Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа
Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.
Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;
Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62
45Хачинский, К. Б. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] К. Б. Хачинский // История государства и права. 2006. N 10. С. 48
данной области - не только дань признанию преемственности правовых теорий и институтов в различные исторические эпохи. Ряд теоретических положений, выработанных российской правовой наукой могут стать отправными началами в выработке современной теории правового государства. Необходимо отказаться от отношения к трудам русских юристов, посвященных правовому государству, как к любопытному, но неактуальному культурно-правовому наследию и дать всестороннюю оценку их роли в разработке конкретных вопросов права и социально-политического строительства. Следует сказать, что русскими учеными правовое государство не рассматривалось как завершающий этап развития государства: на смену правовому государству, по их мнению, должно прийти "культурно-правомерное государство". Условия экономической жизни, концентрация капитала и производства, считали они, не позволят государству ограничиться охраной права, а потребуют от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах "экономически слабосильных классов".
2.2. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности
Конституция Российской
В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Очевидно, что Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 году Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России. Понятие правового государства, как мы уже выяснили в ходе работы, многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской Конституции:
1) Высший приоритет прав и
В современном российском обществе права человека — это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого, по мнению Е.А. Лукашевой46, связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво и конфликтно. К тому же государственные структуры пока еще далеки от осознания значимости прав и свобод человека. Озабоченность собственными интересами заслоняет от них конституционное требование, согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства.
В нынешних условиях чрезвычайно важно защитить права особо уязвимых групп населения — вынужденных переселенцев и беженцев, военнослужащих, детей, женщин, инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных свободы и др. Правовое государство - высокий титул, который не может быть у государства, не способного обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Вот почему современное мировое развитие показывает, что правовое государство должно быть социальным. Только такое единство свойств государства способно обеспечить все права человека — и политические и экономические, и социальные, и культурные. Для России — это большая цель, пока еще весьма отдаленная.
Права человека — это явление, имеющее не только юридические, но и ______________
46Серегин Н.С. Указ. соч. С. 24.
нравственные,
и социокультурные
Просветительские, образовательные телевизионные программы, посвященные правам человека, практически отсутствуют. Люди плохо знают свои права, даже конституционные, не умеют их отстаивать и в ряде случаев вынуждены прибегать к крайним мерам. Такая ситуация была бы невозможна, если бы государство выполняло свои обязанности по обеспечению и защите прав своих граждан.
2) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда — ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 Конституции РФ, ч.2 ст. 29 УПК РФ и др.).
Несомненно, в ходе судебной реформы будут существенно углублены и детализированы конституционные гарантии независимости судов и расширена их компетенция.
3) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
В Конституции
РФ закреплен названный принцип,
устанавливается (ст. 15), что Конституция
РФ имеет высшую юридическую силу,
а законы и иные правовые акты не
должны ей противоречить. Органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их
объединения обязаны соблюдать
Конституцию РФ и законы. Следовательно,
государство связано правом, все
должностные лица — от главы государства
до рядового чиновника — обязаны
действовать в соответствии с
правом, а за нарушения несут
Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном советском государстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4) Приоритет международного
В Конституции РФ (ч.4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.
III. Направление совершенствования конституционной модели
3.1. Укрепление законности в правовом государстве
Конституция провозглашает Россию как правовое государство. Настоящая юридическая новелла не констатация достигнутого результата, поскольку правовое государство еще только строится. Важно понимать главное: его строительство нельзя замедлять или откладывать на будущее, оно должно последовательно осуществляться в наше время и самым эффективным образом. Конституция закрепила основные принципы построения правового государства. Их ядро составляют положения: человек, его права и свободы - высшая ценность; права и свободы являются непосредственно действующими; права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.
Соблюдение
прав и свобод человека и гражданина
выделяется в числе важнейших
обязанностей государства. Данная обязанность
может быть реализована, если в стране
прочно утвердилось понимание
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Законность выражает общее отношение общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:
а) в плане "правового" характера общественной жизни;
б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;
в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.
Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
С законностью
тесно связано другое правовое явление
- правопорядок (правовой порядок). Понятие
"правопорядок" широко используется
в действующем
Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн. 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего сегодня.