Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа
Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.
Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;
Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62
Таким образом,
единое правовое пространство как необходимое
условие становления и
В современном
демократическом государстве
В странах
Западной Европы концепция правового
пространства наряду с концепцией европейского
экономического пространства, получает
все большее признание, и выражается
в борьбе с терроризмом, защитой
прав человека, праве убежища, отношениями
между правоохранительными
Политические гарантии законности - это, прежде всего, демократизм общественного и государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства.
Социально-экономические
гарантии законности многообразие форм
собственности, создание необходимых
условий для их развития, обеспечение
им равной защиты, свободное предпринимательство,
право граждан распоряжаться
своими способностями к
К юридическим гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан.
К международным гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти.
Поэтому
реализация режима правового государства
означает торжество закона, прежде
всего, в деятельности властных структур
государственных органов
Таким образом,
рассмотрев такие аспекты правового
государства как систему
3.3. Гарантии законности
Мало провозгласить законность и ее принципы, мало придумать и издать хорошие законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности, эффективности.
Вопрос о гарантиях – сложная и самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Здесь проявляется все многообразие аспектов законности, определяющих содержание процесса упорядочения общественных отношений.
Данный
вывод подтверждается негативными
результатами проводимых в Российской
Федерации реформ. Более того, события
августа – сентября 1991 г. и октября
1993 г. показали всю слабость гарантий
законности как института российской
демократии. Он не сработал в очередной
раз, когда встал вопрос о власти.
Все это выдвигает перед
Под гарантиями в данном случае понимаются объективные и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.
В соответствии с этим гарантии законности принято делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов.
Экономические
гарантии. Суть данных гарантий заключается
в том, что общее состояние
экономики страны (многообразие форм
собственности, экономическая свобода,
уровень жизни населения, рыночные
отношения, деловая активность, предприимчивость,
рентабельность производства и т.д.)
существенным образом влияет на положение
дел в правовой сфере, и в частности
на состояние законности и правопорядка.
Причем воздействие экономических
факторов может быть как позитивным,
так и негативным. Благополучие в
экономике соответственно создает
благоприятные условия и
Политические
гарантии. Под названным видом
гарантий понимается степень политической
стабильности в обществе, четкая работа
всех ветвей и структур власти, институтов
демократии, органов государства (федеральных
и региональных), нахождение их в
конституционном поле. Все это
создает необходимый
Идеологические
гарантии. Состояние законности и
правопорядка, всей юридической системы
во многом зависит от господства в
обществе тех или иных идей, доктрин,
взглядов, от уровня нравственной и
правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая
идеология, демократические убеждения,
развитое правосознание, безусловно, предопределяют
отношение власти к праву, законам,
правам личности, как и законопослушание
самих граждан. К идеологическим
гарантиям относятся также
Общественные гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных образований и институтов по выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения указанных аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.
Организационные
гарантии. Под ними разумеется повседневная
оперативно-организационная
Что касается
специальных, или юридических, гарантий,
то они более конкретны и
Суды, отправляя
правосудие, наказывают виновных в
совершении преступлений, защищают права
граждан, восстанавливают
Контрольные структуры следят за исполнением соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.
Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно обратиться также в международный суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что гарантии законности и прав граждан правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.
3.4. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе
Как уже отмечалось, конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
Для всех
отраслей права исходными являются
установленные нормами
Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.
Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.