Лекции по "Публичное администрирование"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:10, курс лекций

Описание работы

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества.

Содержание работы

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО КАК УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА
2.1. Государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление
2.2. Государственная власть и государственное управление
2.3. Государственный аппарат и государственная служба
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ЧЕЛОВЕК, КОЛЛЕКТИВ, ОБЩЕСТВО
3.1. Государственное управление и человек
3.2. Государственное управление и коллектив
3.3. Государственное управление и общество
ТЕМА 4. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. Территория, население и управление
4.2. Общегосударственное управление
4.3. Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
ТЕМА 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
5.1. Функции государства
5.2. Государственное управление в сфере экономики
5.3. Государственное управление в сфере социальных отношений
5.4. Государственное управление в административно-политической сфере
5.5. Государственное управление в сфере культуры и духовной жизни общества
5.6. Государственное управление и сфера личной жизни человека
5.7. Межотраслевое государственное управление
ТЕМА 6. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
6.1. Роль главы государства в управлении государством.
6.2. Полномочия и деятельность президента Украины .
6.3. Досрочное освобождение президента Украины от должности и его ответственность.
ТЕМА 7. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
7.1. Роль законодательной власти в управлении государством
7.2. Структура, полномочия и порядок деятельности украинского парламента
7.3. Законодательный процесс
7.4. Формы парламентского контроля
ТЕМА 8. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
8.1. Роль органов исполнительной власти в управлении государством
8.2. Состав, порядок формирования и отставка Правительства Украины
8.3. Полномочия правительства Украины и его деятельность
8.4. Ответственность правительства Украины
ТЕМА 9. ОРГАНЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
9.1. Роль судебной власти в управлении государством
9.2. Судебная система в Украине
9.3. Конституционные принципы правосудия
ТЕМА 10. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
10.1. Место и роль прокуратуры в управлении государством
10.2. Прокурорский надзор
ТЕМА 11. МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
11.1. Понятия муниципального образования и местного самоуправления
11.2. Основы местного самоуправления
ТЕМА 12. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
12.1. Предметы ведения
12.2. Полномочия муниципального образования и компетенция органов местного самоуправления
ТЕМА 13. ОРГАНИЫ И ДОЛЖНОСТИЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13.1. Роль органов и должностных лиц местного самоуправления в обществе
13.2. Представительные органы местного самоуправления
13.3. Выборные должностные лица местного самоуправления
13.4. Исполнительные органы местного самоуправления
13.5. Муниципальная служба
ТЕМА 14. ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
14.1. Муниципальные выборы
14.2. Досрочный отзыв депутата представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления избирателями
14.3. Местный референдум
14.4. Общие собрания (сходы) граждан
14.5. Народная правотворческая инициатива
14.6. Индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы и к должностям лицам местного самоуправления
14.7. Территориальное общественное самоуправление
14.8. Новый Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Украине»
ТЕМА 15. КОРПОРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
15.1. Понятие и виды добровольных объединений
15.2. Общие принципы управления в добровольных объединениях
15.3. Управление в общественных объединениях
15.4. Управление в общественно-хозяйственных объединениях
15.5. Управление в хозяйствующих обществах, имеющих целью извлечение прибыли
15.6. Управление в религиозных объединениях
ТЕМА 16. ЭЛЕМЕНТЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕСТВЕ
ТЕМА 17. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
17.1. Правонарушения и ответственность
17.2. Ответственность государственных и муниципальных организаций, органов, должностных лиц за правонарушения в сфере публичного управления
17.3. Ответственность негосударственных организаций, органов, лиц, не находящихся на государственной или муниципальной службе, за правонарушения в сфере публичного управления
17.4. Правонарушения и ответственность при осуществлении международной публичной власти

Файлы: 1 файл

ПУ.doc

— 3.06 Мб (Скачать файл)

4) конфискация, т.е. безвозмездное  изъятие предмета, явившегося орудием  совершения административного правонарушения. Могут быть конфискованы товары, свободная продажа или другие  формы реализации которых запрещены  (например, взрывчатые вещества), высокочастотные устройства и др. В соответствии со ст. 35 Конституции, которая устанавливает, что лишение имущества возможно только по решению суда, конфискация как вид административного взыскания может применяться только судом (судьей);

5) лишение специального права, предоставленного гражданину (например, лишение права управлять транспортом, права на охоту и др.). Это взыскание применяется административными органами (органами внутренних дел, государственного технического надзора, инспекцией по маломерным судам и др.). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет;

6) административный арест (применяется  в исключительных случаях). Он  назначается только судом (судьей) на срок до 15 суток (в зоне  чрезвычайного положения и контртеррористических операций — до 30 суток) за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями. Административный арест возможен за мелкое хулиганство, незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, проявление неуважения к суду и др. Положение о порядке отбывания административного ареста

7) административное выдворение  за пределы Украины (относится  лишь к иностранным гражданам  и лицам без гражданства). Эта  мера может быть применена  к лицам, незаконно пересекшим  Государственную границу или незаконно находящимся на территории

8) дисквалификация — лишение  физического лица занимать руководящие  должности в исполнительном органе  управления юридического лица, входить  в совет директоров (наблюдательный  совет), осуществлять управление  юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет за неблаговидные проступки в сфере управления. Реестр дисквалифицированных ведет федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству.

Дела об административных правонарушениях  рассматривают либо суды (судьи), либо коллегиальные юрисдикционные органы при органах местного самоуправления (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних), либо органы внутренних дел, органы государственных инспекций (их должностные лица).

Рассмотрению дел об административных правонарушениях предшествует составление  протокола об административном правонарушении. Многие министерства и ведомства  издали приказы, где содержатся списки должностей, занимая которые соответствующие лица имеют право составлять такие протоколы. Для составления некоторых протоколов возможно административное задержание.

Административное задержание для  составления протокола на срок не более трех часов (может осуществляться, в частности, сотрудником милиции) и не более восьми часов (это право имеют, в частности, начальники главных управлений МВД) не является административным наказанием.

 

17.4. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ.

Как и во всяком публичном коллективе, в международном  сообществе существует ответственность. Она возникает в связи с  правонарушениями, которыми могут быть международные деликты (например, неисполнение обязательств государством, что причинило  ущерб другому государству) и международные преступления (агрессия, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы и морей и т.д.).

Для борьбы с  международными преступлениями государства  заключают конвенции (договоры). Это  конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него; о пресечении преступлений апартеида и наказании за него; о борьбе с захватом заложников; о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и др.

Ответственность по таким конвенциям несут государства, организации и физические лица, совершившие  международное преступление. Ответственности  подлежат государства независимо от того, являются ли они членами международной  универсальной организации — ООН, поскольку в любом качестве они остаются членами мирового сообщества и могут причинить, возможно, непоправимый вред всему сообществу.

Международная ответственность может быть распространена и на некоторые организации (упомянутый трибунал признал некоторые фашистские организации преступными объединениями, в настоящее время преступными являются территористические организации), и на физических лиц (обычно это высокопоставленные руководители государства и другие руководящие лица), если они совершают преступления против мира и человечества. Нюрнбергский трибунал приговорил к смертной казни некоторых гитлеровских военных преступников. В настоящее время заседает Международный трибунал по бывшей Югославии, рассматривающий дела некоторых прежних ее руководителей.

Международное право предусматривает различные  виды ответственности государств. В  их числе: реституция в натуре (возлагается  обязанность восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния); реституция с несением издержек в связи с совершенным деянием; компенсация за ущерб; сатисфакция, т.е. удовлетворение нематериальных требований в связи с причиненным государству вредом, прежде всего с вредом, нанесенным чести и достоинству потерпевшего государства — его политическим и иным интересам (официальное выражение сожаления, принесение извинений, признание неправомерности совершенного действия и др.).

Вместе с  тем ответственность не может  сводиться только к восстановлению нарушенных прав, возмещению материального  ущерба и к различным формам извинений и заверений. Есть и такие меры ответственности, которые имеют ограничительно карательный характер. Это чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации, сопряженные с временными ограничениями полномочий государства-нарушителя. Это может быть приостановление деятельности некоторых органов государственной власти государства-нарушителя, оккупация части или всей территории государства, контроль за использованием промышленного и военного потенциала, наказание лиц, совершивших международные преступления.

Чрезвычайные  репарации состоят в ограничении  правомочий государства распоряжаться  своими материальными ресурсами, в  передаче части этих ресурсов в собственность  потерпевшего государства. Их цель состоит  не только в возмещении материального  ущерба, но и в том, чтобы исключить материальные факторы, которые использовались бы как основа для совершения международных преступлений в дальнейшем.

Ответственность за преступления и проступки, совершаемые  управляющими органами и должностными лицами территориальных международных публичных коллективов (включая универсальную организацию ООН и региональные объединения), наступает по общим принципам уголовного, гражданского и иных отраслей права. Так, за взяточничество или присвоение материальных ценностей лица, избранные или назначенные руководителями международного территориального публичного коллектива, будут нести ответственность в соответствии с уголовным кодексом страны, гражданами которой они являются (например, в 2003 г. привлечен к уголовной ответственности один из высокопоставленных чиновников НАТО — нидерландский гражданин, его дело расследуется по законам государства его гражданства), а лица, виновные в геноциде и других тяжких международных военных преступлениях, — предстанут перед международным уголовным трибуналом. За причинение материального вреда коллективу или его членам ответственность органов международного публичного территориального коллектива наступает в соответствии с нормами гражданского права.

Чаще всего  органы и должностные лица международных публичных объединений несут моральную ответственность. Она наступает не только за правонарушения, но и за ошибки в руководстве, неправовое поведение и т.д. Обычно дело ограничивается отставкой управленцев, если только ими не совершено преступление.


Информация о работе Лекции по "Публичное администрирование"