Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: анализ структуры Верховного Суд РФ, содержания его постановлений, исследование проблемных вопросов возникающих в процессе деятельности Верховный Суд РФ, а также анализ исторического материала.
Объект исследования: содержание и общая характеристика Верховного суда РФ.
Предмет исследования: отношения, возникающие между судьями (составом суда) Верховного суда РФ и судьями судов общей юрисдикции.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика Верховного суда Российской Федерации
1.1 История создания Верховного суда Российской Федерации
1.2 Место Верховного суда РФ в судебной системе Российской Федерации
1.3 Верховный суд в соотношении Верховных судов Зарубежных стран
2. Верховный суд Российской Федерации
2.1 Образование, состав и статус судей, а также подсудность дел Верховному суду Российской Федерации
2.2 Структура Верховного суда РФ
2.3 Структурные подразделения Верховного суда РФ
3. Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ
3.1 Проблема разграничения компетенции между Верховным судом РФ и Арбитражным судом РФ
3.2 Состояние и проблемы финансирования судебной системы РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 79.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. Общая характеристика  Верховного суда Российской Федерации

1.1 История создания Верховного  суда Российской Федерации

1.2 Место Верховного суда  РФ в судебной системе Российской  Федерации

1.3 Верховный суд в соотношении  Верховных судов Зарубежных стран

2. Верховный суд Российской  Федерации

2.1 Образование, состав и  статус судей, а также подсудность  дел Верховному суду Российской  Федерации

2.2 Структура Верховного  суда РФ

2.3 Структурные подразделения  Верховного суда РФ

3. Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ

3.1 Проблема разграничения компетенции между Верховным судом РФ и Арбитражным судом РФ

3.2 Состояние и проблемы финансирования судебной системы РФ

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовое государство своим острием направлено в сторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам и свободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающей демократические законы, а так же судами, которые, применяя право, по существу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть, таким образом, становится сердцевиной правового государства и конституционализма, главной гарантией свободы народа.

Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Оно обеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством без насилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тоже являет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована с обществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью, что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этом он будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий, пользоваться демократическими процессуальными правилами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в судебной системе выделяются три высших судебных органа Российской Федерации: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Актуальность темы исследования. Для того чтобы суды общей юрисдикции в полной мере осуществляли свои функции, необходимо их правовое регулирование которое полномочно осуществлять Верховный Суд РФ. Отсюда продиктована важность рассмотрения Верховного Суда РФ, для более четкого и соответствующего международным стандартам правового регулирования судов общей юрисдикции, а также для осуществления главной функции судебной системы, которая заключается в защите прав и свобод граждан в полном соответствии с законодательством, чему и посвящена данная тема курсовой работы.

Целью исследования: анализ структуры Верховного Суд РФ, содержания его постановлений, исследование проблемных вопросов возникающих в процессе деятельности Верховный Суд РФ, а также анализ исторического материала.

Объект исследования: содержание и общая характеристика Верховного суда РФ.

Предмет исследования: отношения, возникающие между судьями (составом суда) Верховного суда РФ и судьями судов общей юрисдикции.

Гипотеза. Верховный суд РФ является самостоятельным гражданско-процессуальным институтом, выполняющим функцию процессуальной гарантии и защиты, субъективных прав и законных интересов сторон, третьих лиц, заявителей.

Методология и методы проведенного исследования. В ходе написания курсовой работы были использованы методы научного обобщения, историзма и сравнительного анализа.

Степень разработанности темы. Что же касается разработанности данной темы курсовой работы, то она не является новой в юридической литературе. Данная тема стала объектом исследования в таких работах как А.А. Власова, О.Н. Садикова, В. В. Яркова, М. К. Треушникова и других процессуалистов. Хотя многие проблемы, несмотря на то, что Верховный суд РФ играет важную роль, остались, не рассмотрены.

Структура работы: обусловлена целью и задачами наступающего исследования и состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика  Верховного суда Российской Федерации

 

1.1 История создания Верховного суда Российской Федерации

 

Верховный суд образован 1 января 1923г. Первоначально на него было возложено рассмотрение в кассационном порядке дел, разрешенных губернскими судами, и в порядке надзора - всех дел, рассмотренных судами республики, а также рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел особой государственной важности по специально установленным законам подсудности.

Верховный Суд рассматривал в качестве суда первой инстанции дела особой государственной важности по специально установленной подсудности. Верховный Суд РСФСР действовал в составе Президиума, пленарного заседания (Пленума), кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной, военно-транспортной, дисциплинарной коллегий. В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

Первоначально Президиум Верховного Суда выполнял функции внутреннего управления. По рассматриваемым вопросам он выносил постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, принимал решения и определения о передаче дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда. На основе материалов обобщения судебной практики Президиум разрабатывал проекты законоположений, давал заключения по законопроектам, разработанным другими ведомствами. Президиум ведал надзором «за судебными местами», организовывал ревизии губернских и иных, приравненных к ним судов, возбуждал дисциплинарные производства против членов Верховного Суда, председателей губернских и равных им судов, их заместителей, как по результатам ревизий, так и по отдельным сообщениям Прокурора Республики.

Пленарные заседания проходили под руководством Председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии Прокурора Республики или его старшего помощника. К компетенции Пленума относилось: толкование законов по вопросам судебной практики, рассмотрение, отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики, выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда и др.

Кассационные коллегии рассматривали дела в составе трех постоянных членов Верховного Суда. При каждой из коллегий состояли помощники Прокурора Верховного Суда. Дисциплинарная коллегия избиралась Пленумом Верховного Суда в составе трех членов суда. Она занималась разбирательством проступков судебных работников с вынесением по ним постановлений.

В первые годы при Верховном Суде состояли следователи по важнейшим делам, которые осуществляли возложенные на них обязанности под наблюдением Прокурора Верховного Суда и заместителя Председателя Верховного Суда. В последующем следователи из структуры Верховного Суда РСФСР были выведены. Состоявшаяся в июле 1923 г. сессия ВЦИК установила, что дела в судебных коллегиях подлежат рассмотрению с участием народных заседателей. 23 февраля 1923 г. Центральной штатной комиссией утвержден штат Верховного Суда РСФСР, включавший в себя 353 сотрудника, из них 34 судьи. За первый год деятельности Верховным Судом РСФСР по первой инстанции рассмотрены дела в отношении 758 человек, из них 116 человек (15,3%) оправданы, а 642 человека (84,7%) осуждены. В дальнейшем количество дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, постоянно сокращалось. Кассационной коллегией по уголовным делам с 1 июля 1923 г. по 1 января 1924 г. рассмотрено 361 дело в отношении лиц, приговорённых к высшей мере наказания. Приговоры по 151 делу оставлены без изменения, по 187 делам расстрел заменен другими видами наказаний.

Кассационная коллегия по гражданским делам Верховного Суда за первый год своей деятельности рассмотрела в кассационном порядке 953 гражданских дел. В последующие годы количество гражданских дел, рассмотренных в кассационном порядке, резко возрастало. Так, если в 1924 году их рассмотрено 2418, то в 1927 году - 5725. Представляют интерес сведения о работе дисциплинарной коллегии, которая за первые пять лет (1923-1927 гг.) рассмотрела 160 дел о проступках судебных работников. По 72 делам назначены дисциплинарные взыскания, причем по 16 - отстранение от должности. В 1929 году дисциплинарная коллегия была упразднена.

1 января 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР», согласно которому Председатель Верховного Суда одновременно стал и заместителем Народного комиссара юстиции РСФСР. В следующем году в состав Наркомата юстиции был включен и Верховный Суд. Тем самым фактически ограничивалась его независимость, вводилась подконтрольность деятельности Верховного Суда административно-управленческому органу. Такое положение существовало до 1936 года, когда была принята Конституция РСФСР, в соответствии с которой суд вышел из ведения Наркомата юстиции. Судьи Верховного Суда стали избираться Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет. Сам суд стал состоять из двух коллегий, по гражданским и уголовным делам, которые рассматривали соответствующие дела по первой инстанции, в кассационном порядке, а также в порядке надзора на приговоры, решения и определения судов, вступившие в законную силу.

Законом о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик 1938 года структура и компетенция Верховного Суда РСФСР, как и других судов союзных республик, были существенно изменены. Сократился круг лиц, обладавших правом внесения протестов в порядке надзора - такое право имели Председатель Верховного Суда и Прокурор Республики. Протесты в судебные коллегии Верховного Суда РСФСР вносили также Председатель Верховного Суда СССР и Генеральный прокурор СССР.

Хотелось бы заметить, что есть в истории Верховного Суда РСФСР и скорбные страницы. В 1938 году был осужден к высшей мере наказания по сфабрикованному обвинению Иван Лазаревич Булат, являвшийся Председателем Верховного Суда РСФСР с 1932 по 1937 годы. Жертвами необоснованных репрессий стали и многие другие члены Верховного Суда РСФСР.

По Конституции 1977 года Верховный Суд был наделён правом законодательной инициативы по вопросам его ведения, однако эта инициатива не использовалась, поскольку все решения, касающиеся деятельности правоохранительных и судебных органов, решались путём принятия постановления ЦК КПСС, которые в дальнейшем воплощались в жизнь в форме принятия законов Верховными Советами СССР РСФСР или постановлений Советов Министров СССР и РСФСР.

Новый этап в развитии Верховного Суда и российского правосудия связан с провозглашением независимости и суверенитета Российской Федерации. В общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что обеспечение прав и свобод человека, формирование гражданского общества и его институтов, создание рыночной экономики возможны только через становление правового государства. Стала очевидной и необходимость проведения судебной реформы, поскольку демократическое развитие России было немыслимо без сильного, независимого и справедливого суда. В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности.

Верховный Суд РФ выступил активным участником проведения судебной реформы, основными целями которой провозглашались формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. Ставились задачи развития организационных основ судебной системы, совершенствования системы ее кадрового и финансового обеспечения.

Теперь хотелось бы, более подробно разобрать положение Верховного суда в судебной системе Российской Федерации на современном этапе.

 

1.2 Место Верховного суда РФ в судебной системе Российской Федерации

 

Место Верховного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации определяется его функциями. Согласно Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Таким образом, именно Конституция РФ определяет место Верховного Суда РФ в судебной системе РФ и основные функции Верховного Суда РФ:

а) осуществление правосудия;

б) судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;

в) осуществление иных полномочий.

Конституция РФ в главе «Судебная власть» определяет место Верховного Суда РФ среди иных органов государственной власти, в системе судов общей юрисдикции, ограничивает его компетенцию от ведения других высших органов судебной власти (Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), устанавливает его основные полномочия.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов (флотов).

Реализация функции высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции означает, что Верховный Суд РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой её высшее звено. Значение понятия «высший судебный орган» заключается в том, что Верховный Суд РФ осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России; он вправе осуществлять правосудие по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесённым к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; является субъектом бюджетного процесса при решении вопросов финансирования судов общей юрисдикции.

Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных федеральных судов, мировых судей. Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ как путём проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.

Информация о работе Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ