Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
Стадиям процесса правового регулирования соответствуют следующие элементы:
1. Норма права.
2. Правоотношения.
3. Акты реализации прав и обязанностей.
4. Акты применения норма права.
Типы правового регулирования:
1. Дозволительный тип (реализация принципа “Разрешено все, что не запрещено в законе”).
2. Разрешительный тип (запрещено все, кроме разрешенного в законе).
Первый тип рекомендуется для отношения к гражданам, подданным и организациям. Второй тип рекомендуется для публичных правоотношений (для вертикали).
Кроме нормативного регулирования существует индивидуальное правовое регулирование – деятельность субъектов права и правоприменения, иных участников по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободы усмотрения в пределах, очерченных в нормах права. Индивидуальное правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способов взаимосвязи :
1. Автономное правовое
2. Координационное правовое
3. Субординационное правовое
Тема №11: Гражданское общество и правовое государство.
Понятие гражданского общество старше нынешнего понятия. Первоначально гражданское общество и государство объединялись, лишь в XVIII веке Ж.Ж. Руссо высказал мнение, что гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных формах государства. Кант и Гумбольдт окончательно раздели гражданское общество и государство. К государству относили систему государственных инстанций, позитивное право, гражданство (подданство). А к гражданскому обществу относили систему обществ, формируемых индивидами, естественное право и человека.
Современное понимание гражданского общества предполагает следующие признаки:
1. Сообщество свободных индивидов, при этом каждый является собственником, поэтому не зависит от государства.
2. Открытое социальное
3. Сложно сконструированная
4. Самоуправляющаяся система, не зависит от государства.
Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных институтов, имеющих определенную автономию и застрахованных от произвольного вмешательства государства. Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на три ветви, обеспечивается верховенство закона и взаимная ответственность граждан и государства. Признаки правового государства:
1. Верховенство закона.
2. Взаимная ответственность
3. Гарантированность прав и
4. Соответствие национального законодательства общепринятым международным нормам.
Тема №12: Законность, общественный порядок и правопорядок.
Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, урегулированных различными видами социальный норм. Каркасом общественного порядка является правопорядок. Правопорядок – это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенной стадии развития общества. Правопорядок возникает в результате фактической реализации норм права, являясь итогом правового регулирования, и обеспечивается государством.
Законность – это общественно-политический режим, выражающийся в реализации правовых норм всеми участниками правоотношений. Законность исключает злоупотребление и произвол органов и должностных лиц. Принципы законности:
1. Единство закона.
2. Всеобщность законности.
3. Целесообразность законности.
4. Верховенство закона.
5. Связь законности и культуры.
Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом, поэтому содержание законности рассматривается в трех аспектах:
1. В плане правового характера общественной жизни.
2. С позиции требования
3. Требование обеспечения прав
и интересов граждан от любого
произвола и защита
Законность – это форма правового режима, поэтому есть тоталитарное, фашистское, авторитарное право и законность. Гарантии законности и правопорядка – общие условия (объективные экономические, политические условия общественной жизни, в которых происходит правовое регулирование). Поэтому есть экономические, политические, социальные, правовые, организационные гарантии. К организационным гарантиям относят кадровые методы для создания нормальной работы юрисдикционных правоохранительных органов. Юридические гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств и организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на защиту прав и свобод. К ним относятся:
1. Средства выявления
2. Средства предупреждения
3. Средства пресечения
4. Меры защиты и восстановления нарушенных прав.
5. Юридическая ответственность.
6. Процессуальные гарантии.
7. Правосудие.
Тема №13: Легализация и легитимизация государственной власти.
Оба термина производны от латинского “закон”, но смысл в эти понятия вкладывается разный. Легализация власти – формальный и социальный аспект закрепления в нормах права юридических актов способа организации государственной власти, структуры и компетенции ее органов, порядка их формирования, сроков полномочий и прекращения полномочий, характера взаимосвязи с населением, его корпорациями и местным органами власти. Легализация предполагает доведение этих норм до населения, находящегося под юрисдикцией данной государственной власти. Легализация неразрывно связана с законностью, которая предполагает соблюдение норм, их общеобязательность, а также юридическую ответственность и государственное принуждение для тех, кто не признает легальность и нарушает нормы.
Легитимность государственной власти юридических актов.
Базовым элементом существования и функционирования власти и закрепления ее в обществе является легитимность. Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Для легитимности имеет значение в первую очередь общественное политическое и правовое сознание, а также правосознание отдельных политических партий и движений. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил.
В демократических системах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер (автор концепции рационального права и рациональной бюрократии: четкая компетенция органов и должностных лиц, сменяемость, профессионализм, научность, гласность) в 1920 году выделял три типа легитимности:
1. Традиционный тип. Он основан на принятии членам общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития. Традиционный тип легитимации предполагает такое устройство власти и правопорядка единственно возможным. Для того, что бы лидеру государства с традиционным типом легитимации удержаться у власти, ему нельзя делать резких шагов по реформированию государства и права.
2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства. Харизматическая легитимность в современных условиях обеспечивается менталитетом общества (любят пострадавших от власти, к примеру, Жанна Д’Арк, Ганнибал, Ленин) и имиджем в СМИ (так называемый PR – Public Relationships).
3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти.
Харизматическая легитимность не достаточно долговечна. Наиболее долговечна рациональная легитимность, так как держится на разумном, высокоорганизованном начале.
В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также:
1. Идеологический тип (вера населения в правильность идеологических ценностей власти).
2. Структурно-полномочный тип (признание
правомочности существующих
3. Тип политической
Эти описанные типы легитимности в реальности существуют совместно, проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда:
1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них).
2. Когда законность пребывания у власти определенных сил квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами международного права.
Во втором случае отношение населения к государственной власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”).
Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов в обществе остаются люди, не довольные политическим режимом, их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать. В нашей стране их мнение долго не учитывалось. А их самих называли диссидентами (с французского “инакомыслящие”).
Важнейшими показателями уровня легитимности являются:
1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями.
2. Степень игнорирования
3. Наличие попыток свержения власти или призывов к этому.
4. Сила и частота проявления акций гражданского неповиновения: забастовки, шествия. В данном случае очень важно, действуют ли недовольные сообща в пределах всей территории или разрозненны, готовы ли пойти на компромисс.
5. Совокупность оценочных