Лекции по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.

Файлы: 3 файла

Вопросы по ПТГиП 2010 г.(1).doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Конспект лекций по теории государства и права.doc

— 418.00 Кб (Скачать файл)

Государственный и политико-правовой режим.

Содержание государства выражается в его режиме (внутренней форме государства).

Применительно к внутренней форме государства, режим может пониматься в трёх аспектах:

1. Государственный режим;

2. Политический режим;

3. Политико-правовой режим.

Режим – это система методов, способов и средств осуществления политической и государственной власти, а также отношений, формируемых этими методами. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа отражается на режиме, который, в свою очередь, влияет на функции, форму правления, государственное устройство. Режим – своего рода приводящий ремень государства, какой он, такой будет и структура, характер деятельности, взаимоотношения с членами общества и его корпорациями.

Понятие политического и государственного режима отличается в двух аспектах:

1. Государственный режим подразумевает осуществление государственной власти (сугубо органами государства). Политический режим подразумевает осуществление политической власти (в круг субъектов помимо государства входят политические партии, общественные объединения, граждане, местное самоуправление – все те субъекты которые оказывают влияние на формирование, функционирование и прекращение полномочий органов государства.

2. Различны методы. Система методов политической власти разнообразнее системы методов государственной власти.

Политико-правовой режим характеризует политический режим, но только с позиции набора правовых методов.

Не юридические методы (связаны с применением в совокупности):

1. Методы принуждения.

2. Методы убеждения.

3. Организационные методы.

4. Воспитательные методы.

5. Информационные методы.

6. Разъяснительные методы.

7. Агитационно-пропагандистские методы.

8. Экономические методы.

9. Социальные методы.

Юридические методы:

1. Императивные:

1.1Обязывание;

1.2 Запрет;

2. Диспозитивные (используют для активной социальной необходимости и желательной деятельности).

2.1 Дозволение (управомочивающий). Участников правоотношения наделяют правами гарантированными государством. Пример: право на труд, образование и т.д.

2.2 Рекомендательный;

2.3 Поощрительный (за качественно выполненные обязанности: награды, премии)

2.4 Стимулирующий.

В зависимости от сочетания (набора) средств, методов, приёмов могут образовываться отдельные их комбинации. В зависимости от комбинаций формируются различные их режимы, которые принято классифицировать:

1. Антидемократическая группа режимов;

2. Демократическая группа режимов.

Классифицировать государства в зависимости от методов власти начинают на Древнем Востоке и в Древней Греции. Наиболее известна классификация Платона:

I этап классификации (исторически первый):

1. Жёсткие:

1.1 Диктатура;

1.2 Деспотия (тирания);

1.3 Автократия;

2.Средние:

2.1 Олигархический режим (по Платону самый ужасный)

2.2 Аристократический режим.

3. Наилучшие режимы древности по Платону:

3.1 Тимократия (власть военной  элиты).

II этап классификации:

Антидемократические:

1. Фашистский (национал-социалистический).

2. Элитарный (власть элит).

3. Технократический (власть тех у кого все достижения науки и техники).

4. Охлократический (власть толпы).

Демократические:

1. Развёрнутая демократия.

2. Умеренная демократия.

3. Авторитарно-демократический.

4. Анархо-демократический. (Большой след в теории анархизма оставили Бакунин  (коммунистический анархизм), Кропоткин (анархизм капиталистический). Анархо-демократические режимы обычно сменяются тоталитарными режимами.)

Демократия.

Победоносцев в 1864 году в статье «Великая ложь нашего времени» назвал этой самой ложью демократию. Он сделал вывод, что демократия в нашей стране превратилась в борьбу за процедуру, а демократия – это образ жизни народа, и его стыдно заимствовать у других.

Демократия относима как государственному режиму, так и к политическому режиму.

Принципы правового государства:

1. Разделение властей. Появляется в науке благодаря теоретическим трудам Шарля Монтескье в конце XVII, начале XVIII века. Монтескье говорил о пользе разделения власти по горизонтали, так как это гарантия от узурпации.

Монтескье делил власть на три ветви:

1. Законодательная.

2. Внешне-политическая.

3. Мирская (гражданская).

Разделение власти по вертикали:

1. Центральная власть.

2. Региональная власть (местная).

 

Способы (направления) разделения властей:

1. Функциональное разделение (создание органов, наделение их компетенцией).

2. Институциональное разделение (органы одной ветви власти обособлены от органов другой ветви иерархически и функционально).

3. Персональное разделение (одни и те же лица не могут совмещать должности в разных ветвях власти).

Попытки усилить одну ветвь власти за счёт ослабления другой, приводят к тому, что вся система государственной власти ослабляется.

На практике баланс очень трудно обеспечить, поэтому любая система разделения властей реально функционирует лишь при наличии эффективной системы сдержек и противовесов. Эта система представляет собой распределение компетенции между органами государственной власти таким образом, чтобы органы каждой ветви могли влиять, и фактически влияли на формирование, функционирование и прекращение полномочий органов других ветвей власти.

Для обеспечения баланса вводится стержень системы сдержек и противовесов – институт главы государства.

 

Тема № 5: Функции и обеспечивающая их структура государства, механизм государства и аппарат государства, органы государства и их классификация.

 

Функции государства – основные направления его деятельности, объективно обусловленные сущностью и социальным назначением, целями и задачами государства по управлению делами общества в присущих ему формах и методах, и закреплённое в нормах права как компетенция высших органов государственной власти.

Функции так же определяют как и механизм государственного воздействия на общественный процесс.

 

Цели государства→Задачи государства→Функции государства→Компетенция высших органов государственной власти→Функции государственных органов.

 

Цель государства остаётся неизменной, она обусловлена сущностью   …..

Цели бывают:

1. Политические (классовые).

2. Социальные.

Достигают цели посредством решения задач.

Задачи государства – этапы достижения цели.

Задачи государства меняются со временем. И цели и задачи ставятся народом.

Функции государства сочетаются с функциями общества. Функции у государства свои, а у общества свои, но иногда бывают смежные функции (например культурная функция).

Цель общества и государства одна. Задача любого общества – обеспечивать ответственность государства за выполнение закреплённых за ним функций.

В основе теории государства лежит метод функционально-структурного анализа (какие органы и какая компетенция нужна для выполнения функций).

Появление термина "функция" в отечественной юридической науке имело место в 30-е годы и несло идеологический характер: государство признано служить трудящимся, выполняя поставленные перед ним цели и задачи.

Существенными признаками государства являются:

1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере общественной жизни.

2. Наличие непосредственной связи между существующим социальным назначением государства и соответствующими функциями.

3. Нацеленность функций государства на выполнение конкретных задач и достижения целей которые должны быть закреплены юридически, в правовых актах.

4. Реализация функций осуществляется в определённых формах (правотворческой, правоохранительной и других уже не юридических формах), особыми методами государственной власти.

Последовательность формирования функций зависит от очерёдности целей и задач, встающих перед обществом. Задачи и цели не могут быть произвольными, они зависят от реализации потребностей общества, экономических и материальных возможностей общества и государства, интересов отдельных социальных слоёв и групп, а также зависят от уровня правовой, политической, общей культуры общества, профессионализма и ответственности государственного аппарата.

В различные исторические периоды приоритетными становятся например политические цели и задачи, в других случаях экономические цели и задачи.

Реформа – это не цель, и не задача, а форма модернизации деятельности. Макс Вебер: "Любые реформы имеют шансы на успех только в условиях политически стабильного общества, во всех других случаях они ведут к снижению общего уровня жизни."

Цивилизованные страны выработали государственно-правовые механизмы, гарантирующие населению стабильность политической, экономической, социальной, финансовой сферы. (В Италии в случае снижения уровня жизни населения более чем на 3 % (это контролируется каждые 6 месяцев) правительство обязано отчитаться о своей деятельности и при не устранении ошибок в срок, указом парламента обязано уйти в отставку).

В современной России в суперпрезидентской республике основные направления деятельности государства во внутренней и внешней политике определяются президентом, сложилась практика, что это делается в ежегодных посланиях президента, на заседании Федерального Собрания (как и в США).

В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением, в содержании функций любого государства: политические, экономические, социальные, финансовые, присутствуют как классовые, так и социальные начала. Чем более неоднородно общество по материальному и социальному положению его членов, тем более функции приобретают классовую характеристику, направленную на удержание экономического и политического господства, сглаживания противоречий и разрешение конфликтов в государственно-правовых формах.

В Конституции 1918 года такими классовыми функциями были "уничтожение эксплуатации трудящихся", "управление социальной собственностью". По мере преодоления классовых антагонизмов, всё большее значение начинают приобретать общесоциальные функции.

 

Классификация и эволюция функций государства:

I По сущности государства:

1) Классовые (в государствах с антагонистическими отношениями между классами);

2) Общесоциальные.

II В период биполярного мира сложилась классификация функций на:

1. Внутренние.

2. Внешние.

Такая классификация устарела, любая функция осуществляется и внутри государства (государственным аппаратом в общепринятых формах) и за его пределами (дипломатическая форма и т.д.). Так осуществляются и экономическая и экологическая и другие функции государства.

III По сферам деятельности общества:

1. Политическая.

2. Экономическая.

3. Социальная.

4. Образовательная.

5. Здравоохранительная.

6. Культурная.

6. Информационная.

7. Коммуникативная и др.

 

Рассмотрим подробно экономическую функцию:

В зависимости от типа экономики (плановой, рыночной, планово-рыночной) экономические функции различаются по объёму, содержанию, виду органов призванных исполнять эти функции.

Экономическая функция складывается из:

1. Выработки единой государственной политики в сфере экономики через законодательство, бюджет и т.д.

2. Управление государственной собственностью, а также теми органами где есть доля государственной собственности.

3. Установлении правовой основы экономической деятельности и ценовой политики, обеспечивающей равноправие всех форм собственности, пресечении монополии и не добросовестной конкуренции, защита прав потребителя.

4. Функция интеграции в мировую экономику и внешне-экономическая деятельность, оказание содействия отечественным предпринимателям действующим за рубежом.

5. Поддержка отечественных производителей:

1) Через бюджет (создаётся бюджет государственного развития (до 35% расхода бюджета) государство становится гарантом деятельности предприятий тех отраслей, которые приоритетны для страны.

2) Налоговые льготы для отдельных категорий производителей (например для сельского хозяйства).

3) Дотации из бюджета, субсидии, субвенции.

Органы государственной власти выполняющие экономические функции:

1. Органы общей компетенции (правительство).

2. Органы отраслевой или специальной компетенции (министерства и т.д.).

3. Государственные унитарные, казённые предприятия.

В экономике государство выступает как полновластный субъект устанавливая правила, регистрируя, а с другой стороны посредством государственных предприятий, опосредованно в экономическом обороте как равноценный субъект. Есть исключения: естественные монополии (коммуникации и т.д.).

Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций является механизм государства, включающий в себе и государственный аппарат.

Аппарат государства – это система всех наделённых властными полномочиями органов государства, иерархически и функционально связанных между собой и состоящая из профессиональных служащих, либо избранных на определённые сроки.

Органы государства – это организация созданная на основании норм права, наделённая государственно-властными полномочиями в определённой сфере деятельности (компетенцией) для решения от имени государства всех вопросов, отнесённых к этой компетенции по существу.

Содержание государственно-властных полномочий состоит:

1. В исключительном праве на принятие решений в пределах компетенции в виде издания соответствующих правовых актов.

2. Обеспечение органами их исполнения.

Проведём классификацию органов государственной власти исходя из их признаков.:

Лекции ПТГП.doc

— 579.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по «Теории государства и права»