Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
1. Отсутствие соответствующих
2. Отсутствие навыков у юристов
различных профессий для
3. Для существования
Нормативно-правовой акты. Закон как вид нормативно-правового акта.
Нормативно-правовые акты делятся на законодательные акты (конституционные законы и обыкновенные) и акта законодательства (подзаконные акты). Акты законодательства включают в себя: указы, распоряжения, постановления, инструкции, инструктивные письма и так далее.
Признаки закона как особого нормативно-правового акта:
1. Содержит нормы первичного характера, регулирующие или охраняющие наиболее важные отношения, связанные с правом.
2. Принимается высшим представительным органом (парламентом) в особом порядке.
3. Подлежит подписанию главой государства.
4. Обладает высшей юридической
силой и публикуется в
Между нормами различных или одних и тех же источников могут иметь место противоречия (противоречие – столкновение норм, регулирующих или охраняющих один и тот же вид отношений). Данные противоречия называются коллизиями. Коллизии разрешаются на основании норм коллизионного права. В Конституции Российской Федерации есть четыре вида коллизии:
1. Коллизии между Конституцией и законами.
2. Коллизии между федеральными законами и федеральными подзаконными актами.
3. Коллизии между федеральными
подзаконными актами и
4. Коллизии между нормами
Наряду с коллизией бывает конкуренция правовых норм, когда одна и та же ситуация регулируется нормами разной отраслевой принадлежности, но равной юридической силы (пример – очередность оплаты в банке). Конкуренция правовых норм разрешается в суде путем критики законов.
Тема№4 Система права и законодательство. Структура права: публичное и частное, материальное и процессуальное, международное и внутреннее, коллизионное право. Правовые системы, “семьи” правовых систем.
Право обеспечивает свое регулятивное и охранительное воздействие на поведение участников отношений, в том случае, когда все нормы взаимно согласуются и действуют как единая система. Единство взаимосвязи между нормами, актами, которые появляются в разное время и в разных условиях, обеспечивается тремя факторами:
1. Общий предмет регулирования
или охраны или конкретный
вид отношений. К основным видам
отношений относятся
2. Методы воздействия этих норм
на поведение участников
1) Императивные (обязывание, запрет).
2) диспозитивные (дозволение, управомочивание, рекомендация, поощрение).
Если у одной нормы может быть четко выраженный метод, то у совокупности родственных норм, имеющих общий предмет, может быть сочетание нескольких методов. Нормы связаны предметом и методом, а вместе первый и второй факторы образуют функциональную взаимосвязь норм.
3.Иерархическая взаимосвязь
Публичное право – это условная совокупность правовых норм, в которых выражается интерес государства или общества в целом и которые регулируют и охраняют отношения преимущественно с помощью императивных методов.
По мере дальнейшего развития общества, совершенствования обмена товарами и услугами, роста благосостояния, поддержку со стороны публичной власти находят отношения в сфере частных интересов. Так появляется частное право – условная совокупность норм, в которых выражаются интересы различных лиц и корпораций, регулирование которых строится преимущественно на основе диспозитивных методов. При этом право в целом исторически сохраняет общую направленность и в рамках общей направленности появляется еще две новые условные совокупности правовых норм:
1. Материальное право.
2. Процессуальное право.
Материальное право – это условная совокупность правовых норм, закрепляющая круг участников отношений, их первичные права, обязанности и ответственность в сфере юридически значимого поведений.
Процессуальное право – это некоторая условная совокупность правовых норм, определяющая порядок разрешения конкретных дел с участием заинтересованных лиц и уполномоченных органов государства, протекающий в специальном порядке и связанный с реализацией прав и обязанностей участников отношений в тех случаях, когда они самостоятельно, без участия управомоченных органов, реализовать их не могут.
Нормы материального права в любом акте предшествуют нормам процессуального права. Частное право всегда нуждается в подкреплении нормами публичного права.
Можно выделить внутригосударственное право и международное право. Внутригосударственное право – вся совокупность норм, содержащаяся в законодательных актах страны. Международное право включает в себя общепринятые принципы, нормы, соглашения, конвенции, декларации, хартии и договоры (конвенция – более конкретная форма). Международное право и внутригосударственное право могут быть связаны тремя типами связи:
1. Приоритет общепризнанных ратифицированных норм международного права над внутригосударственным правом (наиболее древний путь в развитии правовых систем).
2. Нормы международного права начинают действовать лишь с момента их включения во внутреннее законодательство:
1) Рецепция
(заимствование без
2) Аккультурация
(переработка с учетом
3)Имплементация (включение отдельных предписаний).
3. Нормы международного права
действуют и имеют приоритет
над внутригосударственными с
учетом оговорки публичного
Названные структурные образования (все, что выше говорится про процессуальное право и далее0 не позволяет выступать системе права как целостной. В качестве системы право складывается за счет следующих критериев:
1. Предмет правового
2. Методы правового регулирования и охраны
3. Иерархическая зависимость
4. Традиционные взаимосвязи
Отрасль отличается четко выраженным предметом и соответствующим набором методов регулирования. Подотрасли имеют в качестве предметов часть предметов отрасли и более узкий набор методов. Институт может быть как частью отрасли, так и самостоятельным, это совокупность узких предметов и методов. Существуют квази-институты (пример – международное частное право) – это как бы институты. Субинституты – это часть института (пример – ОСАГО).
У каждой отрасли свои предмет и методы правового регулирования и охраны. Базовые предметы включают в себя: политический-1, экономический-2, социальный-3, информационный-4, культурный-5. Методы правового регулирования включают в себя: императивный (обязывание-1, запрет-2), диспозитивный (дозволение-3, рекомендация-4, стимулирование-5). Сфера правового регулирования включает в себя: управленческая, охранительная, имущественная. Различные комбинации последовательностей предметов и методов позволяют выделять отрасли. Пример – государственное право Российской Федерации (последовательность предметов 1, 3, 2, 5, 4; последовательность методов 3, 1, 2, 5, 4). Таким образом из этих комбинаций можно сформулировать 125 отраслей.
Сложилось следующее подразделение отраслей права:
1. Основные (фундаментальные). Помимо базового предмета и методов содержат первичные правовые нормы (государственное право, уголовное право, гражданское право и так далее).
2. Производные отрасли. Они базируются на фундаментальных, но содержат определенный набор своих собственных норм и принципов (трудовое право в основном базируется на гражданском праве).
Комплексные отрасли права. Они содержат комбинацию норм разных фундаментальных и производных отраслей и мало своих норм. Пример: лесное, воздушное, водное, морское, торгового мореплавания, экологическое право (включает природоохранную подотрасль).
4. Отрасли, существующие в рамках международных правовых актов. Пример: космическое право, международное коммерческое право.
Законодательство и система законодательства.
Законодательство – форма выражения права. Деление на отрасли сложилось в XVII–XVIII века в Европе. Законодательство в России если и представляло систему, то только в едином акте (все было вместе, и уголовное право, и гражданское право), как это было на Древнем Востоке и в Древнем Риме. Петр I решил:”А не пора ли привести все изданные мною указы в соответствие с Соборным Уложение 1647 года”. В то время был принцип, по которому действовал не более поздний акт, а лучший. Законодательство развивается по общему принципу и лишь к XVII веку появляется понятие отрасли, а в России кодификационный акт (кодекс) появляется в XX веке после революции. До 2000 году действовал кодификатор отраслей, а с марта 2000 года действует новый кодификатор.
Критерии систематизации законодательства:
1. Тематический (предметный).
2. Субъектный (какой субъект издал акт).
3. Хронологический.
4. Иерархический (закон, подзаконный акт).
Законодательство приобретает системный характер в силу постоянно проводимых работ по систематизации. В состав законодательства включают:
1. Законы (законодательные акты).
2. Подзаконные акты (акты законодательства).
3. Юридические прецеденты.
4. Правовые обычаи.
Особыми являются те источники, которые не включаются в состав законодательства:
1. Нормативно-правовые акты
2. Коллективные трудовые
3. Типовые договоры (пример –
договор на предоставление
Различия системы права и системы законодательства:
1. Первичный элемент – норма, а не источник законодательства.
2. Формирование – объективное
у системы права и
Правовая система (не то же, что и система права) – правовая совокупность явления жизни, включающая:
1. Система права.
2. Система законодательства.
3. Правосознание.
4. Правовая культура.
5. Правотворчество.
6. Толкование
7. Юридическая техника.
8. Юридическая практика.
9. Дополнительно включают
Правовая система носит национальный характер.
Тема №5 Сравнение правовых систем, “семьи” правовых систем, критерии их разграничения.
Классификация правовых систем была введена французом Рене Давилом. Он выделили следующие семьи:
1. Романо-германская (континентальную, цивильную).
2. Англо-саксонская (семья общего права).
3. Социалистическая.
4. Исламская.
Кроме того. отдельно были выделены семьи индусская, иудейская, африканская, дальневосточная. В нашей стране наиболее известным автором-компоротивистом является Саидов. Он строит классификацию на трех критериях:
1. Исторический генезис правовых норм и институтов.
2. Преобладающая система
3. Структура правовой системы, ведущие правовые отрасли и институты права.
Исходя из этого, он выделял восемь правовых систем:
1. Романо-германская.
2. Система общего права (англо-саксонская).
3. Скандинавская.
4, Латиноамериканская.
5. Дальневосточная.
6. Семьи социалистического права (советская правовая система)
7. Правовая система
8. Республика Куба.
Правовые семьи можно анализировать по следующим критериям:
1. Преобладающая форма права (нормативно-правовой акт, прецедент)
2. Технико-юридическое
3. Идейная или идеологическая направленность правовых предписаний.
4. Соотношение традиционных и рационалистический начал в праве.
По первому критерию в семье общего права важную роль играет административный и судебный прецедент (решение вышестоящего четко определенного органа, вступающее в законную силу, которое кладется в основу вынесения решения по аналогичному делу, то есть по делу с аналогичным кругом субъектов и объектов). В Романо-германской семье все логично и главную роль играет нормативно-правовой акт.
По второму критерию надо отметить, что технико-юридическое содержание предполагает соотнесение доли прав и свобод и обязательств и запретов. В зависимости от гарантий прав и свобод или обязательств и запретов разделяют два типа правового регулирования:
1. Общеразрешительный (разрешено все, что не запрещено).
2. Дозволительный (разрешено все, что прямо дозволено).
Среди основных источников могут выступать и религиозные догматы, и революционные или контрреволюционные доктрины.
По третьему критерию существует три типа идеологических систем:
1. Идеологическая система, рассчитанная на сочетание общественных, национальных и личных прав, свобод и интересов.
2. Идеологическая система, основанная на воинственном приоритете либеральных личностных интересов.
3. Идеологическая система, основанная на приоритете общественных ценностей и ориентиров.
Правовые семьи находятся в непрерывном взаимопроникновении, происходи аккультурация, рецепция, обновление.