Лекции по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.

Файлы: 3 файла

Вопросы по ПТГиП 2010 г.(1).doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конспект лекций по теории государства и права.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

1. Отсутствие соответствующих традиций.

2. Отсутствие навыков у юристов  различных профессий для накопления  и учета прецедентов и для квалификации дел на основании прецедента.

3. Для существования прецедентного  права необходим только эволюционный  путь развития, а любая революция  разрушает прецедентное право.

Нормативно-правовой акты. Закон как вид нормативно-правового акта.

Нормативно-правовые акты делятся на законодательные акты (конституционные законы и обыкновенные) и акта законодательства (подзаконные акты). Акты законодательства включают в себя: указы, распоряжения, постановления, инструкции, инструктивные письма и так далее.

Признаки закона как особого нормативно-правового акта:

1. Содержит нормы первичного  характера, регулирующие или охраняющие  наиболее важные отношения, связанные  с правом.

2. Принимается высшим представительным органом (парламентом) в особом порядке.

3. Подлежит подписанию главой  государства.

4. Обладает высшей юридической  силой и публикуется в собрании  законодательства на первом месте.

Между нормами различных или одних и тех же источников могут иметь место противоречия (противоречие – столкновение норм, регулирующих или охраняющих один и тот же вид отношений). Данные противоречия называются коллизиями. Коллизии разрешаются на основании норм коллизионного права. В Конституции Российской Федерации есть четыре вида коллизии:

1. Коллизии между Конституцией и законами.

2. Коллизии между федеральными  законами  и федеральными подзаконными  актами.

3. Коллизии между федеральными  подзаконными актами и законодательством  субъектов Российской Федерации.

4. Коллизии между нормами международного  права и законодательством Российской Федерации.

Наряду с коллизией бывает конкуренция правовых норм, когда одна и та же ситуация регулируется нормами разной отраслевой принадлежности, но равной юридической силы (пример – очередность оплаты в банке). Конкуренция правовых норм разрешается в суде путем критики законов.

 

Тема№4 Система права и законодательство. Структура права: публичное и частное, материальное и процессуальное, международное и внутреннее, коллизионное право. Правовые системы, “семьи” правовых систем.

Право обеспечивает свое регулятивное и охранительное воздействие на поведение участников отношений, в том случае, когда все нормы взаимно согласуются и действуют как единая система. Единство взаимосвязи между нормами, актами, которые появляются в разное время и в разных условиях, обеспечивается тремя факторами:

1. Общий предмет регулирования  или охраны или конкретный  вид отношений. К основным видам  отношений относятся политический, экономический (имущественные и  лично-неимущественные), социальные, финансовые, информационные, культурные. Но в качестве предмета выступает не весь массив отношений, а только та их часть, в которой присутствует одна из трех характеристик: управленческая, имущественная, охранительная. Пример: политические отношения, связанные с членством в партии (выполнение своих обязанностей не входит в политические правовые нормы): корпоративные отношения в некоторых частях то же не регулируются правовыми нормами.

2. Методы воздействия этих норм  на поведение участников отношения. Методы воздействия бывают:

1) Императивные (обязывание, запрет).

2) диспозитивные (дозволение, управомочивание, рекомендация, поощрение).

Если у одной нормы может быть четко выраженный метод, то у совокупности родственных норм, имеющих общий предмет, может быть сочетание нескольких методов. Нормы связаны предметом и методом, а вместе первый и второй факторы образуют функциональную взаимосвязь норм.

3.Иерархическая взаимосвязь норм. Исторически первыми появились  нормы с преобладанием политическим  предмета и с преобладанием  императивных методов, при этом между нормами разной юридической силы складывалась иерархия. Сначала складывалось публичное право, основу которого составляли санкционированные властью обычаи. Первое. Что делает публичная власть, это отвечает на вопросы “кто правит?”, “как правит?”, “через что правит?” и “что дает народу? ( дает порядок на основе близких его духу обычаях и традициях)” Долгое время право развивалось безо всяких отраслей.

Публичное право – это условная совокупность правовых норм, в которых выражается интерес государства или общества в целом и которые регулируют и охраняют отношения преимущественно с помощью императивных методов.

По мере дальнейшего развития общества, совершенствования обмена товарами и услугами, роста благосостояния, поддержку со стороны публичной власти находят отношения в сфере частных интересов. Так появляется частное право – условная совокупность норм, в которых выражаются интересы различных лиц и корпораций, регулирование которых строится преимущественно на основе диспозитивных методов. При этом право в целом исторически сохраняет общую направленность и в рамках общей направленности появляется еще две новые условные совокупности правовых норм:

1. Материальное право.

2. Процессуальное право.

Материальное право – это условная совокупность правовых норм, закрепляющая круг участников отношений, их первичные права, обязанности и ответственность в сфере юридически значимого поведений.

Процессуальное право – это некоторая условная совокупность правовых норм, определяющая порядок разрешения конкретных дел с участием заинтересованных лиц и уполномоченных органов государства, протекающий в специальном порядке и связанный с реализацией прав и обязанностей участников отношений в тех случаях, когда они самостоятельно, без участия управомоченных органов, реализовать их не могут.

Нормы материального права в любом акте предшествуют нормам процессуального права. Частное право всегда нуждается в подкреплении нормами публичного права.

Можно выделить внутригосударственное право и международное право. Внутригосударственное право – вся совокупность норм, содержащаяся в законодательных актах страны. Международное право включает в себя общепринятые принципы, нормы, соглашения, конвенции, декларации, хартии и договоры (конвенция – более конкретная форма). Международное право и внутригосударственное право могут быть связаны тремя типами связи:

1. Приоритет общепризнанных ратифицированных норм международного права над внутригосударственным правом (наиболее древний путь в развитии правовых систем).

2. Нормы международного права начинают действовать лишь с момента их включения во внутреннее законодательство:

1) Рецепция (заимствование без существенных  изменений больших блоков).

2) Аккультурация (переработка с учетом национальной  специфики).

3)Имплементация (включение отдельных предписаний).

3. Нормы международного права  действуют и имеют приоритет  над внутригосударственными с  учетом оговорки публичного права (если нормы не вредят в данный  момент государству, что определяется  специальной комиссией)

Названные структурные  образования (все, что выше говорится про процессуальное право и далее0 не позволяет выступать системе права как целостной. В качестве системы право складывается за счет следующих критериев:

1. Предмет правового регулирования  и охраны.

2. Методы правового регулирования и охраны

3. Иерархическая зависимость правовых  норм.

4. Традиционные взаимосвязи

Отрасль отличается четко выраженным предметом и соответствующим набором методов регулирования. Подотрасли имеют в качестве предметов часть предметов отрасли и более узкий набор методов. Институт может быть как частью отрасли, так и самостоятельным, это совокупность узких предметов и методов. Существуют квази-институты (пример – международное частное право) – это как бы институты. Субинституты – это часть института (пример – ОСАГО).

У каждой отрасли свои предмет и методы правового регулирования и охраны. Базовые предметы включают в себя: политический-1, экономический-2, социальный-3, информационный-4, культурный-5. Методы правового регулирования включают в себя: императивный (обязывание-1, запрет-2), диспозитивный (дозволение-3, рекомендация-4, стимулирование-5). Сфера правового регулирования включает в себя: управленческая, охранительная, имущественная. Различные комбинации последовательностей предметов и методов позволяют выделять отрасли. Пример – государственное право Российской Федерации (последовательность предметов 1, 3, 2, 5, 4; последовательность методов 3, 1, 2, 5, 4). Таким образом из этих комбинаций можно сформулировать 125 отраслей.

Сложилось следующее подразделение отраслей права:

1. Основные (фундаментальные). Помимо  базового предмета и методов  содержат первичные правовые  нормы (государственное право, уголовное  право, гражданское право и так  далее).

2. Производные отрасли. Они базируются  на фундаментальных, но содержат определенный набор своих собственных норм и принципов (трудовое право в основном базируется на гражданском праве).

Комплексные отрасли права. Они содержат комбинацию норм разных фундаментальных и производных отраслей и мало своих норм. Пример: лесное, воздушное, водное, морское, торгового мореплавания, экологическое право (включает природоохранную подотрасль).

4. Отрасли, существующие в рамках  международных правовых актов. Пример: космическое право, международное коммерческое право.

Законодательство и система законодательства.

Законодательство – форма выражения права. Деление на отрасли сложилось в XVII–XVIII века в Европе. Законодательство в России если и представляло систему, то только в едином акте (все было вместе, и уголовное право, и гражданское право), как это было на Древнем Востоке и в Древнем Риме. Петр I решил:”А не пора ли привести все изданные мною указы в соответствие с Соборным Уложение 1647 года”. В то время был принцип, по которому действовал не более поздний акт, а лучший. Законодательство развивается по общему принципу и лишь к XVII веку появляется понятие отрасли, а в России кодификационный акт (кодекс) появляется в XX веке после революции. До 2000 году действовал кодификатор отраслей, а с марта 2000 года действует новый кодификатор.

Критерии систематизации законодательства:

1. Тематический (предметный).

2. Субъектный (какой субъект издал  акт).

3. Хронологический.

4. Иерархический (закон, подзаконный  акт).

Законодательство приобретает системный характер в силу постоянно проводимых работ по систематизации. В состав законодательства включают:

1. Законы (законодательные акты).

2. Подзаконные акты (акты законодательства).

3. Юридические прецеденты.

4. Правовые обычаи.

Особыми являются те источники, которые не включаются в состав законодательства:

1. Нормативно-правовые акты местного  самоуправления.

2. Коллективные трудовые договоры.

3. Типовые договоры (пример –  договор на предоставление платных  образовательных услуг). Это разновидность  договора, разработанного для различных  учреждений в качестве обязательного.

Различия системы права и системы законодательства:

1. Первичный элемент – норма, а не источник законодательства.

2. Формирование – объективное  у системы права и субъективное  у системы законодательства.

Правовая система (не то же, что и система права) – правовая совокупность явления жизни, включающая:

1. Система права.

2. Система законодательства.

3. Правосознание.

4. Правовая культура.

5. Правотворчество.

6. Толкование

7. Юридическая техника.

8. Юридическая практика.

9. Дополнительно включают правопорядок  и законность.

Правовая система носит национальный характер.

Тема №5 Сравнение правовых систем, “семьи” правовых систем, критерии их разграничения.

Классификация правовых систем была введена французом Рене Давилом. Он выделили следующие семьи:

1. Романо-германская (континентальную, цивильную).

2. Англо-саксонская (семья общего  права).

3. Социалистическая.

4. Исламская.

Кроме того. отдельно были выделены семьи индусская, иудейская, африканская, дальневосточная. В нашей стране наиболее известным автором-компоротивистом является Саидов. Он строит классификацию на трех критериях:

1. Исторический генезис правовых  норм и институтов.

2. Преобладающая система источников  права.

3. Структура правовой системы, ведущие  правовые отрасли и институты права.

Исходя из этого, он выделял восемь правовых систем:

1. Романо-германская.

2. Система общего права (англо-саксонская).

3. Скандинавская.

4, Латиноамериканская.

5. Дальневосточная.

6. Семьи социалистического права (советская правовая система)

7. Правовая система социалистических  стран Европы.

8. Республика Куба.

Правовые семьи можно анализировать по следующим критериям:

1. Преобладающая форма права (нормативно-правовой  акт, прецедент)

2. Технико-юридическое содержание  правовых норм (степень регламентации, гарантии прав и свобод субъектов).

3. Идейная или идеологическая направленность правовых предписаний.

4. Соотношение традиционных и  рационалистический начал  в праве.

По первому критерию в семье общего права важную роль играет административный и судебный прецедент (решение вышестоящего четко определенного органа, вступающее в законную силу, которое кладется в основу вынесения решения по аналогичному делу, то есть по делу с аналогичным кругом субъектов и объектов). В Романо-германской семье все логично и главную роль играет нормативно-правовой акт.

По второму критерию надо отметить, что технико-юридическое содержание предполагает соотнесение доли прав и свобод и обязательств и запретов. В зависимости от гарантий прав и свобод или обязательств и запретов разделяют два типа правового регулирования:

1. Общеразрешительный (разрешено все, что не запрещено).

2. Дозволительный (разрешено все, что  прямо дозволено).

Среди основных источников могут выступать и религиозные догматы, и революционные или контрреволюционные доктрины.

По третьему критерию существует три типа идеологических систем:

1. Идеологическая система, рассчитанная  на сочетание общественных, национальных  и личных прав, свобод и интересов.

2. Идеологическая система, основанная  на воинственном приоритете либеральных личностных интересов.

3. Идеологическая система, основанная на приоритете общественных ценностей и ориентиров.

Правовые семьи находятся в непрерывном взаимопроникновении, происходи аккультурация, рецепция, обновление.

Лекции ПТГП.doc

— 579.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по «Теории государства и права»