Лекции по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.

Файлы: 3 файла

Вопросы по ПТГиП 2010 г.(1).doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конспект лекций по теории государства и права.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Стадиям процесса правового регулирования соответствуют следующие элементы:

1. Норма права.

2. Правоотношения.

3. Акты реализации прав и обязанностей.

4. Акты применения норма права.

Типы правового регулирования:

1. Дозволительный тип (реализация  принципа “Разрешено все, что не запрещено в законе”).

2. Разрешительный тип (запрещено  все, кроме разрешенного в законе).

Первый тип рекомендуется для отношения к гражданам, подданным и организациям. Второй тип рекомендуется для публичных правоотношений (для вертикали).

Кроме нормативного регулирования существует индивидуальное правовое регулирование – деятельность субъектов права и правоприменения, иных участников по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободы усмотрения в пределах, очерченных в нормах права. Индивидуальное правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способов взаимосвязи :

1. Автономное правовое регулирование.

2. Координационное правовое регулирование (участники правоотношения определяют  поведение путем заключения договоров).

3. Субординационное правовое регулирование (занимает промежуточное положение  между правотворчеством и правоприменением, например положение Государственной Думы об амнистии).

 

Тема №11: Гражданское общество и правовое государство.

Понятие гражданского общество старше нынешнего понятия. Первоначально гражданское общество и государство объединялись, лишь в XVIII веке Ж.Ж. Руссо высказал мнение, что гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных формах государства. Кант и Гумбольдт окончательно раздели гражданское общество и государство. К государству относили систему государственных инстанций, позитивное право, гражданство (подданство). А к гражданскому обществу относили систему обществ, формируемых индивидами, естественное право и человека.

Современное понимание гражданского общества предполагает следующие признаки:

1. Сообщество свободных индивидов, при этом каждый является собственником, поэтому не зависит от государства.

2. Открытое социальное образование, обеспечивается свобода слова, информации.

3. Сложно сконструированная система, что означает наличие множества  общественных форм, многообразие форм собственности.

4. Самоуправляющаяся система, не  зависит от государства.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных институтов, имеющих определенную автономию и застрахованных от произвольного вмешательства государства. Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на три ветви, обеспечивается верховенство закона и взаимная ответственность граждан и государства. Признаки правового государства:

1. Верховенство закона.

2. Взаимная ответственность граждан (подданных) и государства.

3. Гарантированность прав и свобод  граждан.

4. Соответствие национального законодательства общепринятым международным нормам.

 

Тема №12: Законность, общественный порядок и правопорядок.

Общественный порядок – состояние упорядоченности общественных отношений, урегулированных различными видами социальный норм. Каркасом общественного порядка является правопорядок. Правопорядок – это основанная на праве  и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенной стадии развития общества. Правопорядок возникает в результате фактической реализации норм права, являясь итогом правового регулирования, и обеспечивается государством.

Законность – это общественно-политический режим, выражающийся в реализации правовых норм всеми участниками правоотношений. Законность исключает злоупотребление и произвол органов и должностных лиц. Принципы законности:

1. Единство закона.

2. Всеобщность законности.

3. Целесообразность законности.

4. Верховенство закона.

5. Связь законности и культуры.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом, поэтому содержание законности рассматривается в трех аспектах:

1. В плане правового характера общественной жизни.

2. С позиции требования всеобщего  уважения и исполнения законов.

3. Требование обеспечения прав  и интересов граждан от любого  произвола и защита правопорядка.

Законность – это форма правового режима, поэтому есть тоталитарное, фашистское, авторитарное право и законность. Гарантии законности и правопорядка – общие условия (объективные экономические, политические условия общественной жизни, в которых происходит правовое регулирование). Поэтому есть экономические, политические, социальные, правовые, организационные гарантии. К организационным гарантиям относят кадровые методы для создания нормальной работы юрисдикционных правоохранительных органов. Юридические  гарантии – совокупность закрепленных в законодательстве средств и организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на защиту прав и свобод. К ним относятся:

1. Средства выявления правонарушений.

2. Средства предупреждения правонарушений.

3. Средства пресечения правонарушений.

4. Меры защиты и восстановления  нарушенных прав.

5. Юридическая ответственность.

6. Процессуальные гарантии.

7. Правосудие.

 

Тема №13: Легализация и легитимизация государственной власти.

Оба термина производны от латинского “закон”, но смысл в эти понятия вкладывается разный. Легализация власти – формальный и социальный аспект закрепления в нормах права юридических актов способа организации государственной власти, структуры и компетенции ее органов, порядка их формирования, сроков полномочий и прекращения полномочий, характера взаимосвязи с населением, его корпорациями и местным органами власти. Легализация предполагает доведение этих норм до населения, находящегося под юрисдикцией данной государственной власти. Легализация  неразрывно связана с законностью, которая предполагает соблюдение норм, их общеобязательность, а также юридическую ответственность и государственное принуждение для тех, кто не признает легальность и нарушает нормы.

Легитимность государственной власти юридических актов.

Базовым элементом существования и функционирования власти и закрепления ее в обществе является легитимность. Легитимность – это признание власти и ее юридических актов, ее пользы для общества, обоснованности и необходимости власти обществом в лице носителей или представителей власти. Для легитимности имеет значение в первую очередь общественное политическое и правовое сознание, а также правосознание отдельных политических партий и движений. Легитимность может проявляться как в добровольном принятии большинством населения конкретной формы правления, власти той или иной группы и ее официального лидера, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

В демократических системах уровень легитимности определяется степенью активности участия избирателей в выборах. Исторически сформировалось несколько типов легитимности. Немецкий социолог Макс Вебер (автор концепции рационального права и рациональной бюрократии: четкая компетенция органов и должностных лиц, сменяемость, профессионализм, научность, гласность) в 1920 году выделял три типа легитимности:

1. Традиционный тип. Он основан на принятии членам общества существующего порядка власти и отношений как должного, оставшегося в наследство от предшествующего периода развития. Традиционный тип легитимации предполагает такое устройство власти и правопорядка единственно возможным. Для того, что бы лидеру государства с традиционным типом легитимации удержаться у власти, ему нельзя делать резких шагов по реформированию государства и права.

2. Харизматический тип. Харизма – это набор исключительных, приписываемых субъекту власти качественных способностей, наилучшим образом обеспечивающих интересы общества и государства. Харизматическая легитимность в современных условиях обеспечивается менталитетом общества (любят пострадавших от власти, к примеру, Жанна Д’Арк, Ганнибал, Ленин) и имиджем в СМИ (так называемый PR – Public Relationships).

3. Рациональный тип. И власть, и право базируются на разделении большинством населения полезности содержания норм права, решений субъектов власти.

Харизматическая легитимность не достаточно долговечна. Наиболее долговечна рациональная легитимность, так как держится на разумном, высокоорганизованном начале.

В современной науке выделены и другие типы легитимности, например в России выделяют также:

1. Идеологический тип (вера населения  в правильность идеологических  ценностей власти).

2. Структурно-полномочный тип (признание  правомочности существующих органов  власти действовать определенным  образом).

3. Тип политической целесообразности (в 1990-1993 годы в России – вера  населения в то, что деятельность  властей приведет к качественно новому, лучшему состоянию общества).

Эти описанные типы легитимности в реальности существуют совместно, проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в государстве. Неспособность государства обеспечить такое участие снижает уровень легитимности власти и права. Для лучшего разграничения легализации и легитимности надо выяснить, почему иногда между ними ставят знак равенства. Это происходит тогда, когда:

1. Понятию легальности придается оценочное значение (это свойственно публицистике, когда авторы определяют существующие властные отношения не с точки зрения официального толкования законов, а с точки зрения своих представлений о них).

2. Когда законность пребывания  у власти определенных сил  квалифицируется не с точки зрения существующих в данной стране юридических норм, но исходя из норм других государств, претендующих на мировое господство, не редко прикрываемых нормами международного права.

Во втором случае отношение населения к государственной власти и правовым нормам подменяется отношением населения иных социальных систем (главным образом из стран “золотого миллиарда”).

Абсолютной легитимности не бывает, всегда в обществе есть недовольные властью. Помимо криминальных структур и анархистов в обществе остаются люди, не довольные политическим режимом, их недовольство может быть латентным (скрытым) или ярко выраженным, но в любом случае их мнение нужно учитывать. В нашей стране их мнение долго не учитывалось. А их самих называли диссидентами (с французского “инакомыслящие”).

Важнейшими показателями уровня легитимности являются:

1. Соотношение методов убеждения и принуждения, применяемых властями.

2. Степень игнорирования общественного  мнения и оппозиции.

3. Наличие попыток свержения  власти или призывов к этому.

4. Сила и частота проявления акций гражданского неповиновения: забастовки, шествия. В данном случае очень важно, действуют ли недовольные сообща в пределах всей территории или разрозненны, готовы ли пойти на компромисс.

5. Совокупность оценочных суждений  в прессе, электронных носителях, обыденных разговорах о существующей власти, нормах и порядках.


Лекции ПТГП.doc

— 579.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по «Теории государства и права»