Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти
9.3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ
Согласно Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются.
Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.
Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины и судами общей юрисдикции.
Народ непосредственно
принимает участие в
Судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.
Система судов общей юрисдикции в Украине строится по принципам территориальности и специализации.
Наивысшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины.
Высшими судебными органами специализированных судов являются соответствующие высшие суды.
Согласно закону
действуют апелляционные и
Создание чрезвычайных и особых судов не допускается.
Независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины.
Влияние на судей любым способом запрещается.
Судья не может быть без согласия Верховной Рады Украины задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом.
Судьи занимают должности бессрочно, кроме судей Конституционного Суда Украины и судей, назначаемых на должность судьи впервые.
Судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае:
1) окончания срока, на который он избран или назначен;
2) достижения судьей шестидесяти пяти лет;
3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
4) нарушения
судьей требований
5) нарушения судьей присяги;
6) вступления
в законную силу
7) прекращения его гражданства;
8) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;
9) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.
Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти.
Государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей.
Правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.
Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком.
Судьями специализированных судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Эти судьи отправляют правосудие только в составе коллегий судей.
Дополнительные требования к отдельным категориям судей относительно стажа, возраста и их профессионального уровня устанавливаются законом.
Защита профессиональных интересов судей осуществляется в порядке, установленном законом.
Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно, в порядке, установленном законом.
Председатель
Верховного Суда Украины избирается
на должность и освобождается
от должности путем тайного
Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
Судопроизводство осуществляется судьей единолично, коллегией судей или судом присяжных.
Основными принципами судопроизводства являются:
1) законность;
2) равенство
всех участников судебного
3) обеспечение доказанности вины;
4) состязательность
сторон и свобода в
5) поддержание государственного обвинения в суде прокурором;
6) обеспечение обвиняемому права на защиту;
7) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами;
8) обеспечение
апелляционного и
9) обязательность
решений суда. Законом могут быть
определены также иные
За неуважение
к суду и судье виновные
лица привлекаются к
Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. В Государственном бюджете Украины отдельно определяются расходы на содержание судов.
Для решения
вопросов внутренней деятельности судов
действует судейское
В Украине действует Высший совет юстиции, к ведению которого относится:
1) внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;
2) принятие решения
по нарушениям судьями и
3) осуществление
дисциплинарного производства
Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры - двух членов Высшего совета юстиции .
В состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины.
ТЕМА 10.
ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. МЕСТО И РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ
Роль и место какого - либо государственного органа определяется комплексом черт, признаков критериев:
1) назначению органа государственной власти;
2) функции (направления деятельности)
3) полномочия;
4) порядок формирования и подчиненность;
5) система и
структура органа и его
Наряду с
закрепленными функциями
Во-первых, орган
законодательной власти не
Во-вторых, орган
исполнительной власти не свойс
В-третьих,
орган судебной власти не
Если когда
прокуратура будет лишена
Органам
прокуратуры принадлежит
Осуществляя
надзор за соблюдением законов
органами, осуществляющими оперативно-
Осуществляя
надзор за соблюдением и
Надзор за
соблюдением законов КМУ,
Участие
прокурора в осуществлении
Прокуратура
является государственным право
Деятельность
прокуратуры, направлена на
всемерное утверждение
1) закрепленных
Конституцией Украины
2) гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными правовыми актами социально - экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;
3) основ демократического
устройства государственной
Основными
функциями прокуратуры в
- Поддержание государственного обвинения в суде
- Представительство
интересов гражданина или
- Надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие;
- Надзор за
соблюдением законов при
В Переходных
положениях Конституции