Модели правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.

Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;

Содержание работы

Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 111.22 Кб (Скачать файл)

45Хачинский, К. Б. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] К. Б. Хачинский // История государства и права. 2006. N 10. С. 48

данной области - не только дань признанию преемственности  правовых теорий и институтов в различные  исторические эпохи. Ряд теоретических  положений, выработанных российской правовой наукой могут стать отправными началами в выработке современной теории правового государства. Необходимо отказаться от отношения к трудам русских юристов, посвященных правовому государству, как к любопытному, но неактуальному культурно-правовому наследию и дать всестороннюю оценку их роли в разработке конкретных вопросов права и социально-политического строительства. Следует сказать, что русскими учеными правовое государство не рассматривалось как завершающий этап развития государства: на смену правовому государству, по их мнению, должно прийти "культурно-правомерное государство". Условия экономической жизни, концентрация капитала и производства, считали они, не позволят государству ограничиться охраной права, а потребуют от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах "экономически слабосильных классов".

 

2.2. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности

 

 

           Конституция Российской Федерации  — юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу таких норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм.

           В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического   общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

           Очевидно, что Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только с принятием в 1993 году Конституции РФ начался процесс создания этого государства в России. Понятие правового государства, как мы уже выяснили в ходе работы, многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки, закрепленные в российской Конституции:

           1) Высший приоритет прав и свобод  человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Российское государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл.2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина.

           В современном российском обществе права человека — это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого, по мнению Е.А. Лукашевой46, связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан, общественное сознание противоречиво и конфликтно. К тому же государственные структуры пока еще далеки от осознания значимости прав и свобод человека. Озабоченность собственными интересами заслоняет от них конституционное требование, согласно которому признание, соблюдение и защита прав человека — обязанность государства.

           В нынешних условиях чрезвычайно важно защитить права особо уязвимых групп населения — вынужденных переселенцев и беженцев, военнослужащих, детей, женщин, инвалидов, пенсионеров, лиц, лишенных свободы и др. Правовое государство - высокий титул, который не может быть у государства, не способного обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Вот почему современное мировое развитие показывает, что правовое государство должно быть социальным. Только такое единство свойств государства способно обеспечить все права человека — и политические и экономические, и социальные, и культурные. Для России — это большая цель, пока еще весьма отдаленная.

           Права человека — это явление, имеющее не только юридические, но и ______________

46Серегин Н.С. Указ. соч. С. 24.

нравственные, и социокультурные характеристики. Обеспечение прав человека зависит  не только от четко отлаженных государственных  механизмов и процедур их защиты, но и от факторов нравственных, культурных. Поэтому на неблагоприятное положение  дел с правами человека влияет и нравственное состояние общества, утратившего старые ориентиры и  не получившего новых, и уровень  культуры населения, на которое обрушиваются потоки низкопробной литературы, пошлой рекламы, различные несуразицы стиля  СМИ, пытающихся привлечь к себе внимание сенсациями, сплетнями, оккультными  сообщениями. Все это пагубно  отражается на нравственности и культуре народа, унижает его достоинство.

Просветительские, образовательные телевизионные  программы, посвященные правам человека, практически отсутствуют. Люди плохо  знают свои права, даже конституционные, не умеют их отстаивать и в ряде случаев вынуждены прибегать  к крайним мерам. Такая ситуация была бы невозможна, если бы государство  выполняло свои обязанности по обеспечению  и защите прав своих граждан.

           2) Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод. Только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами, поэтому и должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур.

           Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции РФ, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл.2 Конституции РФ указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда — ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 Конституции РФ, ч.2 ст. 29 УПК РФ и др.).

           Несомненно, в ходе судебной реформы будут существенно углублены и детализированы конституционные гарантии независимости судов и расширена их компетенция.

           3) Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять Конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции  РФ закреплен названный принцип, устанавливается (ст. 15), что Конституция  РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все  должностные лица — от главы государства  до рядового чиновника — обязаны  действовать в соответствии с  правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы  своей компетенции есть нарушение  принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в  жизнь гражданского общества.

           Немаловажно, каким путем законы должны становиться известными гражданам, поскольку в тоталитарном советском государстве часто применялись неопубликованные, так называемые закрытые (секретные) постановления. Ныне в Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

           4) Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса.

           В Конституции РФ (ч.4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Направление совершенствования конституционной модели

3.1. Укрепление законности в правовом государстве

 

 

Конституция провозглашает Россию как правовое государство. Настоящая юридическая  новелла не констатация достигнутого результата, поскольку правовое государство  еще только строится. Важно понимать главное: его строительство нельзя замедлять или откладывать на будущее, оно должно последовательно  осуществляться в наше время и  самым эффективным образом. Конституция  закрепила основные принципы построения правового государства. Их ядро составляют положения: человек, его права и  свободы - высшая ценность; права и  свободы являются непосредственно  действующими; права и свободы  определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления.

Соблюдение  прав и свобод человека и гражданина выделяется в числе важнейших  обязанностей государства. Данная обязанность  может быть реализована, если в стране прочно утвердилось понимание необходимости  соблюдения и исполнения Конституции  РФ, федеральных законов, т.е. реально  действует и такой принцип  правового государства, как принцип  законности.

Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Законность  выражает общее отношение общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:

а) в плане "правового" характера общественной жизни;

б) с позиций  требования всеобщего уважения к  закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;

в) под  углом зрения требования безусловной  защиты и реального обеспечения  прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола.

Следовательно, содержание законности связано как  с поведением субъектов, реализующих  право, так и с деятельностью  государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

С законностью  тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция  государства. 

Законность  и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни  общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической  черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том  числе наиболее опасных из них  — преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн. 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых  тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего сегодня.

Информация о работе Модели правового государства