Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
Теория государства и права.
Конспект лекций А.И. Лясковского.
Раздел I: Теории государства.
Тема №1: Предмет и методология Теория государства и права. Теория государства и права в системе юридических и общественных наук.
Долгое время на 1 курсе изучались «Основы теории государства и права», а на 5 курсе «Общая теория государства и права». Теория государства и права стала единой как дисциплина только в советское время. Преподавание юриспруденции в России началось от Германской школы.
Первый российский профессор права – Десницкий. Он начал преподавать философию права.
Потом появилась энциклопедия права – история преподавания государства и права через их понятия и категории.
Понятие – характеристика наиболее существенных, отличительных признаков данного явления от других схожих явлений.
В зависимости от последовательности перечисления признаков меняется текст определения.
На основании чёткого представления о понятии можно проводить классификацию одноимённых явлений.
Классификация – объединение в группы явлений на основании не менее трёх общих признаков
Признаки государства:
1. Политико-территориальная организация власти и населения.
2. Суверенитет.
3. Общая казна.
4. Органы принуждения.
5. Имеет правовые формы существования и деятельности.
Есть естественные классификации государств: по признакам государственности. И не естественные классификации государств: по вторичным признакам.
Типология - учение о классификации.
Типизация – простейшая форма классификации, основанная на одном или двух общих признаках.
Все классификации упорядочивают знания.
Любая наука соответственно имеет объект и предмет изучения.
Объектом Теории государства и права выступают различные социальные, государственно-правовые явления на всех этапах развития человечества, во всех странах и регионах. Отсюда и многообразие объектов и невозможность их всестороннего охвата.
Объект Теории государства и права имеет много общего и с другими гуманитарными науками, так как изучает человечество, общество, государство и право (Пример: политология, социология, философия и т. д.).
Разграничение между общественными, юридическими науками и Теорией государства и права происходит по двум направлениям:
1. Разные объекты, т. е. углы зрения на эти объекты.
2. Разные наборы, комбинации методов для изучения явлений.
Предметом Общей теории государства и права являются основные объективные и специфические внешние черты, сущность и содержание, цели, задачи, функции государства и права, а также закономерности их формирования, развития и распада.
Закономерности – это повторяющиеся черты в развитии явления в различные исторические периоды и на разных территориях, имеющие существенное значение для характеристики этого явления.
Предмет Теории государства и права не оставался неизменным, он менялся и меняется в силу следующих причин:
1. Ввиду развития различных теоретических концепций.
2. В силу преобладания специфических черт в различных государственно-правовых системах национального, политического, экономического характера и т. д.
3. В силу развития биполярного мира, буржуазной и социалистической государственно-правовой систем, которые в современных условиях распада ряда социалистических государств заменяются международными течениями глобализма, антиглобализма ( крайняя форма антиглобализма – терроризм).
4. Предмет изучает государственно-правовую надстройку в целом, обобщая весь опыт человеческого развития. Содержанием предмета является только основные, общие законы государственного управления, в котором проявляется сущность социального направления государства и права.
Предметом Теории государства и права являются понятия и категории, характеризующие государственно-правовые явления.
Категория –характеристика явления во взаимосвязи и взаиморазвитии с другими социальными и государственно-правовыми явлениями.
Методология – это учение о приёмах и методах изучения государственно-правовых явлений, их эволюции, приоритетах.
Методы делятся на группы:
1) Материалистический (пример: бытие определяет сознание);
2) Диалектический (пример: всё познаётся в движении);
3) Идеалистический (пример: всё действительное – разумное);
4) Метод интуиции;
2.Общенаучные методы (характерны для фундаментальных наук):
1) Системный метод.
2) Формально-логический метод.
3) Структурно-аналитический метод.
4) Функционально-структурный метод.
5) Эмпирический метод.
6) Анализ.
7) Синтез.
8) Индукция.
9) Дедукция.
3.Частно-научные методы:
1) Конкретно-исторический.
2) Сравнительный (цель – выяснить качественное состояние сравниваемых предметов).
3) Технико-юридический и др.
4. Специальные методы:
1) Информационно-математический.
2) Статистический.
3) Социологический.
4) Медицинский.
5) Инженерно-технический.
Соотношение Теории государства и права с юридическими науками.
Существует 4 группы юридических наук:
1. Теоретико-исторические ( Теория государства и права, История государства и права, История политических и правовых учений);
2. Фундаментальные или отраслевые ( Конституционное право РФ, Гражданское право РФ, Уголовное право РФ, Гражданско-процессуальное право РФ, Уголовно-процессуальное право РФ и т. д.);
3. Комплексные отрасли права (Медицинское право, Воздушное право, Водное право и т. д.);
4. Международное право ( Космическое право, Гуманитарное право и т. д.).
Для всех наук Теория государства и права является базовой и обеспечивает эти науки понятийно-категорийным аппаратом и методологией и функционально воздействует:
1. Прогностически;
2. Познавательно;
3. Эвристически;
4. Координирующее;
5. Критически.
Тема №2: Общество, формы его реализации. Социальная власть и социальное регулирование.
Государство и право есть продукт развития общества, т.е. разновидность социальных явлений.
Почему и как появилось общество? В древности был период стадиального образа жизни человекоподобных, он завершился 40 тыс. лет назад. Тогда началось формироваться общество в его первой форме организации – род. Процесс шёл постепенно; там где появляется общество, появляется человек. Обнаружение доказательств компактного проживания людей происходит в Южной Европе, Африке и т.д. Закономерно то, что от стадного принципа формирования человек перешёл к обществу.
Общество – это объединение наделённых волей и сознанием людей, связанных общими потребностями и интересами, сотрудничающих между собой, имеющих общие этнографические связи (язык, культуру, нравы, обычаи) устойчиво способных к воспроизводству на более высоком уровне, имеющих общую выраженную волю и организованную силу, обеспечивающую власть и единый порядок.
Уже на первых порах у людей обнаруживается потребность в стабильности и порядке. Сначала потребность учитывалась общей волей и существовало самоуправление.
Особенности рода:
1. Кровный союз.
2. Экзогенная семья.
3. Матриархат (дети знают мать, но не знают отца).
4. Кровосмешение.
5. Присваивающая экономика.
По мере накопления опыта начинают формироваться племена и родоплеменные союзы.
Племена и родоплеменные союзы – следующая форма организации общества.
Особенности:
1. Эндогенная семья (связи между представителями разных родов).
2. Матриархат.
3. Начала формироваться моногамная семья и патриархат.
4. Появление производящей экономики: Неолитическая революция, торговля, ремесло, сельское хозяйство, скотоводство.
Родоплеменные союзы сменяются городской и сельской общиной. Появляются 3 центра управления:
1 Дворец.
2. Храм.
3. Площадь (собрание);
Во всех формах, характер власти – самоуправление (субъект власти и подвластный совпадают).
Объектом властиотношений становятся: хозяйственная деятельность, поддержание порядка, защита от внешней угрозы. Племена, союзы и общины уже не кровные, а социальные.
Социальная власть – это отношения между людьми в обществе, выражающиеся возможностью и реальной способностью одного субъекта или группы воздействовать на поведение других с целью получения желаемого социально значимого результата.
Формула социальной власти при самоуправлении звучит как "власть авторитетных"
Авторитетные это:
1. Наиболее сильные воины.
2. Старейшины.
3. Главы наибольших родов.
При самоуправлении в целях решения общих дел и поддержания порядка в этих формах организации общества, рождаются первые средства и способы воздействия на поведение участников процесса. Эти средства воздействия на поведение членов общества со стороны общины получили название средств социального регулирования . В дальнейшем сложится система социального регулирования.
Первыми рождаются индивидуальные социальные регуляторы:
1. Биофизиологические регуляторы (страх отлучения от рода, изгнание, голод, физическая боль, ласка, питание, тепло).
2. Информационные регуляторы (просмолённые факелы, колокола).
3. Директивные регуляторы (команды).
4. Ценностные регуляторы (важнейший регулятор, ценностью является отношение к чему-либо или к кому-либо).
С помощью этих групп индивидуальных социальных регуляторов зарождаются первые нормы права. Информационные нормы служат как диспозиции а директивные биофизические как санкции.
Потом появляются нормативные социальные регуляторы, первые из них это:
1. Мифы.
2. Табу.
3. Обычаи.
Появляются первые мононормы (одновременно и право и обязанность).
Появляются обычаи.
Обычай – правила поведения которые в силу своей полезности входят в привычку и передаются из поколения в поколение.
Любой обычай несёт практический характер.
Три разновидности социальных норм служат для объединения людей, но не имеют практического характера:
1. Ритуал (простейшее действие, на пример отправления правосудия в мантии).
2. Обряд (правила поведения бытового характера, например обряд свадьбы).
3. Традиция.
Ритуал – часть обряда.
Традиция – правило поведения связанное с проведением мероприятий привязанных к той или иной конкретной дате (например различные праздники).
Ритуалы, обряды, традиции дали нравственность и мораль.
Когда развиваются институты публичной власти, письменности, складывается система социального регулирования, основа которой – право.
В это время от принципа общего управления переходят к принципу функционального управления (формируются профессиональное управление, органы принуждения).
12 тыс. лет назад появляются предпосылки для потестарного общества, в котором периодически возникают государства. 8 тыс. лет назад появляются первые государства в Вавилоне и Китае (особенности восточных государств – формирование правительства из армии).
Закономерности формирования государства и права:
1. Разрастание общества, его воспроизводство на более высоком уровне в условиях моногамной семьи.
2. Производство предметов и орудий труда, разделение труда (от присваивающей экономики к производящей, через собирательство, охоту, рыболовство к сельскому хозяйству, ремеслу, скотоводству и торговле).
3. Повышение производительности труда, появление излишков труда, их накопление в руках представителей прежних органов самоуправления.
4. Формирование этнографической общности людей, связанных общей культурой, письменностью, и на этой основе формирование политико-территориальной организации власти, аппарата управления и населения.
5. Нарастание противоречий между членами общества, имеющими доступ к излишкам труда и не имеющими, что ведёт к расслоению общества и формированию групп с общими интересами. Противоречия и конфликты этих групп требуют единой воли и силы для недопущения перерастания их в открытое противостояние и в целях обеспечения единого порядка. Появляется правитель и оформляет свою волю в письменных актах.
6. Завершение процесса становления системы социальных регуляторов, благодаря которой публичная власть через аппарат управления оформляет свои властные решения в письменном виде, обеспеченные авторитетом власти или принуждением. Это современный взгляд науки.
Понятие государства и признаки государства, отличие его от других форм организации общества:
1. Политико-территориальная организация населения и власти.
2. Наличие специального аппарата управления и принуждения у публичной власти, организованного по функциональному признаку.
3. Наличие казны – объекта материальных и финансовых ресурсов для решения вопросов управления и организации общества. Источники казны: подати, налоги, добыча полезных ископаемых и т.д.
4. Наличие суверенитета властвующего субъекта.
(Суверенитет – это политико-правовое свойство субъекта (государства, народа, нации) которое выражается в его независимости от других субъектов, как внутри так и во вне территории, в верховенстве по отношению к другим субъектам воли данного субъекта, неделимости и неограниченности.
Юридическая прерогатива – исключительное право на принятие решений в форме правовых актов, а также отмену и признание недействительными актов других субъектов. (Отмена – прекращение действия акта с момента его отмены, а признание недействительным – уничтожение всех последствий акта в прошлом и его отмена).)
5. Наличие единой этнографической общности людей, связанных между собой единой властной волей, языком, культурой, самобытностью; эта общность именуется общностью или народом.
6. Наличие единой системы социального регулирования, каркасом которой является право.
Тема №3: Теоретические концепции формирования, функционирования, сущности и социального назначения государства.