за прокуратурой названной функции и перечисленных конституционных функций оставил нерешенной и проблема о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Этой проблеме следует дать правовой анализ.

 Во-первых, орган  законодательной власти не свойственно  выполнять функцию следствия,  представительства интересов государства  и гражданина в суде и поддержание  государственного обвинения.

 Во-вторых, орган  исполнительной власти не свойственно исполнение названных выше а также надзорных функций.

 В-третьих,  орган судебной власти не свойственно  осуществлять надзорные функции  и функцию предварительного следствия.

 Если когда  прокуратура будет лишена функции  надзора за соблюдением и правильным применением законов и функции досудебного следствия, тогда, безусловно она станет обеспечительные-судебным органом, то есть представлять судебную власть.

 Органам  прокуратуры принадлежит особое  место в механизме гарантий  законности. Защищая права и свободы граждан, интересы государства и общества органы прокуратуры, руководствуясь в своей деятельности законами, могут обязать от имени государства любого руководителя поднадзорного органа, организации или учреждения устранить нарушения законности, принять меры для предупреждения таких нарушений в будущем, требовать привлечь к ответственности виновных.

 Осуществляя  надзор за соблюдением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание, досудебное  следствие, органами, исполняющими судебные решения по уголовным делам, а также применяют другие меры принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан, - прокуроры пользуются широкими властными полномочиями, которые, собственно раскрывающие суть прокурорско-надзорной власти.

 Осуществляя  надзор за соблюдением и применением  законов на территории Украины,  принимая участие в законодательном  процессе присутствием на заседаниях  ВРУ и его органов, информируя  депутатов о состоянии законности  в государстве и т.д., органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, способствуя в выполнении ее непосредственных задач.

 Надзор за  соблюдением законов КМУ, министерствами  и другими центральными органами  исполнительной власти, другими  органами государственного и  хозяйственного управления и контроля, прокурор способствует осуществлению и исполнительной власти в рамках закона.

 Участие  прокурора в осуществлении правосудия  заключается в его праве реагировать  на незаконные судебные решения,  путем внесения соответствии  апелляционного и кассационного представления, а это означает, что органы прокуратуры помогают судебной власти в обеспечении правосудия. Итак, реализуя свои полномочия, органы прокуратуры обслуживают все три ветви власти.

 Прокуратура  является государственным правоохранительным органом, на который возлагается задача осуществления надзора за соблюдением и правильным применением законов в Украине.

 Деятельность  прокуратуры, направлена ​​на  всемерное утверждение верховенства  закона, укрепление правопорядка  и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств:

1) закрепленных  Конституцией Украины независимости  республики, общественного и государственного  строя, политической и экономической  систем, прав национальных групп  и территориальных образований;

2) гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально - экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;

3) основ демократического  устройства государственной власти, правового статуса местных советов, органов самоорганизации населения.

 Основными  функциями прокуратуры в соответствии  с Конституцией Украины и Законом  "О прокуратуре являются:

- Поддержание  государственного обвинения в  суде

- Представительство  интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

- Надзор за  соблюдением законов органами, осуществляющими  оперативно - розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;

- Надзор за  соблюдением законов при исполнении  судебных решений по уголовным  делам и применения мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

 В Переходных  положениях Конституции Украины  и положениях Закона Украины  "О прокуратуре" указывается  на две надзора за соблюдением  и применением законов всеми  органами, предприятиями, учреждениями и гражданами и функцию досудебного расследования деяний, содержащих признаки преступления. В Конституции, они закреплялись в Переходных положениях как временные. Однако реалии таковы, что пока необходимо сохранить эти функции. И неизвестно на какое время. Выделяется еще одна важная функция связана с досудебным расследованием деяний, содержащих признаки преступления - это координация деятельности правоохранительных органов в борьбе против преступности. Указом Президента Украины "О совершенствовании координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и организованной преступностью" от 12.02.2000р.впроваджено на основе уже действующего Указа президента "О мерах по совершенствованию деятельности координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью" от 30.05. 1994г .- Основные направления координации деятельности и закреплено роль прокурора как ее организатора

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"