Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:26, курс лекций
Правовые системы имеют национальный характер с точки зрения их принадлежности к конкретной стране, относятся к типологии как учение о систематизации представлений государстве и праве. В российской доктрине принято примерно 30 лет назад. Термины «правовая система», «правовая реальность», «правовая действительность» получили распространение в конце 90-х – начале 2000. У этих терминов условно – допустимый характер, так как до настоящего времени не сложилось четкого представления о отличительных признаках, структуре этих явлений. Наиболее из них научно обоснованно понятие «правовая система» при всей условной допустимости. В этом направлении отличились французские компаративисты Ш. Монтескье, основоположники учения о правовых системах и их классификациях Р. Давид, М. Ансель.
Правообразование, правотворчество и систематизация.
Правотворчество – это завершающий этап правообразования. Правообразование может завершится правотворчеством, а может и нет, если не будут учтены соответствующие правотворческие факторы. Правотворчество – процесс во многом субъективный, он зависит от воли и логиуи.
Правообразование – процесс объективный, он представляет собой оформление содержания правовых норм исторически в зависимости от ряда правообразующих факторов:
1. Фактор социально среды.
2. Фактор природной среды.
3. Фактор экономический.
4. Фактор политический.
5. Фактор экологический.
6. Фактор геополитический.
7. Фактор информационный.
8. Фактор транспортный.
С помощью учета этих факторов вырабатывается тактика и стратеги, что воплощается в долгосрочное (вся сессия законодательного органа) и среднесрочное планирование. В связи с этим существует проблема учета всех факторов.
Учение о правообразовании появилось значительно позже учения о правотворчестве. Его основоположниками являются Монтескье, Парсон, Тихомиров. В Англии впервые появляется закон об ограничении лоббистской деятельности. Правотворчество как завершающий этап правообразования – это форма деятельности государства и местного самоуправления по изменению, созданию, санкционированию и отмене правовых норм.
Принципы правотворчества:
1. Объективность (наличие реальной
острой необходимости, обусловленной
потребностями общества
2. Демократизм.
3. Гласность,
4. Законность.
5. Строгая дифференциация
6. Планирование правотворчества
с учетом факторов
7. Профессионализм и культура.
8. Сменяемость кадров.
Правотворчество является разновидностью общественных отношений (правоотношение). Объектом правотворчества является деятельность уполномоченных органов, направленная на создание, изменение и отмену правовых актов. Субъектом правоотношения является только уполномоченный орган (в том числе и единоличный0. исключительным субъектом правотворчества является народ. Население субъектов Российской Федерации – тоже субъект правотворчества, участвующий в референдумах и плебисцитах (плебисцит носит только рекомендательный характер) Правотворчество – это не только законотворчество, но законотворчества – это главный элемент правотворчества. Закон имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке особым органом, содержит первичные правовые нормы. Законотворчество распадается на стадии:
1. Законодательная инициатива. Субъект законодательной инициативы не совпадает с понятием субъекта законотворчества. К субъектам законотворческой инициативы относятся депутаты, глава государства, правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд, законодательные собрания субъектов федерации, правительства субъектов федерации.
2. Предложение.
3. Рассмотрение предложения.
4. Принятие к первому чтению.
5. Если принимается концепция, то наступает второе чтение.
Критерии видов правотворчества включают:
1. По отраслям права.
2. По ветвям власти.
3. по уровню права.
4. По уровню компетенции (общая, специальная).
С понятием правотворчества, а также с систематизацией и применением права связано понятие юридической техники (система приемов и средств формирования правовых норм или предписаний в юридических актах). Принципы юридической техники:
1. Целесообразность.
2. Дистрибутивность.
3. рационализм.
4. Структуризация.
5. Законность.
6. Научная обоснованность.
Правила юридической техники:
1. Правило доступной
2. Стабильность терминов (неизменность).
Термин должен быть связан
историческими основаниями
3. Юридическая конструкция
4. Однородность материала и его последовательность, логическая стройность.
5. Приоритет норм материального права над процессуальными.
6. Правило преемственности
7. Базирование как на абстрактных, так и на казуальных терминах.
Толкование норм права – это деятельность как компетентных органов государства и местного самоуправления, так и филических лиц по осознанию ими логики и содержания правовых норм и разъяснение их для прочих лиц (разъяснение для других, объяснение для себя). В процессе толкования устанавливаются:
1. Условия действия норм.
2. Круг субъектов и объектов.
3. Права и обязанности
4. Меры юридической
Толкование способствует единообразному пониманию и применению норм. Толкование – интеллектуально-волевая деятельность, в процессе которой научно, формально излагается суть предписанных норм. Эффективность толкования зависит от уровня правосознания, задач толкования и навыков юридической техники. Формы (виды) толкования:
1. Официальное толкование. Дается
компетентными органами и
1) Нормативное. Обязательно для всех случаев применения норм: постановления Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, инструкции министерств по налогам и сборам.
2) Казуальное
(индивидуальное) толкование. Обязательно
для конкретного случая или
группы случаев и используется
для всех аналогичных. Решение
надзорной инстанции
2. Неофициальное толкование. Разъяснение,
не носящее обязательного
1) Обыденное.
2) Профессиональное.
Дается квалифицированными
3) Доктринальное. Дается учеными юристами (в Древнем Риме это было официальное толкование).
Существует несколько способов осуществления толкования:
1. Грамматический. Грамматический анализ текста правовых норм, выяснятся значение отдельных терминов : должностное лицо, потерпевший.
2. Систематический. Выясняется содержание норм путем сопоставления с другими нормами и установления связи с ними (любая норма – часть системы права).
3. Историко-политический. Смысл, цели
и задачи уясняются и
4. Логический. Близок к функционально-структурному толкованию.
В процессе толкования выясняется не только смысл норм, но и выявляется недостатки законодательства (пробелы в законодательстве). Как результат пробелов в законодательстве в Древнем Риме сложились специальные технические приемы:”Поступай по отношению к ситуации или субъекту так, как будто этот субъект является другим, предусмотренным в нормах права, а ситуация тоже является другой”. Так сложились дела особого производства: юридические фикции (признание лица умершим, без вести отсутствующим, признание за лицом прав на пенсию). Под пробелом в законодательстве полное отсутствие необходимых норм в официальных источниках, нужных для решения юридически важных дел. Пробелы в законодательстве появились как результат исторического развития, революционных изменений в обществе. Меньше пробелов в странах с традиционными системами права. Пробелы делятся на устранимые и не устранимые. Устранимые восполняются путем аналогий закона или аналогий права. Аналогия права не допускаются при решении вопросов об установлении юридической ответственности за неправомерные деяния. Неустранимые пробелы восполняются путем принятия акта, содержащего нормы.
Систематизация законодательства.
Упорядочение законодательства – процесс субъективный. Он осуществляется при участии государственных органов, но может осуществляться и без них (неофициальная систематизация). Выделяют сведущие формы систематизации:
1. Учет и мониторинг.
2. Инкорпорация.
3. Консолидация.
4. Кодификация.
5. Контроль.
Учет в разных странах осуществляется по-разному. На основании учетных критериев, таких как тематический, субъектный издаются классификаторы законодательства. Классификаторы утверждаются парламентом (в России – президентом: 1993 год, март 2000 года “О классификаторе нормативно-правовых актов”). В Российской Федерации насчитывается более 300 тысяч актов, из них актов федерального уровня – более 4 тысяч (законы и постановления правительства). Официальным учетным носителем является программа-носитель “Система”. Квазинаучные системы: “Консультант+”, “Гарант” (не более 10% действующих актов, основные).
Инкорпорация – внешняя обработка действующего законодательства, связанная с исключение норм, прекративших действие, добавлением новых норм, включение изменений. Важнейшая составная часть инкорпорации – удалений противоречий между различными актами. Инкорпорация бывает официальная и не официальная (не официальная – “Все кодексы”, “Законодательство о СМИ”). Официальная инкорпорация – это издание “ собрание законодательства российской Федерации”.
Консолидация – это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной или смежных сферах общественных отношений, в единый сводный правовой акт. Консолидация, как правило, сочетается с инкорпорацией и кодификацией. Пример – в 1997 году взамен разрозненных законов был принят закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”.
Кодификация осуществляется только в официальной форме в виде деятельности правотворческих органов. Кодификация является правотворчеством. Кодификация исторически родилась как общая кодификация (“Законы 12 таблиц”, “Судебник 1497 года” и так далее). Отраслевая кодификация появилась в XVII–XIX века в Западной Европы и венчала собой революционные процессы. В ряде стран Европы действуют законы о порядке кодификации (где и кА можно кодифицировать), новые кодексы принимать не принято (в Италии действует Уголовный Кодекс, принятый при Муссолини). Разработка кодексов в общем идет от 5 до 7 лет. а по степени обобщения материала кодексы подразделяют на:
1. Свод законов.
2. Основы законодательства.
3. Кодексы.
4. Уставы.
Тема №5: Правоотношение. Структура правоотношения. Юридические факты и их классификация.
Правоотношение – это особая сторона общественных отношений, существующая не изолированно, а в совокупности с иными общественными отношениями. В то же время правоотношение – это специфическая форма взаимодействия участников. Признаки правоотношения:
1. Особый круг объектов (сферы, в которых существуют правоотношения) – это устойчивые, особозначимые, конфликтные политические, экономический, социальные, информационные, но не в целом, а только там, где есть один или более аспект: управленческий, охранительный или имущественный.
2. Отношения с особым кругом субъектов, то есть лиц, обладающих правоспособностью, дееспособностью, и деликтоспособностью. Правоспособность – это возможность лица выступать носителем прав и обязанностей. Деликтоспособность – это возможность лица своим поведением субъективные права и юридические обязанности (субъективным правом можно пользоваться или не пользоваться, а юридическая обязанность должна быть выполнена). Единство правоспособности и дееспособности называется правосубъектностью. Деликтоспособность – это реальная возможность лица отвечать за свои деяния.
3. Правоотношение носит сознательно-волевой характер.
4. Это разновидность отношений, в которых участники связаны обязанностями и имеют права. Основа миропорядка – абсолютные правоотношения (в них есть управомоченное лицо, а по отношению к нему есть неопределенный круг обязанных лиц, к примеру – обязательство соблюдать право собственности).
5. Отношения находятся под
Существуют общественные отношения, в основе которых лежат различные социальные нормы (нравственности, этики, обычаи), благодаря им в обществе складывается общественный порядок, то есть состояние порядка, основанное на исполнении членами общества социальных норм. Каркасом общественного порядка является правопорядок (состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на регулировании и охране норм права). Условия или предпосылки возникновения, изменения правоотношения:
1. Предусмотренность данного
2. Правосубъектность участников.
3. Наличие юридических фактов.
Структура правоотношения предусматривает элементы правоотношения и взаимосвязи между ними. В структуру включают субъектов правоотношения (как минимум два), объект правоотношения (существует три точки зрения:
1) Объектом правоотношения является материальное и не материальное благо (со временем оказалось не верно).
2) Объектом правоотношения является поведение участников (не только).
3) Объектом правоотношения является поведение участников по поводу материальных и не материальных благ. То есть объектом правоотношения купли-продажи жилого дома будет поведение участников по поводу купли-продажи). Связи между элементами обеспечиваются субъективными правами и юридическими обязанностями Правоотношение является ключевым звеном механизма правового регулирования (включающего в себя кроме правоотношения еще и акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей).