Модели правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.

Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;

Содержание работы

Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 111.22 Кб (Скачать файл)

           Третья точка зрения выражает стремление к максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму (от греческого anarhia — безвластие) — политическому течению, провозглашающему своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания всякое право и правление есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол3.

______________

1Цит. по: Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 163.

2Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас //Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. М., 1957. Т. 28. С.132.

3Подробно см.: Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.

           Мнение четвертой группы мыслителей не столь категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Представители концепции правового государства в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой», к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

           Именно через право предоставлялось больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно право, в отличие от других социальных норм (морали, обычаев, традиций, религиозных норм), носило формально определенный (письменный) характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила использовать право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со стороны государства4.

           Идея утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории человечества, когда начали возникать первые государства. Уже тогда начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления взаимных связей, зависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. В общем ключе углублявшихся представлений о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится ______________

4Политология для юристов / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М., 1999. С, 351-352.

властной  силой, а публично-властная сила, признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, — справедливой государственной  властью. Такое понимание государства  как правовой организации публично-властной силы является основной идеей правовой государственности5.

           Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги»6. Аналогичные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми...». Согласно Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»7. Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

           Идеи древнегреческих и древнеримских мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности — значит, делать очень большое допущение...»8. Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.

           В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против ______________

5Нерсесянц В.С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность//Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С.7.

6Платон. Законы: Книга 4 // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М.. 1999. Т.1. С. 149.

7Цицерон. О государстве//Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1999. Т.1. С. 220.

8Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 28

феодального произвола и абсолютистского  деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Базируясь во многом на античных источниках, такие мыслители, как Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др., вывели проблему соотношения государства и права на светский уровень, освободили ее в значительной части от религиозного мировоззрения. В их трудах проявились стремления ввести государственное властвование в правовые границы, и прозвучало отрицательное отношение к абсолютизму государственной власти. Соответственно радикальные изменения претерпела и трактовка государства. Поскольку праву отводится роль ведущей нормативной системы, постольку государство предстает в теоретическом понимании в виде организации власти, призванной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать возникающие между ними споры в законном порядке. Государство оказывалось средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом.

           В трактовку соотношения государства и права в XVI-XVII веках были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно-политической мысли, а именно: идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя; единой для всей страны законности; верховенства общих законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности; взаимной ответственности индивида и государства.

           Важной вехой в развитии идей правовой государственности стала их философская разработка в трудах Канта и Гегеля. При этом Кант выступил с философским обоснованием либеральной теории правового государства. Кант рассматривал государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам»9 и считал, что «наилучший тот строй, где власть принадлежит не людям, а законам»10. Благо государства по Канту ______________

9Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 315.

10Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 320.

состоит в  высшей степени согласованности  государственного устройства с правовыми  принципами, и стремиться к такой  согласованности нас обязывает  разум через категорический императив. Реализация требований категорического  императива государственности предстает  у Канта как правовая организация  государства с разделением властей11. Если у Канта правовые законы и правовое государство — это долженствование, то у Гегеля они — действительность, т. е. практическая реализованность разума в определенных формах наличного бытия людей — «Правовые законы — это законы, идущие от людей»12.

           В XX в. многие либеральные авторы выступили против гегелевской философии права и государства как одного из теоретических оснований идеологии и практики фашизма, национал-социализма и вообще всех разновидностей современного деспотизма и тоталитаризма. Однако подлинное содержание гегелевской концепции правового государства свидетельствует об ошибочности и несостоятельности подобных обвинений.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а  именно - конкретное право, т.е., по диалектической трактовке, наиболее развитое и содержательно  богатое право, вся система права, включающая в себя признание всех остальных, более абстрактных прав — прав личности, семьи и общества. С тем обстоятельством, что в  этой диалектической иерархии прав государство  как наиболее конкретное право стоит  на вершине правовой пирамиды, связано  гегелевское возвышение государства  над индивидами и обществом, восхваление  его в качестве «шествия Бога в  мире»13. Все это подтверждает, что Гегель — этатист. Но Гегель — правовой этатист, он обосновывает, восхваляет и обожествляет именно правовое государство, он подчиняет права ______________

11Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 315-316.

12Гегель Г.В.Ф. Философия права// Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 323.

13Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 284.

индивидов и  общества государству не как аппарату насилия, а как более высокому праву — всей системе права. А  «система права есть царство осуществленной свободы»14. Иными словами, Гегель философски восхваляет государство как наиболее развитую действительность свободы. В целом вся гегелевская конструкция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и властных институтов. Гегелевский этатизм радикально отличается от тоталитаризма всякого толка, который видит в организованном государстве и правопорядке своих прямых врагов и стремится вообще подменить правовой закон — произвольно-приказным законодательством, государственность — своим особым властно-политическим механизмом, а суверенитет государства — монополией политического господства той или иной партии и клики.

           Учение И. Канта оказало огромное воздействие на последующее развитие концепции правового государства. Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, среди сторонников которого были Р. Моль, В. Велъкер, Р. Гнейст и др. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определенность и получили широкое распространение.

           В России идеям о правовой государственности предшествовали и оказали влияние на их формирование разработки И. Посошкова, изложенные в «Книге о скудности и богатстве» (1724 г.), С. Десницкого в «Представлении об учреждении законодательной, судительской и наказательной власти в Российской империи» (1768 г.), реформаторские проекты М. Сперанского, а также революционные высказывания А. Радищева, П. Пестеля, Н. Муравьева, А. Герцена, Н. Огарева, Н. Чернышевского15.

           Более целенаправленное и академическое отражение идеи правового ______________

14Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С.67.

15Кудинов О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века //Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 101.

государства получили в работах по теории и  философии права. Так, к убеждению  о наличии твердых принципов  и бесспорных элементов в праве, над которыми ни государство, ни политика не властны, пришел П. Новгородцев16. К правовому ограничению государства в интересах отдельной личности и во имя осуществления ее прав и свобод призывал Н. Коркунов17. «Право, — писал Б. Кистяковский, — должно действовать и иметь силу совершенно независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и в правительстве. Право по самому своему существованию стоит над партиями и поэтому создавать для него подчиненное положение по отношению к тем или другим партиям — это значит извращать его природу»18. Б. Кистяковский считал правовое государство высшей формой государственности: «Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав»19. В этом и состоит понимание сущности и назначения правового государства.

           С.А. Котляревский подчеркивал, что идея правового государства «есть зрелый плод той долгой борьбы за право, которая представляет одну из важнейших глав в истории человеческой цивилизации и, выросши на этой, веками возделанной почве, она может безопасно встретить напряженную переоценку ценностей, подъем волны и скепсиса, критики»20. Главное ______________

16Новгородцев П.И. Государство и право //Вопросы философии и психологии: т.74. М., 1904. С. 397, 398.

17Коркунов Н.М. Власть и право //Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. М., 1998, С.287.

18Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 654.

19Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии. 1990. №6. С. 144.

20Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909. С. 1.

назначение  правового государства, согласно С.А. Котляревскому, — быть государством справедливости; ценность его определяется ценностью самого правового начала и при том предположении, что закон в таком государстве всегда справедлив.

           В. Гессен понимал правовое государство как парламентский строй, основанный на началах последовательной демократии. Предпринимая попытку дать определение понятия правового государства, ученый писал: «Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним... Отличительным свойством правового государства является подзаконность правительственной и судебной власти; такая подзаконность предполагает обособление властей — отделение правительственной власти от законодательной и судебной от той и другой»21. Именно начало обособления властей должно быть положено в основу формирования правового государства.

           Б.А. Кистяковский ошибочно полагал, что высшей формой правового государства будет государство социалистическое. Аналогичных взглядов придерживался и П.И. Новгородцев, говоря о якобы возможном соединении идей правового государства с социалистической организацией общества. История показала, насколько нежизненными оказались их прогнозы.

           Советское правоведение принципиально не признавало понятия «правовое государство». В фундаментальном четырехтомном труде «Марксистско-ленинская общая теория государства и права» говорилось: «Вопрос о соотношении политической власти, государства, с одной стороны, и буржуазного права — с другой, пользуется неизменным вниманием буржуазной науки. Основная концепция данной проблемы сводится к так называемому «правовому государству», или «господству права» над государством. Мысль о том, что право, понимаемое или как надклассовая ______________

Информация о работе Модели правового государства