Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа
Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.
Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;
Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МОСКОВСКИЙ
ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКИЙ
«МФЮА»
ОРСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория государства и права
НА ТЕМУ: «Модели правового государства»
Выполнил студент
Шифр:
Проверил:
Дата сдачи курсовой работы «___»__________20__г.
Дата защиты курсовой работы «___»________20__г.
Оценка ______________________________
Орск 2013 г.
Оглавление
Введение 3
1. Концепция правового государства 7 1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7 1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22 2.1 Идеи правового государства в России 22 2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37 3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37 3.2 Верховенство Конституции
Российской Федерации и 3.3 Гарантии законности…………………………… 3.4 Место конституционного
права в системе права
Заключение 58
Список используемых источников 62
|
Введение
С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворенной тем, что социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств - в виде тираний и деспотий.
Уже в древности начинаются
поиски принципов, форм и
На сегодняшний день идеи господства права в масштабе того или иного государства или даже межгосударственных союзов, приоритета защиты прав личности и т.д. получили широкое распространение практически во всем мире, порицаются насильственные методы властвования и государственного управления, нарушения буквы и духа закона. Поэтому одной из основополагающих целей российских реформ является построение правового государства и гражданского общества, идеи которых носят универсальный характер в том смысле, что они практически присущи политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Последовательное претворение в жизнь основных принципов правовой государственности в России - процесс длительный и сложный. Закрепление в ст.1 Конституции Российской Федерации положения о том, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления", не означает, что Россия окончательно реализовала принципы правового государства. Приведенное положение из Конституции Российской Федерации может рассматриваться как цель, с достижением которой связано нынешнее и последующее развитие России. Правовое государство не может быть введено "сверху" (декретировано) каким-либо единовременным правовым актом, даже если этот акт является демократической Конституцией.
Российский конституционный
Процесс осмысления специфики
конституционной ситуации в
Актуальность настоящего исследования определяется нестабильным характером политических институтов трансформирующихся государств, обусловленный отсутствием опыта функционирования и взаимодействия в новой социально-политической среде, которая становится предметом непрекращающихся дискуссий о том, какие факторы и условия, политические и социальные институты и структуры делают ту или иную систему демократической, каково соотношение парламентаризма и исполнительной власти. Иными словами, актуализируется и оказывается в центре политологического дискурса проблема выявления эффективности той или иной конституционной модели, ее воздействие на процесс формирования демократического общества и политической социализации граждан.
В связи с актуальностью мною
была выбрана тема
Проблема исследования: обоснование концептуальных положений теории правового государства в конституционной модели Российской федерации.
Объект исследования: правовое государство.
Предмет исследования заключается в анализе политико-правовой мысли, определяющей понятие и сущность правового государства, а также проблемных моментов, возникающие при построении правового государства в Российской Федерации.
Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.
Задачи исследования:
- изучение
истории развития концепции
- изучение
взглядов отечественных и
- изучение
признаков правового
- анализ
конституции Российской
Исходя из цели и учитывая специфику предмета исследования, задачи исследования определены следующим образом:
1. Анализ теоретических основ
концепции правового
2. Рассмотрение особенностей
3. Выделение проблем
4. Формулировка выводов.
Эмпирическую базу
а) правовые положения, изложенные в Конституции
РФ (1993г);
б) научные
работы и тематические исследования в
области государствоведения посвященные
концепции правового государства;
в)
публикации по теме исследования в специализированных
изданиях.
В работе
использована следующая методологическая
база: метод аналитического преобразования
информации, теоретическая интерпретация
нормативных источников и литературы
по теме исследования, анализ и синтез
полученной информации, обобщения, а также
метод системного подхода.
Источниковедческую
базу исследования составили библиотечные
фонды, информационные ресурсы справочно-правовой
системы «Консультант Плюс», «Гарант»
и системы ИНТЕРНЕТ.
Структура курсовой работы
I. Концепция правового государства
1.1. Становление и развитие идеи правового государства
С древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных и общества.
Государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором — в роли «слуги». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а чтобы показать его служебное положение, ведь, в конечном счете, данный институт существует не ради самого себя, а ради общества, в целях создания благоприятных условий для развития личности. Государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность), но и минусы (бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор).
Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности. «Каждый человек, — по Расселу, — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны»1.
Одни мыслители считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти. Например, Л.Н.Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не найдено средств для достижения ни того, ни другого...»2.
Другие ученые исходят из того, что государственную власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (от французского etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.