Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

 Итак функции  прокуратуры - это указанные в  законе направления или части деятельности его органов, которые определяются социально-государственным назначением прокуратуры, характеризуются определенным предметом и задачами и осуществляются с использованием присущей этим органам компетенции.

 Все указанные  функции можно выделить по их характеру как

- Надзорные

- Не связанные  с надзором.

 Все указанные  функции по направлению их  проявления являются внешними. Вместе  прокуратуре, как каком - либо  государственному органу, свойственна  и внутренняя управленческо - контрольная деятельность, а потому для обеспечения своего эффективного функционирования прокуратура выполняет еще две внутренние функции: управленческую и контрольную.

 Суть управленческой  функции в системе органов  прокуратуры заключается в воздействии  вышестоящих прокуроров на нижестоящие органы прокуратуры. Формами управления органами прокуратуры являются:

- Аналитическая  работа;

- Взаимодействие  между структурными подразделениями  аппаратов и органами прокуратуры  внутри системы;

- Непосредственное  руководство.

 Контроль  за выполнением задач органов прокуратуры - важный элемент системы гарантий законности в непосредственной деятельности прокуроров и следователей, средство воздействия на повышение его результативности, ответственности, выявление и устранение недостатков и обстоятельств, им способствующих.

 Принципы  прокуратуры - это руководящие  идеи, которые нашли свое закрепление  в нормах права и которым  обобщаются соответствующие прокурорско  - надзорные общественные высшее  как отражение объективной реальности  и существующих в ней закономерностей.

 Система  принципов организации и деятельности  прокуратуры Украины:

1. Законность.

2. Принцип равенства  в защите прокуратурой прав  и интересов всех субъектов  независимо от демографических,  антропологических, социальных и  других признаков, то есть принцип демократизма.

3. Гласность.

4. Публичность,  т.е. обязательное реагирование  имеющимися у прокуратуры средствами  на любые нарушения закона, независимо  от субъектов их совершения.

5. Единство  и централизация прокуратуры.

6. Единственно Начальство и коллегиальность.

7. Независимость  органов прокуратуры.

8. Принцип деполитизации.

9. Принцип запрета  совместительства в трудовой  деятельности работникам прокуратуры.

 Принципы  разделяют:

1. По первичным  источником закрепления:

 А) Конституционные или обще правовые (законность, демократизм);

 Б) Отраслевые, т.е. непосредственно предусмотренных  Законом Украины "О прокуратуре" (единство и централизация органов  прокуратуры, единственно Начальство  и коллегиальность, независимость  прокуратуры);

 В) Межотраслевые,  т.е. закрепленные в различных  НПА, регламентирующих деятельность  органов прокуратуры (гласность,  публичность, деполитизация, принцип  запрета совмещения в трудовой  деятельности работникам прокуратуры).

2. По направлению  правового регулирования или за целью:

 А) Организационные  (принцип централизации прокуратуры);

 Б) Функциональные (демократизм, гласность, единство  прокурорской системы, единоначалие  и коллегиальность, принцип запрета  совмещения трудовой деятельности, гласность).

 В) Комплексные или смешанные (законность, независимость, деполитизация).

 Законности (ч. 2 ст. 6 Конституции Украины, ст. 3, ч1 ст. 4, п.5 СТ5, ст.6 Закона о прокуратуре). Органы прокуратуры осуществляют  свою деятельность в установленных  Конституцией границах и соответственно законам Украины. Это означает:

- Соответствие  закону поводов и оснований  прокурорского надзора;

- Соответствие  закону форм и методов и  актов прокурорского надзора;

- Выполняя надзорные  и другие функции, недопустимо  действовать руководствуясь "личным досмотром" в применении того или иного закона.

 Принцип  гласности закреплен в п. 5 ст. 6 Закона. Это функциональный, межотраслевой  принцип, согласно которому органы  прокуратуры действуют гласно, информируют  органы и общественность о  состоянии законности и мерах по ее укреплению. Для реализации принципа гласности ч. 1 ст. 2 Закона предусматривает ежегодное информирование ВРУ Генеральным прокурором о состоянии законности и правопорядка в государстве и о работе, проделанной для их укрепления.

 Принцип демократизма означает защиту прокуратурой прав и свобод граждан на началах их равенства перед законом и осуществление своей деятельности в интересах народа Украины.

 Принцип  публичности. Прокуратура как  государственный публичный орган,  исходя из обязанности, а не желание отдельных лиц или организаций, всегда и неукоснительно должна принимать все предусмотренные законом и возможных в конкретных условиях, меры по выявлению и своевременному устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили , восстановления нарушенных прав и привлечению в установленном порядке к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

 Принцип  единства прокурорского надзора  действует во всех сферах и  на всех уровнях его организации.  Согласно ему:

1) перед всеми  прокурорами стоят общие и единые задачи по надзору за соблюдением и правильным применением законов всеми поднадзорными объектами и субъектами;

2) все прокуроры,  независимо от уровня звена  прокурорской системы, в которой  они находятся, наделенные, в основном, одинаковые по характеру полномочиями.

3) Имеющаяся  единство принципов в организации  и деятельности всех органов;

4) Единственные  средства прокурорского надзора  и деятельности;

5) Единственное  законодательство;

6) Единственное  руководство органами прокуратуры.

 Принцип централизации прокурорского надзора означает, что подчиненность органов происходит только по вертикали - каждый ниже рангом прокурор подчинен высшему, а все прокуроры Генеральному прокурору Украины. Двойного подчинения или подчинения другим органам государственной власти или местного самоуправления нет.

 

10.2. ПРОКУРОРСКИЙ  НАДЗОР

Основные кадры  органов образуют прокуроры (их помощники, старшие помощники, заместители) и  следователи разных рангов.

 Прокурорами  и следователями могут назначаться  граждане Украины, имеющие высшее юридическое образование, необходимые деловые и моральные качества.

 Под деловыми  качествами следует понимать:

- Знание дела  на порученном участке работы;

- Теоретическую  подготовку;

- Квалификацию;

- Практический  опыт;

- Умение организовать дело (работу) и обеспечить оперативное и качественное ее выполнение;

- Способность  выявлять ее недостатки, анализировать  их причины, отыскивать способы  их преодоления;

- Способность  достигать реальных успехов в  работе.

 Моральные  качества, которым должны соответствовать работники прокуратуры:

- Верность "Присяге  сотрудника прокуратуры";

- Верность профессиональному  долгу;

- Честность,  правдивость, неподкупность, смелость;

- Способность  правильно воспринимать критику;

- Принципиальность;

- Нетерпимость  к недостаткам;

- Чуткость и  внимательность к людям и проч.

 Лица, впервые  назначаемые на должности помощников  прокуроров, прокуроров управлений, отделов, следователей прокуратуры,  принимают присягу сотрудника  прокуратуры. Текст присяги утверждается ВРУ. Процедура его принятия определяется Генеральным прокурором.

 Действующее  законодательство не содержит  норм о требованиях в отношении  лица, которое претендует на должность  Генерального прокурора Украины  или на прокурорские должности  в аппарате Генеральной прокуратуры. Конституция и Закон обусловливают только то, что Генеральный прокурор назначается на должность с согласия ВР и освобождается от должности Президентом Украины. Верховная Рада может выразить недоверие Генеральному прокурору, следствием которой является отставка с должности. Срок полномочий Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров - 5 лет, без всяких оговорок относительно количества их повторных назначений.

 Однако законом  четко очерчены требования относительно  лиц, которые назначаются на должности прокуроров нижестоящих уровней. Так, на должности прокуроров АРК, областей, г. Киева и Севастополя и приравненных к ним специализированных прокуратур назначаются граждане Украины не моложе 30 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее 7 лет. На должности прокуроров низового звена могут быть назначены лица не моложе 25 лет со стажем работы в органах прокуратуры или на судебных должностях не менее трех лет.

 Не могут  быть приняты на должность прокурора или следователя прокуратуры лица, которые были осуждены за совершение преступления, за исключением реабилитированных.

 Военными  прокурорами и следователями  назначаются граждане Украины  из офицеров, проходящих военную  службу или находящихся в запасе и имеющие высшее юридическое образование.

 Согласно  ст. 15 Закона о прокуратуре Генеральный  прокурор:

- Направляет  работу органов прокуратуры и  осуществляет контроль за их  деятельностью;

- Назначает  первого заместителя, заместителей  Генерального прокурора, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, других работников Генеральной прокуратуры Украины;

- Утверждает  структуру и штатную численность  подчиненных органов прокуратуры,  распределяет средства на их  содержание;

- Назначает  заместителей прокурора АРК, прокуроров областей, городов Киева и Севастополя, их заместителей, городских, районных, межрайонных, а также приравненных к ним других прокуроров;

- В соответствии  с законодательством определяет  порядок принятия, перемещения и  увольнения прокуроров, следователей прокуратуры и других специалистов (следовательно, следователей и специалистов нижестоящих от Генеральной прокуратуры прокуратур назначают на должности и освобождают те прокуроры, в подчинении которых эти следователи и специалисты будут работать. Срок полномочий следователей прокуратур законодательством не регламентируется);

- Согласно законов  Украины издает обязательные  для всех органов приказы, распоряжения, утверждает положения и инструкции.

- Присваивает  классные чины, а о присвоении классных чинов государственного советника юстиции 1, 2, 3-го классов - вносит представление Президенту Украины.

 Указания  Генерального прокурора по вопросам  расследования являются обязательными  для выполнения всеми органами  дознания и досудебного следствия.

 Прокуроры  АРК, областей, г. Киева и Севастополя:

- Назначают  на должности и освобождают  от должности работников, кроме  тех, которых назначает Генеральный  прокурор;

- По согласованию  с Генеральным прокурором вносят  изменения в установленных штатов подчиненных им прокуратур, в пределах утвержденной численности и фонда заработной платы.

 Порядок  присвоения и лишения классного  чина определяется Положением  о классных чинах работников  прокуратуры Украины, утвержденным  постановлением Верховной рады Украины от 6.11. 1991 года № 1795 / / XII.

 Оно устанавливает  10 классных чинов работников органов  прокуратуры:

1. Государственный  советник юстиции Украины - может  иметь Генеральный прокурор - соответствует  военному званию генерал армии  Украины;

2. Государственный советник юстиции 1-го класса - первый заместитель Генерального прокурора Украины - генерал-полковник;

3. Государственный  советник юстиции 2-го класса:

- Заместители  Генерального прокурора Украины;

- Прокурор АРК;

- Прокуроры  областей вне группы и города Киева - генерал-лейтенант.

4. Государственный  советник юстиции 3-го класса:

- Начальники  и заместители начальников управлений, начальники отделов, старшие следователи  по особо важным делам Генеральной  прокуратуры Украины, старшие  помощники Генерального прокурора Украины по особым поручениям;

- Прокуроры  областей, транспортные, природоохранные  и другие (на правах областных), прокуроры городов вне группы;

- Первые прокуроров  АРК, областей вне группы и  г. Киева;

- Ректор института  повышения квалификации Генеральной прокуратуры Украины - генерал - майор;

5. Старший советник  юстиции:

- Заместители  начальников отделов, начальники  отделов в составе управлений  Генеральной прокуратуры;

Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"