Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа
Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.
Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;
Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62
21Гессен В.М. О правовом государстве // Хропанюк В.Н. Указ. соч. С. 272-273.
норма долженствования, или как абстрактная всеобщая справедливость, или как «естественные» права человека, господствует над государством, над политической властью, связывает и ограничивает ее в существе своем есть прикрытие классовой диктатуры»22.
Такой подход для советской юридической науки к категории правового государства был естествен. И только, начатая М. Горбачевым либерализация коммунистического режима, известная как «перестройка», не могла не сказаться и на юридической мысли. То, что у многих ученых-юристов находилось под спудом, те сомнения, которые они не могли высказать, не рискуя потерять работу и даже свободу, при ослаблении идеологических пут стало вырываться наружу. В нашей стране заговорили о том, что только в правовом государстве могут быть реально защищены права человека23.
Идея правового государства постепенно просочилась в партийный аппарат. Этот процесс можно датировать примерно 1987-1988 годами. Однако в классическом виде данная идея не могла быть принята в то время. Поэтому неудивительно, что XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, сыгравшая большую роль в либерализации режима, провозгласила курс на построение лишь социалистического правового государства24. Но все же коммунистическое руководство таким образом отказывалось от взгляда на правовое государство как на категорию, полностью враждебную коммунистической теории.
Общая логика процесса либерализации, охватившего постепенно все сферы жизни — от духовной до экономической, — обусловила и общественное отношение к понятию правового государства. Оно быстро ______________
22Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971. С. 418.
23Краснов М.А. Перспективы правового государства в России //Общественные науки и современность. 2003. №2. С.56.
24Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988. С.122.
стало популярным. К этому времени относится наибольшее число публицистических выступлений видных российских юристов, разъясняющих смысл данного понятия. И эти разъяснения соответствовали уже классической концепции правового государства.
1.2. Современная теория правового государства
«Второе дыхание» идея правовой государственности обрела в современном мире в пору развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии и Италии, Испании и Португалии, колониальных империй, утверждения демократии. Концепция правового государства в странах, переживающих кризис в их духовной жизни, в политике и экономике является эффективным орудием борьбы за права человека, за предоставление ему гарантий безопасности, достоинства, творческого саморазвития.
Понимание неразрывности свободы индивида и его социальной ответственности нашло своё выражение еще в начале XIX века в идее правового государства, которое призвано защищать и развивать гражданские свободы. В конце XIX — начале XX вв. возникло новое понятие — «социальное государство», в котором появляются новые качества, отсутствующие у либерального правового государства. Однако от термина «правовое государство» правоведы отказываться не спешили. На данный момент понятия «социальное государство» и «правовое государство» стали во многом синонимичными, и, в общем, означают такой тип государства, власть которого основана на правовых началах, ими ограничивается и через них реализуется25. По мнению одних26, социальное государство — это новый этап развития правового государства, по мнению других27 — лишь модель ______________
25Родионова О.В. Социальное государство: (теоретико-правовой аспект): дис.канд.юрид.наук. СПб., 2002. С. 9.
26Лукашева Е.А Социальное правовое государство //Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999. С. 697.
27Черданцев Е.Ф. Теория государства и права. М., 2000. С. 162-164.
правового государства. Очевидно, что стоит однозначно говорить только о том, что либеральное понятие «правового государства» принятое в XVII-ХIХ вв. было замещено социальным понятием «правового государства» XX в. — и это стало естественным этапом эволюционирования данной категории, обусловленное развитием юридической науки в XX в.
Суть современной концепции правового государства — в том или ином ее варианте — состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом. Но для анализа теории правового государства, в первую очередь, необходимо определить понятия «государство» и «право», поскольку словосочетание «правовое государство» претендует на статус не просто логического, а именно концептуального соединения указанных терминов и даже служит названием самостоятельной теории. История зарождения и развития учений, занятых поиском социально приемлемых механизмов соблюдения баланса интересов государства, общества и личности, свидетельствует о том, что такого рода попытки всегда осуществлялись на основе собственных представлений конкретного мыслителя о том, что такое «государство», «право», «власть» и каково их соотношение. Таким образом, современная концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий28.
При всем многообразии взглядов на сущность правового государства можно констатировать общую синтезирующую основу, прямо или косвенно выводимую из большинства учений о правовом государстве, — стремление к справедливому общественному устройству, эпицентром которого является ______________
28Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность //Законодательство. 2003. №2. С. 47.
человеческая личность.
П.И. Новгородцев еще на рубеже XIX и XX вв. пришел к выводу о том, что «правовое государство не есть венец в истории и не есть последний идеал нравственной жизни; это не более как подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил... право по отношению к полноте нравственных требований есть слишком недостаточное и грубое средство, неспособное воплотить чистоту моральных начал»29. Современный исследователь К. Мами добавляет к этому, что «цель идеологии правового государства как обеспечения гармонии интересов личности и государства недостижима в принципе, так как между личностью и государством перманентный и взаимоприемлемый компромисс объективно невозможен»30, поэтому правовое государство как воплощение справедливого, гармоничного устройства общественной жизни, покоящегося на народном суверенитете, — это социальный идеал, и в этом смысле рассмотрение теории правового государства как концепции должного устройства общественной жизни позволяет снять многие сомнения, обусловленные социальными разочарованиями в возможности полностью реализовать гуманистический потенциал правового государства.
Практически все исследователи тем или иным способом оттеняют идеальную составляющую концепции правового государства. Так, по мнению М.Н. Марченко, концепция правового государства «выступает в качестве некоего государственно-правового идеала, своего рода законченного государственно-правового штампа, идеологизированного и идеализированного варианта развития того или иного государства, стремящегося к совершенству»31. Несколько иначе сходная мысль выражена Л.С. Мамутом, который, анализируя высказанное в литературе мнение о том, ______________
29Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000.С.24-25.
30Мами К. Указ. соч. С. 49.
31Проблемы теории государства и права / под ред.М.Н.Марченко. М., 1999. С. 290.
что модели правового государства являются неким индивидоцентричным идеалом, не без иронии отмечает: «пригодилась бы инвентаризация политико-юридического знания на предмет выявления в нем моделей правовой государственности, сконструированных не в виде «некоего индивидоцентричного идеала»32.
С точки зрения Е.А. Лукашевой, в исторических реалиях не было еще правового государства, выражающего его изначальный замысел и предназначение33. С этим утверждением согласен А.А. Матюхин, отмечающий, что «теоретические построения о правовом государстве как исторической реальности используются в качестве осмысления идеала, который к тому же практически никогда не может быть достигнут»34.
В.С. Нерсесянц подчеркнул, что конечная цель теории и практики правового государства состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвластными как объектами права, в признании и надлежащем гарантировании формального равенства и свободы всех индивидов, прав и свобод человека и гражданина35.
Таким образом, суть концепции правового государства — в том или ином ее варианте — состоит в том, что власть государственных структур ограничивается правом. Концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий. К этому следует добавить, что развитие представлений о государстве, власти, праве в истории ______________
32Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999. С. 13.
33Лукашева Е.А Права человека и правовое государство // Общая теория прав человека. М.. 1996. С. 70.
34Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алма-Аты. 2000. С. 171.
35НерсесянцВ.С. Философия права. М., 1998. С.106.
человеческой мысли следует рассматривать конкретно-исторически, с учетом реальной среды, в которой эти идеи возникли и получили распространение.
Теоретические концепции правовой государственности, разработанные в трудах Д. Локка, Ш.Л. Монтескье, Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона, И. Канта, Гегеля и др. опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции. Значительное влияние в этом плане на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии, республиканизма и правопорядка.
Теория правового государства сегодня вовсе не застывшая догма. Она развивается, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления в истории человечества правовых и нравственных традиций и политического опыта. Вместе с тем следует помнить, что «в юридической науке никогда не существовало, не существует и сейчас единой общепризнанной концепции правового государства». Она может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческих позиций, в рамках различных типов правопонимания, отражать реалии различных национальных политических и правовых систем.
II. Конституционная модель правового государства в России
2.1. Идеи правового государства в России
По характеру доминирующей роли государства Россия была ближе к восточному типу обществ, но в России эта роль в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин была выражена еще рельефнее. Государство выступало по большей части основным инициатором формирования общественных институтов, и это накладывало отпечаток на все отношения - хозяйственные, социальные, культурные, не говоря о политических. Общество сдавливалось налоговым прессом, из него выкачивался для государственных нужд не только прибавочный продукт, но и часть необходимого. Отсюда слабое развитие городов, торговли, предпринимательства. Отсюда зыбкость права и отношений собственности, ригидность политической системы, лишенной обратной связи. Отсюда бедность и неустроенность быта большинства населения и консерватизм культурных ценностей. В результате традиционное общество и традиционная культура в России плохо развивалась "снизу", путем естественной эволюции. Любой институт был тесно привязан к государству и зависим от него.
Возросший в последнее время интерес к проблемам правового государства свидетельствует о возрождении русской интеллектуальной и правовой традиции конца XIX - начала XX вв., для которой характерно было стремление к утверждению в обществе правовых начал, к связыванию государственной власти юридическими нормами. Разрыв с этой традицией стал одной из причин негативных политических, правовых и социальных явлений в нашем обществе, отрицательно отразился на состоянии современной юридической науки. В отличие от западной юриспруденции, которая ныне имеет в своем арсенале целый комплекс различных теорий правового государства, советская правовая наука до недавнего времени рассматривала концепцию правового государства, по сути дела, исключительно в рамках истории политических и правовых учений. Такие ретроспективные исследования часто не содержали позитивного анализа западных теорий правового государства, тем более не выявляли приемлемые для советского государствоведения их положения36.
За последние два года в юридических журналах появился ряд публикаций, в которых оценивается вклад русских юристов в разработку идей правовой государственности с позиций как общей теории права, так и отраслевых юридических наук (государственного, административного, уголовно-процессуального права)37. Начало XX в. стало в определенном смысле переломным этапом для русской правовой науки в целом и науки административного права в частности. "Правовая жизнь, - писал П.И. Люблинский, - после долгого застоя последней четверти XIX века сразу выдвинула целый ряд правовых реформ значительной общественной важности, и разработка этих реформ не могла не потребовать внимательной юридической критики". На интерпретацию русскими юристами правовой государственности не могли не наложить отпечатка национальные особенности страны. "Россия, - утверждал В.М. Гессен, - является своеобразной, в зависимости от государственного строя, формой осуществления идеи правового государства"38. Тем не менее эта теория, без всякого сомнения, может быть отнесена к общегуманистическим правовым теориям. Признание специфики российского государственного и правового строя не приводило к гипертрофированию "национальной" идеи правового государства. С.А. Котляревский, например, последовательно выступал против попыток национализировать последнее, сделать его достоянием того или иного, например германского, народа39.