Модели правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.

Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;

Содержание работы

Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 111.22 Кб (Скачать файл)

Нормы Конституции  – основного источника конституционного права – являются исходными для  всех отраслей права.

Все эти  общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

Так, определяя  систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают  основные начала для административного  права. Закрепляя различые формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства. конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая  те процессы, которые происходят в  социальной, политической, экономической  жизни общества.

С прекращением существования Союза ССР, становлением бывших союзных республик как  самостоятельных, независимых, суверенных Государств в них начался сложный  процесс формирования собственных  правовых систем. На этом переходном этапе  идет динамичное развитие законодательства, затрагивающего все отрасли права, прежде всего конституционное право.

Формирующееся конституционное право Российской Федерации определенный период времени  включало значительное число конституционно-правовых норм союзного законодательства. Вычленение отрасли из союзного законодательства происходило постепенно. Начальным  этапом в этом процессе явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном  суверенитете РСФСР. В ней было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории и предусмотрено, что действие актов  Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается республикой  на всей ее территории.

Вносились многочисленные дополнения и изменения  в Конституцию РСФСР 1978 года, принимались  законы, отражающие происходящие в  России преобразования в политической, экономической, социальной сферах, в  федеративном устройстве, в системе  органов государственной власти, в избирательной системе.

Стержневым  направлением в формировании отрасли  российского конституционного права  явились разработка и принятие в 1993 году новой Конституции Российской Федерации.

Если  в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России в постсоветский  период, то можно выделить следующие  направления:

1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;

2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции Российской Федерации отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественнсго строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;

3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;

4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;

5) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Россия за всю историю своего существования как советской республики до создания Союза ССР и в составе Союза конституционно определялась как федерация, но фактически таковой никогда не была. Поэтому новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;

6) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

Развитие  отрасли конституционного права  на современном этапе связано  с осуществлением следующих основных задач:

1) завершение  процесса разработки и принятия  всех предусмотренных в Конституции  федеральных конституционных законов  и федеральных законов. До настоящего  времени не приняты федеральные  конституционные законы: о государственном  флаге, гербе и гимне Российской  Федерации; о чрезвычайном положении;  о принятии в Российскую Федерацию  и образовании в ее составе  нового субъекта и др.;

2) совершенствование  и обновление действующего федерального  конституционно-правового законодательства. Особенно важна в этом плане  сфера избирательного законодательства. Актуальна проблема расширения  гарантий избирательных прав  граждан Российской Федерации;

3) повышение  действенности конституционно-правового  регулирования, механизма реализации  конституционно-правовых норм; усиление  различных форм ответственности  за нарушение последних;

4) устранение  коллизий между конституционно-правовым  законодательством Российской Федерации  и законодательством ее субъектов.  Не обеспечена в полной мере  закрепленная в Конституции Российской  Федерации норма о необходимости  соответствия федеральной конституции конституций и законов республик, уставов и законов других субъектов Федерации.

Осуществление указанных и иных, вытекающих из них задач является важным условием формирования Российской Федерации  как правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, анализ исследуемого материала, исторической и современной действительности позволяет сделать следующие  выводы.

Идея  правового государства терминологически обозначает связь права и государства. Но раскрыть подлинный смысл этой связи можно только сквозь призму человека, создающего правовые и государственные  учреждения в процессе развития своей  интеллектуальной и духовной сущности, совершенствования индивидуальных и социальных черт, формирующего свободное  гражданское общество.

Учение  о правовом государстве возникло и живет в общественно-историческом измерении, оно имеет свои корни, предпосылки. Каждая новая идея в своем развитии опирается на предшествующие, каждый новый шаг в истории подготовлен временем и людьми.

Возникновение и эволюция идеи правового государства - процессы реальные и познаваемые. На каждом из этапов развития гражданского общества они отражают соответствующий  уровень культуры и реальную правовую действительность в конкретной стране и на планете в целом.

Человечество  выстрадало идею правовой государственности  в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число  людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь  с самим человеком, значение действительно  разумной правовой суверенной публичной  власти. Для России правовое государство - антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой  диктатуре.

В начале XXI в. Россия вновь оказалась на перекрестке  исторических дорог, в ситуации исторического  выбора. Какие же выводы напрашиваются  при таких обстоятельствах? Прежде всего, приходится констатировать, что  в стране нет пока социально-экономических  и политических условий, нравственного климата, политического и культурного уровня, которые позволяют осуществлять принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на все бросающиеся в глаза перемены, действительно новой государственности в России так и не создано.

Теперь  уже общепризнанно, что создание предпосылок для правового государства  едва ли возможно без длительного  переходного периода. Проблема эта  не только и не столько правовая, сколько социально-политическая. Таким  образом, появление новой государственности  требует длительного промежутка времени, чтобы привести в соответствие институты государственной власти, систему управления.

В то же время законодательство остается одним  из важнейших средств достижения поставленной цели. Движение к правовому  государству предполагает совершенствование  системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Россией, когда  контуры нового общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания  и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача. За прошедший постсоветский период не удалось не только создать новой, демократической законности, но и во многом недосягаемым стал уровень старой дореформенной законности.

В ряду неурегулированных  вопросов такие важные для конституционного права, как соотношение полномочий центра и субъектов Федерации. Этот процесс, процесс разграничения  полномочий и собственности между  федеральной властью и субъектами Федерации, идет крайне медленно. В  интересах Федерации предоставить регионам максимум возможностей по управлению территорией. Но функции, которые останутся  федеральным властям, должны осуществляться координированно по всей стране. Пока же часть местного законодательства часто подрывает единое правовое пространство Российской Федерации, необходимое  для обеспечения законности.

К сожалению, постсоветское государство не является еще социальным государством, хотя ст.7 Конституции РФ и провозглашает  это. Нет пока ни концепции строительства  нового социального государства, ни системы конкретных программ, воплощающих  концептуальные принципы. Социальная реформа возможна, но лишь при оживлении  экономики. Да и вся правовая реформа  далека еще от завершения. Само законодательство, указы президента, акты правительства  противоречивы, зачастую не выполняются, как не выполняются многие решения  судов, престиж которых в обществе невысок. В последнее время сформировалась устойчивая тенденция неисполнения многих решений судов по гражданским  делам, в том числе и государственными органами, а неисполнение судебных решений ставит под сомнение само существование судебной власти, а  значит и правового государства.

Правовая  реформа в сфере осуществления  государственной власти отнюдь не ограничивается правосудием. Важно обеспечить прямое действие положений Конституции  РФ в деятельности всех органов государственной  власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц. Законотворчество субъектов Федерации не должно подрывать  единство правового пространства России. Необходимо поэтому как можно  быстрее законодательно закрепить  систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федерального Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление конституционно-правовых санкций за умышленное неподчинение правовым актам федеральных органов власти или должностных лиц.

Основной  целью реформ в сфере правового  обеспечения экономики должно явиться  создание комплексного механизма правового  регулирования, отвечающего как  законам и требованиям свободного рынка, так и экономической безопасности России. Принятие 30.12.01 г. Трудового  кодекса уже явилось большим  шагом вперед в деле реформирования существующего на сегодня законодательства. Можно сказать, что в результате его принятия обеспечен разумный баланс интересов всех участников трудовых отношений. Главную роль в правовом обеспечении земельной реформы сегодня играет новый Земельный кодекс РФ, базирующийся на Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации.

Одним из факторов, гарантирующих успешное формирование правового государства, является совершенствование  государственного аппарата, осуществление  административной реформы. Важнейшими направлениями этого процесса в  ближайшей перспективе видятся: улучшение подбора профессиональных служащих государственного аппарата и  усиление борьбы с коррупцией в государственном  аппарате и государственных хозяйственных  организациях и учреждениях. Предстоит  принятие Кодекса государственной  службы, осуществление Антикоррупционной  программы. Необходимо также создание административной юстиции как самостоятельной  подсистемы в судопроизводстве, как  формы контроля за законностью в сфере управления.

Такова  в общих чертах законодательная  стратегия на ближайшие годы. Для  ее реализации необходимо отработать механизм своевременной подготовки и принятия законов, регулирующих все  стороны жизни российского общества. Предстоит также большая работа по приведению российского законодательства в соответствие с международным  правом и международными обязательствами  России, хотя этот процесс был начат  еще в годы "перестройки". Строить  новую Россию надо на прочном законодательном  фундаменте. Это единственно верный путь, позволяющий вывести страну в первой половине XXI века как состоявшееся правовое государство.

Информация о работе Модели правового государства