Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 15:43, курсовая работа
Целью исследования: анализ структуры Верховного Суд РФ, содержания его постановлений, исследование проблемных вопросов возникающих в процессе деятельности Верховный Суд РФ, а также анализ исторического материала.
Объект исследования: содержание и общая характеристика Верховного суда РФ.
Предмет исследования: отношения, возникающие между судьями (составом суда) Верховного суда РФ и судьями судов общей юрисдикции.
Введение
1. Общая характеристика Верховного суда Российской Федерации
1.1 История создания Верховного суда Российской Федерации
1.2 Место Верховного суда РФ в судебной системе Российской Федерации
1.3 Верховный суд в соотношении Верховных судов Зарубежных стран
2. Верховный суд Российской Федерации
2.1 Образование, состав и статус судей, а также подсудность дел Верховному суду Российской Федерации
2.2 Структура Верховного суда РФ
2.3 Структурные подразделения Верховного суда РФ
3. Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ
3.1 Проблема разграничения компетенции между Верховным судом РФ и Арбитражным судом РФ
3.2 Состояние и проблемы финансирования судебной системы РФ
Заключение
Список использованных источников
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции рассматривает:
а) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
Что касается второй (кассационной) инстанции то здесь она рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
В надзорном порядке Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу. Военная коллегия также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:
1) приносит протесты в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в силу;
2) приносит протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;
3) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях;
4) организует деятельность Военной коллегии;
5) решает в случае необходимости вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой судебный состав;
6) контролирует работу аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ (далее - аппарат Военной коллегии), назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ.
Заместитель председателя Военной коллегии вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях, осуществлять полномочия председателя Военной коллегии во время его отсутствия, за исключением полномочий по принесению протестов, и исполнять иные обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ и председателем Военной коллегии.
Председатель судебного состава организует работу судебного состава и участвует в рассмотрении дел судебным составом и председательствует в судебных заседаниях судебного состава, а также контролирует работу аппарата судебного состава и исполняет обязанности, возложенные на него председателем Военной коллегии.
Для выражения интересов судей Верховного Суда РФ, как носителей судебной власти, ими образуются органы судейского сообщества. В соответствии с ст. 29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» к ним относится собрание судей Верховного Суда РФ, которое избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда РФ. Кроме того, такое собрание обсуждает вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, проводит общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей, рассматривает актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей; представляет интересы судей в государственных органах и общественных объединениях.
Деятельность собрания судей Верховного Суда РФ не может противоречить принципу независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.
Квалификационная коллегия судей Верховного Суда РФ создаётся для отбора кандидатов на должность членов Верховного Суда РФ, приостановления или прекращения их полномочий, прекращения отставки судьи - бывшего члена этого суда, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения его аттестации и присвоение ему квалификационного класса, рассмотрение вопросов дисциплинарной ответственности членов Верховного Суда РФ. Порядок организации и деятельности, а также полномочия квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ определяются Положением о квалификационных коллегиях судей, утверждаемым Государственной Думой РФ.
Аппарат Верховного Суда РФ осуществляет обеспечение его деятельности, и подчиняются Председателю Верховного Суда РФ. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Структурно аппарат состоит из ведущих отделов, подразделений которые указаны в «Приложении А» и осуществляет проверки судебных решений в порядке надзора, обобщение судебной практики, работы с законодательством и кодификации и др. В его ведении также находится управление (планово-финансового; хозяйственного; управление делами), отделами (кадров; контроля и исполнения решений; хранения судебных документов; международно-правовой; секретариата Президиума на правах отдела и др.).
Начальники отделов и их заместители являются старшими помощниками и помощниками Председателя Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ имеет также старших помощников по участкам работы, а его заместители - помощников. Штатная численность аппарата - более шестисот человек. По должностному положению аппарат включает: консультантов (главных и старших), секретарей, инспекторов, других работников, выполняющих вспомогательную техническую работу. Наиболее многочисленная группа сотрудников аппарата Верховного Суда РФ - консультанты, занимающиеся изучением поступающих в Верховный Суд РФ жалоб на приговоры, решения, вступившие в силу. На основе изучения жалоб и истребованных дел они готовят проекты протестов, заключения и справки, которые докладывают Председателю или его заместителям. В число секретарей, работающих в Верховном Суде РФ, входят секретари судебного заседания, секретари судебного состава, секретарь Президиума. Выполняемая ими работа аналогична работе секретарей судов среднего звена - подготовка дел к рассмотрению, обеспечение явки сторон, ведение протокола судебного заседания.
Особую структуру, обеспечивающую деятельность Верховного Суда РФ, представляет Научно-консультативный совет. Правовой основой его деятельности является Положение о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ, утверждённое постановлением Пленума от 31 мая 2007 г . Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ представляет собой совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. Деятельность Научно-консультативного совета призвана содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия. Его задачи состоят в изучении вопросов, возникших в судебной практике, и разработке соответствующих рекомендаций: по проектам разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, по применению действующего законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики, по проектам представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов, а также по проектам инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ, и по иным вопросам правового характера, возникающим в судебной практике. В соответствии с Положением Научно-консультативный совет призван оказывать методическую помощь в организации работы научно-консультативных советов при верховных судах республик, краевых областных судах.
Пленум Верховного Суда РФ утверждает Научно-консультативный совет по предложению Председателя Верховного Суда РФ на срок пять лет в составе председателя и сопредседателей совета - руководителей секций совета, учёного секретаря, членов совета из числа учёных, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. В состав совета входят все заместители Председателя Верховного Суда РФ и председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ.
В составе Научно-консультативного совета образуются секции по гражданско-правовым вопросам и по уголовно-правовым вопросам. Учёный секретарь совета организованно обеспечивает его деятельность, составляет планы работы его секций, организует заседания, контролирует выполнение планов и реализацию решений, обеспечивает членов совета необходимой документацией. Основываясь на изучении и обобщении судебной практики, его члены - видные учёные, специалисты способствуют разрешению спорных вопросов по различным отраслям права, возникающих в судах, дают мотивированные рекомендации по проектам разъяснений Пленума и других документов, что повышает их качество и обоснованность, строгое соответствие закону, точность и конкретность.
В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей юрисдикции Федеральным законом «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» от 8 января 1998 года №7- ФЗ учреждён орган - Судебный департамент. Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена - гражданских и военных, специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Судебный департамент, его органы и учреждения в субъектах РФ призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда. Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.
Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента. В структуру Судебного департамента входят главные управления - организационно-правового обеспечения деятельности судов, обеспечения деятельности военных судов, финансово-экономическое, управления - контрольно-ревизионное, делами, капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений и отделы - учебных и образовательных учреждений, международно-правового сотрудничества и др.
Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Для выполнения возложенных задач по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества Судебный департамент разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения о финансировании судов, вносит предложение о создании либо об упразднении судов, определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовку кадров на должность судей, разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппарата судов, организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их, осуществляет информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей, организует материальное и социальное обеспечение судей, имеет другие полномочия.
После подробного рассмотрения структуры Верховного суда РФ необходимо отметить, что в настоящее время существуют многочисленные пробелы в деятельности Верховного суда РФ, которым посвящена следующая глава.
3. Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ
3.1 Проблема разграничения компетенции между Верховным судом РФ и Арбитражным судом РФ
Существование в России двух абсолютно самостоятельных подсистем - судов общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ и арбитражных судов, которые возглавляет Высший Арбитражный суд РФ, с полным основанием можно считать «спецификой нашей судебной системы». Хотя почти все страны бывшего СССР также создали обособленные системы арбитражных (хозяйственных) судов, большинству стран неизвестен такой дуализм в сфере гражданской и административной юрисдикции. Причины создания системы арбитражных судов в России вполне объяснимы. Система федеральных арбитражных судов появились в России в ходе преобразования системы квазисудебных органов - государственных арбитражей - в полноценные суды.
С началом рыночных реформ разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях командно-административной системы, уже не представлялось возможным. Необходимость именно судебной формы защиты прав субъектов хозяйственной деятельности, судебного порядка разрешения экономических споров осознавалась законодателем. В то же время, считалось, что «гражданские суды общей юрисдикции, не рассматривавшие в течение десятилетий экономические (хозяйственные) споры между юридическими лицами, не были готовы к разбирательству дел с их участием», а действовавшие в стране органы государственного арбитража, хотя и не входили в судебную систему, но обладали широкими юрисдикционными полномочиями и имели 60-летний опыт разрешения подобных категорий споров. Учитывая, что с 1987 года государственный арбитраж представлял собой единую централизованную и, в значительной мере, обособленную от иных органов государственной власти систему, неудивительно, что было принято «компромиссное» решение - преобразовать органы государственного арбитража в систему арбитражных судов.
Создание арбитражных судов в России как полностью отделенной от судов общей юрисдикции системы судов приводит к возникновению традиционной проблемы разграничения компетенции между ними и судами общей юрисдикции и установления подсудности споров. Общий подход к определению подсудности споров базируется на разграничении компетенции по характеру спорных правоотношений (арбитражные суды разрешают экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции законодательством) и субъектному составу участников (в первую очередь это юридические лица, граждане-предприниматели, а также Российская Федерация и субъекты Федерации).
Информация о работе Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ