Модели правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование конституционной модели нашего государства, а именно модели федерализма.

Задачи исследования:
- изучение истории развития концепции правового государства;
- изучение взглядов отечественных и зарубежных теоретиков, занимающихся разработкой данной концепции;

Содержание работы

Введение 3
1. Концепция правового государства 7
1.1 Становление и развитие идеи правового государства 7
1.2 Современная теория правового государства 17
2. Конституционная модель правового государства в России 22
2.1 Идеи правового государства в России 22
2.2 Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности 31
3. Направление совершенствования конституционной модели….…………37
3.1 Укрепление законности в правовом государстве…………………………37
3.2 Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов……………………………………………………………………………41
3.3 Гарантии законности…………………………………………………………49
3.4 Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе………………………………………………………………………………52
Заключение 58
Список используемых источников 62

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 111.22 Кб (Скачать файл)

Таким образом, единое правовое пространство как необходимое  условие становления и формирования правового государства отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций  и законов республик, уставов  и иных нормативных правовых актов  краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет Конституционный  Суд Российской Федерации. Ст. 125 Конституции  Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных  актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов гос. власти Российской Федерации и совместному  ведению органов государственной  власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации; договоров между  органами государственной власти Российской Федерации органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных  договоров. А также разрешает  споры о компетенции между  федеральными органами государственной  власти, между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

В современном  демократическом государстве эффективность  правового закона сопряжена с  наличием единого правового пространства, в котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и  выражающих его суверенную волю, над  всеми действующими в стране нормативными актами. Подзаконные акты, включая  ведомственные распоряжения, приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они  могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения  законности или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как  соответствующие конституции и  иным законам. Идея единого правового  пространства становится национальной.

В странах  Западной Европы концепция правового  пространства наряду с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой  прав человека, праве убежища, отношениями  между правоохранительными органами. В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые  обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические, политические, юридические и международные  гарантии.

Политические  гарантии законности - это, прежде всего, демократизм общественного и  государственного строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан  в управлении делами государства.

Социально-экономические  гарантии законности многообразие форм собственности, создание необходимых  условий для их развития, обеспечение  им равной защиты, свободное предпринимательство, право граждан распоряжаться  своими способностями к производительному  и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т. д.

К юридическим  гарантиям относятся следующие: нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности должностных лиц, посягающих на права и свободы граждан.

К международным  гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах, инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

Законность  и правовое государство - категории  во многом тождественные, но у них  несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в  то время как правовое государство  предъявляет подобное требование к  государственным структурам, выполняющим функции публичной власти.

Поэтому реализация режима правового государства  означает торжество закона, прежде всего, в деятельности властных структур государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и  их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут  к превращению закона в самостоятельную, объективную силу, жизнедеятельность  которой не зависит от отношения  к ней.

Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового  государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции  правового государства.

 

3.3. Гарантии законности

 

Мало  провозгласить законность и ее принципы, мало придумать и издать хорошие  законы - необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности, эффективности.

Вопрос  о гарантиях – сложная и  самостоятельная проблема в рамках единой теории законности. Это то звено, которое переводит идею законности из области научных рассуждений  в практическую сферу деятельности человека, общества и государства. Здесь  проявляется все многообразие аспектов законности, определяющих содержание процесса упорядочения общественных отношений.

Данный  вывод подтверждается негативными  результатами проводимых в Российской Федерации реформ. Более того, события  августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г. показали всю слабость гарантий законности как института российской демократии. Он не сработал в очередной  раз, когда встал вопрос о власти. Все это выдвигает перед юридической  наукой сложную задачу не только теоретической  разработки концепции законности, но и создания надежного механизма  ее претворения в жизнь.

Под гарантиями в данном случае понимаются объективные  и субъективные факторы, условия, предпосылки, обеспечивающие или по крайней мере способствующие укреплению законности и правопорядка. Сюда же входят и специально установленные средства, направленные на достижение указанных целей. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержание должного правопорядка в обществе, ибо автоматически, само собой все это не происходит. Разумеется, первостепенную роль здесь играет социальная сущность, природа данного государства, его экономика, политика, культура, уровень развития, другие обстоятельства.

В соответствии с этим гарантии законности принято  делить на общие и специальные, или юридические. К общим относятся: экономические, политические, идеологические, общественные, организационные; к специальным (юридическим): прокурорский надзор, правосудие, контрольная деятельность органов власти и управления, юридическая ответственность, институт жалоб и заявлений граждан и др. Раскроем кратко каждый из этих видов.

Экономические гарантии. Суть данных гарантий заключается  в том, что общее состояние  экономики страны (многообразие форм собственности, экономическая свобода, уровень жизни населения, рыночные отношения, деловая активность, предприимчивость, рентабельность производства и т.д.) существенным образом влияет на положение  дел в правовой сфере, и в частности  на состояние законности и правопорядка. Причем воздействие экономических  факторов может быть как позитивным, так и негативным. Благополучие в  экономике соответственно создает  благоприятные условия и объективную  заинтересованность всех субъектов  права в соблюдении законов и  законности; укрепляет правопорядок, дисциплину, организованность. Напротив, экономический кризис порождает  кризисные явления в других областях, в том числе правоисполнительной. Как правило, это сопровождается ростом преступности. Многие права и законные интересы граждан не могут быть реализованы, остаются на бумаге, особенно в социальной сфере. Пример тому - нынешняя ситуация в России.

Политические  гарантии. Под названным видом  гарантий понимается степень политической стабильности в обществе, четкая работа всех ветвей и структур власти, институтов демократии, органов государства (федеральных  и региональных), нахождение их в  конституционном поле. Все это  создает необходимый гражданский  мир и согласие между различными политическими субъектами, оздоровляюще действует на общую социальную атмосферу в стране. Сильная, авторитетная, легитимная власть - важнейшее условие эффективного функционирования юридической системы, упрочения законности и правопорядка, защищенности личности. Напротив, политическая конфронтация, противостояние не могут способствовать достижению указанных целей.

Идеологические  гарантии. Состояние законности и  правопорядка, всей юридической системы  во многом зависит от господства в  обществе тех или иных идей, доктрин, взглядов, от уровня нравственной и  правовой культуры. Прогрессивная, гуманистическая  идеология, демократические убеждения, развитое правосознание, безусловно, предопределяют отношение власти к праву, законам, правам личности, как и законопослушание самих граждан. К идеологическим гарантиям относятся также правовая пропаганда (просвещение), воспитание членов общества, и прежде всего  госслужащих, в духе уважения к правовым ценностям, преодоления правового  нигилизма. Немаловажную роль играет подготовка высокопрофессиональных кадров юристов, ориентация их на неуклонное соблюдение законности, Конституции, норм права.

Общественные  гарантии. Имеется в виду деятельность различных общественных организаций  и объединений, средств массовой информации, всех негосударственных  образований и институтов по выявлению  фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, коррупции, привлечение к ним внимания общественности, а также официальных инстанций  в целях устранения указанных  аномалий. И хотя многие разоблачительные публикации, сигналы, телематериалы нередко оказываются инспирированными или конъюнктурными (особенно в период выборов), в целом роль общественности в утверждении законности, справедливости и порядка в стране весьма велика и недооценивать ее было бы неправильно.

Организационные гарантии. Под ними разумеется повседневная оперативно-организационная работа правоохранительных органов и всех иных властных структур, направленная на обеспечение законности и правопорядка в обществе, выявление, профилактику и пресечение правонарушений, защиту прав граждан.

Что касается специальных, или юридических, гарантий, то они более конкретны и самоочевидны, чем общие, и поэтому вряд ли нуждаются  в пространных объяснениях. Прокуратура, выполняя свою прямую функцию и назначение, осуществляет надзор за соблюдением  всеми субъектами права законов, возбуждает в соответствующих случаях  уголовные дела, опротестовывает  противозаконные акты.

Суды, отправляя  правосудие, наказывают виновных в  совершении преступлений, защищают права  граждан, восстанавливают справедливость. Органы государственной власти и  управления создают необходимые  условия для реализации россиянами своих прав и законных интересов.

Контрольные структуры следят за исполнением  соответствующих решений, инструкций, распоряжений; выявляют нарушения, допускаемые  должностными лицами, ставят вопрос об их ответственности.

Наконец, существенной гарантией законности является возможность любого гражданина обратиться в суд либо в надлежащую административную инстанцию по поводу ущемления его трудовых, жилищных, семейных и других прав, обжаловать незаконные действия чиновника. Можно  обратиться также в международный  суд, если все средства защиты внутри страны исчерпаны. Это значит, что  гарантии законности и прав граждан  правомерно подразделить на внутренние и внешние. Вообще, само наличие мер юридической ответственности, предусмотренных в российском праве, служит важной гарантией законности и правопорядка в обществе.

 

3.4. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его развития на современном этапе

 

 

Как уже  отмечалось, конституционное право  является ведущей отраслью в системе  права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

По сути дела, во всех отраслях российского  права получают воплощение и конкретизацию  закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права  и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли  основываются на закрепленных конституционным  правом принципах организации системы  власти, компетенции и принципах  деятельности всех органов государственной  власти, выступающих субъектами соответствующих  отраслевых правоотношений.

Роль  конституционного права как ведущей  отрасли права обусловлена и  тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они  определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической  силы.

Информация о работе Модели правового государства