Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций
Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.
ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти
3) утверждает
по представлению Председателя
Верховного Суда Украины
4) утверждает
по представлению Председателя
Верховного Суда Украины
5) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке законодательной инициативы в Верховную Раду Украины и о толковании законов Украины;
6) заслушивает
сообщения о работе Верховного
Суда Украины и отчеты
7) рассматривает представления Председателя Верховного Суда Украины о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины законодательству Украины;
8) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.
Рассмотрение Пленумом Верховного Суда Украины вопросов, не связанных с решением судебных дел
Вопросы, не связанные с решением судебных дел, внесенные в соответствии с настоящим Законом на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда Украины, Генеральным прокурором Украины или Министром юстиции Украины, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. При этом в вопросах, вносимых на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда Украины или Министром юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины дает заключение. В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда Украины.
Для подготовки проекта постановления, содержащего руководящие разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.
Порядок работы Пленума Верховного Суда Украины
Пленум Верховного Суда Украины созывается не реже одного раза в три месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор Украины и Министр юстиции Украины уведомляются не позднее чем за пятнадцать дней до заседания.
Проекты постановлений Пленума и копии протестов или представлений по судебным делам направляются членам Пленума, Генеральному прокурору Украины и Министру юстиции Украины не позднее чем за десять дней до заседания.
Заседание Пленума Верховного Суда Украины является правомочным при наличии не менее двух третей его состава.
Постановления Пленума Верховного Суда Украины принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.
Постановления
Пленума подписываются
Секретарь Пленума Верховного Суда Украины наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда Украины осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.
Судебные коллегии Верховного Суда Украины
Состав судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии утверждается Пленумом Верховного Суда Украины из числа судей Верховного Суда Украины.
Председатель Верховного Суда Украины в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Полномочия судебных коллегий Верховного Суда Украины
Судебные коллегии Верховного Суда Украины рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Президиум Верховного Суда Украины
Президиум Верховного Суда Украины образуется в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Верховного Суда Украины в количестве, определяемом Президиумом Верховного Совета Украины.
Состав президиума Верховного Суда Украины утверждается Президиумом Верховного Совета Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины.
Президиум Верховного Суда Украины рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Украины, а также оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции Украины.
Заседание президиума Верховного Суда Украины проводятся не реже одного раза в месяц.
Заседание президиума Верховного Суда Украины является правомочным при наличии большинства членов президиума.
Постановления президиума принимаются большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании, и подписываются Председателем Верховного Суда Украины.
Председатель Верховного Суда Украины
Председатель Верховного Суда Украины:
1) приносит в
пределах и порядке,
2) в случаях
и порядке, установленных
3) организует
работу по изучению и
4) созывает Пленум Верховного Суда Украины и председательствует на его заседаниях; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда Украины при рассмотрении любого дела;
5) созывает президиум Верховного Суда Украины и вносит на рассмотрение президиума вопросы, требующие ее решения; председательствует на заседаниях президиума;
6) вносит в
Пленум Верховного Суда
7) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Украины;
8) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда Украины;
9) ведет личный
прием, организует работу суда
по приему граждан и
10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместители Председателя Верховного Суда Украины
Заместители Председателя Верховного Суда Украины:
1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда Украины;
2) приносят в
пределах и порядке,
3) в случае
и порядке, установленных
4) осуществляют
в соответствии с
5) ведут личный прием граждан.
В случае отсутствия Председателя Верховного Суда Украины его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда Украины, а при отсутствии первого заместителя - заместитель Председателя Верховного Суда Украины.
Главы судебных коллегий Верховного Суда Украины
Главы судебных коллегий Верховного Суда Украины:
1) председательствуют
в судебных заседаниях
2) образуют состав
суда для рассмотрения дел
в судебных заседаниях
3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
4) подают Пленума
Верховного Суда Украины
5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) организуют
работу по повышению
Судьи и народные заседателей
Требования к кандидатам в судьи и народные заседатели
Требования к кандидатам в судьи определяются Законом Украины "О статусе судей" (2862-12).
Народным заседателем Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов, межобластного суда может быть гражданин Украины, достигший на день избрания достиг 30-летнего возраста. Народным заседателем Верховного Суда Украины может быть гражданин Украины, достигший на день избрания достиг 35-летнего возраста.
Не может быть народным заседателем лицо, имеющее судимость, лицо с ограниченной дееспособностью или которую по решению суда признан недееспособным.
Срок, на который народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в суде
Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на месяц в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.
За народными заседателями из числа рабочих, колхозников и служащих на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется средний заработок по месту постоянной работы.
Народным заседателям, не являющимся рабочими, колхозниками и служащими, возмещаются расходы, связанные с выполнением их обязанностей в суде. Порядок и размеры возмещения устанавливаются Президиумом Верховного Совета Украины.
Прекращение полномочий судей и увольнения их с должности
Прекращение полномочий судей и освобождения их от должности производится по основаниям и в порядке, установленных Законом Украины "О статусе судей" (2862-12).
Народные заседатели могут быть отозваны избирателями или органом, который их избрал, по представлению председателя соответствующего суда, если они не оправдали обнаруженной им доверия или совершили действия, не достойные звания народного
Выборы судей и народных заседателей вместо выбывших
В случае выбытия отдельных судей и народных заседателей судов Украины проводятся выборы судей и народных заседателей вместо выбывших. Выборы проводятся в порядке, определенном настоящим Законом и Законом Украины "О статусе судей" (2862-12).
Неприкосновенность судей и народных заседателей
Судьи - неприкосновенны.
Гарантии неприкосновенности судей
устанавливаются Законом Украин
Гарантии неприкосновенности судей распространяются на народных заседателей при исполнении ими обязанностей в суде.
Дисциплинарная ответственность судей
Судьи судов Украины несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленных законами Украины "О статусе судей" (2862-12) и "О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины" (3911-12).
Судебные исполнители
Назначение судебных исполнителей
Судебные исполнители находятся при районных (городских) судах и назначаются Министром юстиции Республики Крым, начальниками управлений юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций по представлению председателя районного (городского) суда.
В районных (городских) судах, где есть два и более судебных исполнителей, один из них назначается старшим судебным исполнителем.
Полномочия судебных исполнителей
На судебных исполнителей возлагается исполнение решений, определений и постановлений по гражданским делам, исполнение приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других решений и постановлений в предусмотренных законом случаях.
Обязательность требований, которые предъявляют судебные исполнители
Согласно законодательству Украины требования, которые предъявляют судебные исполнители по выполнению решений, приговоров, определений и постановлений судов, других решений и постановлений, подлежащих исполнению, обязательны для всех государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Украины.