Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
По мере развития общества похожие казусы в абстрактную формулу с усовершенствованным языком, терминами, а правители делали неизбежный вывод о том, что норма эффективно реализуется, если:
1. Отвечает реальным общественным отношениям.
2. Содержит обязательное
Так постепенно сложилась логическая структура правовой нормы (под логикой здесь понимается цель, направление, задачи и средства их достижения).
Нужно отметить, что логическая структура любой нормы состоит из трех элементов:
1. Гипотеза (если…).
2. Диспозиция (то…).
3. Санкция (в противном случае…).
В гипотезе формируются обстоятельства, круг субъектов и объектов, при которых у участников отношений возникают определенные права, обязанности, предусмотренные диспозицией, и возникает ответственность (позитивная или негативная), предусмотренная санкцией.
Корме логической структуры выделяют юридическую структуру правовых норм. Юридическая сторона содержится в формальных источниках права (в нормативно-правовых актах, договорах) и не всегда совпадает с логической структурой. Она может быть одноэлементной, двух или трехэлементной. Одноэлементная норма – это норма-принцип (состоит из диспозиции), в данном акте может не обнаружится ни гипотеза, ни санкции, но, исходя из того, что логика предполагает выявление всех трех элементов, гипотезу и санкцию можно обнаружить в других актах (пример – диспозиция “каждый имеет право на личную неприкосновенность”, гипотеза предполагает “если речь идет о человеке, который ведет себя на территории страны сообразно общепринятым моделям поведения, то”, а санкция берется из конституции и законов). Двухэлементная норма характерна для регулятивных норм в гражданском праве (гипотеза и диспозиция), а в охранительных нормах уголовного и административного права есть гипотеза и санкция (одна точка зрения) или диспозиция и санкция (вторая точка зрения).
Классификация правовых норм:
1. По предмету правового регулирования или охраны (по виду общественных отношений):
1) Государственно-правовые нормы.
2) Гражданско-правовые нормы.
3) Административно-правовые нормы.
4) Уголовно-правовые нормы.
5) Процессуально-правовые нормы.
2. По роли или значению норм в механизме правового регулирования:
1) Всеобщие нормы (включая и учредительные). Включаются и нормы-принципы, основополагающие нормы (пример – статья 1 Конституции Российской Федерации).
2) Общие (правила для единого вида общественных отношений). Общие нормы определяют содержание отраслей права. Пример – норма о свободе договора в трудовом кодексе.
3) Нормы конкретного содержания. Они непосредственно устанавливают права и обязанности участников отношений, условия реализации этих прав и обязанностей и санкции за их выполнение или невыполнение. Пример – норма, регламентирующая акт купли-продажи в гражданском кодексе (договор об установке пакета пластиковых окон, изготовлении мебели по образцам).
4) Специальные
нормы (действуют в совокупности
с общими нормами). Они конкретизируют
общие нормы по
3. По содержанию норм:
1) Дефинитивные
нормы (содержащие определения
2) Учредительные нормы.
3) Оперативные нормы.
4) Ситуационные нормы.
4. По функциям права:
1) Регулятивные нормы.
2) Охранительные нормы.
3) Поощрительные нормы.
5. По степени категоричности предписаний:
1) Императивные нормы.
2) Диспозитивные нормы.
6. По формам выражения
1) Управомочивающие нормы (право на труд).
2) Обязывающие нормы (уплата налога).
3) Запрещающие нормы.
4) Поощрительные нормы.
5) Рекомендательные нормы.
7. По степени определенности, конкретности норм (каждого из элементов логической структуры):
1) Абсолютно-определенные нормы.
2) Бланкетные нормы (содержат ссылку на нормы других правовых актов).
4) Отсылочные нормы (содержат ссылку на норму этого акта в других его статьях).
8. По сфере действия норм:
1) Международные нормы.
2) Межгосударственные нормы.
3) Государственные нормы.
4) Региональные нормы.
5) Местные нормы (муниципальные).
9. По виду общественных
1) Воспитательные нормы.
2) Организационные нормы.
3) Культурные нормы.
4) Воздушные нормы.
5) Лесные нормы и так далее.
10. По временному критерию:
1) Постоянные нормы.
2) Временные нормы.
3) Чрезвычайные нормы (ситуационные).
Тема №3: Юридическая сила и действие правовых норм и актов. Пределы действия норм права и актов.
Правовой акт может содержать одну, несколько или значительную совокупность правовых норм. В одном и том же акте разные нормы могут иметь разные пределы действия, то есть может быть как совпадение, так и не совпадение пределов действия правовых норм и актов. Абсолютное большинство учебников не разграничивают понятие “юридическая сила” и “юридическое действие”, но на практике такое разграничение проводить следует, так как эти понятия иногда не совпадают. Нормы права и правовые акты приобретают юридическую силу с момента завершения процедуры принятия и оформления того акта, в котором они содержатся, то есть вступление в юридическую силу означает, что принятый акт и его нормы становятся составной частью либо законодательства одной страны и ее системы права, либо международного права (к примеру, конституция РСФСР 1917 года не имеет теперь юридической силы).
Нередко акт и норма, вступившие в юридическую силу, не распространяют своего действия (реально не влияют) на фактические общественные отношения в течение некоторого периода времени до определенной даты (к примеру, закон принят, опубликован в ноябре 2002 года, а в действие вступает с 1 февраля 2003 года; налоговый кодекс, гражданский кодекс РФ вступали в силу, а в действие вступали через полгода, либо поэтапно – одна глава через полгода, другая глава позже, третья норма еще позже).
Отложенное действие норм и актов вводится для того, что бы уполномоченные правоприменительные органы, физические лица и организации успели подготовиться, выработать механизм реализации новых норм. Иногда политическая целесообразность заставляет власть пренебрегать необходимыми сроками подготовки для реализации акта и тогда вступление в силу совпадает со вступлением в действие (к примеру, в 2004 году внесли поправки в конституционный закон “О референдуме”, ограничивающие сроки проведения референдума на 2 года, включающие в себя год проведения выборов в Государственную Думу и год избрания президента).
Нормативно-правовые акты действуют одновременно во всех четырех измерениях (во времени, по кругу субъектов, в пространстве, по кругу объектов):
1. Действие во времени: пределы определяются датой принятия (с момента подписания; с даты, указанной в самом акте, в том числе и отложенные даты; для актов, затрагивающих права и свободы граждан, спустя 10 дней для законов и 7 дней для подзаконных актов; с момента регистрации акта в органах министерства юстиции; спустя срок или с момента опубликования). Действие во времени может быть ограничено приостановлением действия акта или нормы на определенный срок или вплоть до принятия соответствующего акта. Прекращение действия осуществляется:
1) Истечение срока действия, но который принимался акт или норма.
2) Принятие решения судом об отмене акта и прекращения его действия.
3) Постепенное прекращения действия в связи с поэтапным вступлением в действие нового акта.
Со временем действия связано понятие “переживание закона” (когда сам акт прекращает свое действие из-за принятия нового акта, но отдельные нормы, аналогий которым в новом акте нет, продолжают действовать вплоть до принятия соответствующих новых норм). Пример – гражданский кодекс РФ вступил в действие, прежний кодекс РСФСР прекратил действие, но основы гражданского законодательства продолжали действовать там, где их не заменили, конкретнее, в части “наследование”.
Обратная сила закона – распространение действия новых норм и актов во времени на те отношения, которые сложились до их вступления в силу и действие. По общему правилу закон обратной силы не имеет. Но есть исключения: нормы и акты имеют обратную силу, если смягчают или устраняют ответственность за то или иное деяние.
2. Пределы действия норм и
актов в пространстве. Под пространством
понимается территория, на которую
распространяется юрисдикция
3. Пределы действия норм и актов по кругу субъектов. Определяются несколько категорий субъектов:
1) Для физических лиц:
а) По политико-правовому состоянию: граждане и подданные, иностранные граждане, беженцы, лица без гражданства.
б) По полу.
в) По возрасту.
г) По факту трудоспособности.
е) По критерию наличия специального статуса (работник дипломатической миссии, прокураторы).
2) Для организаций (юридических лиц:
а) Государство, государственное территориальное образование, муниципальное образование.
б) В зависимости от организационно-правовой формы (ОАО,ООО,АЗОТ).
в) В зависимости от формы собственности.
г) В зависимости от вида деятельности.
д) В зависимости от количества работающих.
е) В зависимости от объема выручки, оборота.
ж) По критерию наличия специального статуса, в том числе и лицензии.
4. Пределы действия норм и
актов по объекту отношений
совпадают с объектом в
Все указания, касающиеся пределов действия акта и его норм, содержатся в разделе “Общие положения” данного акта.
Тема №4: Источники и форма права.
Термин источник права понимался в Древней Греции как путь, который проходит норма для придания ей официального признания. Такая трактовка характерна для современного позитивизма. Другая точка зрения – источник права это материальные условия жизни. В настоящее время наиболее распространена точка зрения, которая рассматривает источник права как тот официальный документ, который содержит правовую норму (нормы).
Современный тип правопонимания разграничивает источник и форму права. Форма права это:
1. Правосознание (идеологий и психология).
2. Официальный акт (документ).
3. Юридическая практика (правовое поведение).
Применительно к государству источник – это тот путь, который проходит общество, меняя свои формы организации, для придания ему характера политико-территориальной суверенной организации власти и населения.
Источник права (одно из определений) – это способ закрепления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения в нормах права и специальных актах. Способы закрепления в официальных документах правовых норм в зависимости от их содержания, сферы отношений, иной специфики могут быть разные:
1. Правовой обычай (запреты, табу и так далее). Древние законы Хаммурапи и законы XII таблиц – собрания правовых обычаев. Современный правовой обычай – перевод студентов на следующий курс, выплата вознаграждения за работу (зарплата).
2. Юридические доктрины –
3. Нормативно-правовой акт –
это акт нормотворческого
1. Жилой дом и дачно-земельный участок.
2. Жилое строение без права
регистрации на дачно-
3. Жилое строение без права на огородное хозяйство.
4. Хозяйственное строение без права регистрации на дачном участке.
5. Индивидуальный гараж.
Другой пример внутреннего договора: коллективные трудовые договоры с момента государственной регистрации, договоры отраслевые, договоры между правительством и профсоюзами, договор между федеральным центром и регионами, между городами-побратимами заграницей (рамочные договоры). За нарушение договоров предусматривается ответственность.
4. Юридический прецедент – это
решение по конкретному делу,
которое используется для