Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 15:43, курсовая работа
Целью исследования: анализ структуры Верховного Суд РФ, содержания его постановлений, исследование проблемных вопросов возникающих в процессе деятельности Верховный Суд РФ, а также анализ исторического материала.
Объект исследования: содержание и общая характеристика Верховного суда РФ.
Предмет исследования: отношения, возникающие между судьями (составом суда) Верховного суда РФ и судьями судов общей юрисдикции.
Введение
1. Общая характеристика Верховного суда Российской Федерации
1.1 История создания Верховного суда Российской Федерации
1.2 Место Верховного суда РФ в судебной системе Российской Федерации
1.3 Верховный суд в соотношении Верховных судов Зарубежных стран
2. Верховный суд Российской Федерации
2.1 Образование, состав и статус судей, а также подсудность дел Верховному суду Российской Федерации
2.2 Структура Верховного суда РФ
2.3 Структурные подразделения Верховного суда РФ
3. Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ
3.1 Проблема разграничения компетенции между Верховным судом РФ и Арбитражным судом РФ
3.2 Состояние и проблемы финансирования судебной системы РФ
Заключение
Список использованных источников
в) жалобы на решения судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, - коллегией в составе трёх судей;
г) дела по постановлениям судьи Верховного Суда РФ в отношении решений судов общей юрисдикции, вступивших в силу, - коллегией в составе трёх судей;
д) дела по протестам на решения судов общей юрисдикции, вступившие в силу, - Президиумом Верховного Суда РФ.
Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не мене 10 лет, достигшие возраста 35 лет. Помимо жизненного и профессионального опыта кандидаты на должность судьи должны отвечать высоким нравственным требованиям. Закон устанавливает сроки, в течение которых вносятся представления Председателем Верховного Суда РФ Президенту Российской Федерации о назначении другого лица на вакантное место судьи, сроки рассмотрения этих представлений Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Отбор кандидатов на судебные должности Верховного Суда РФ осуществляется на конкурсной основе. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда РФ.
Хотелось бы отметить, что Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов представляет кандидатов для назначения на должность судьи Верховного Суда РФ Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.
Как правило, члены Верховного Суда РФ назначаются из числа председателей, заместителей председателя и членов судов субъектов Федерации, т.е. наиболее квалифицированных судей. В зависимости от занимаемой должности, стажа судебной работы и профессиональной подготовки им присваиваются второй, первый или высший квалификационные классы.
Судьи Верховного Суда РФ вправе осуществлять следующие полномочия: рассматривать дела по первой и второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств; председательствовать по поручению председателей либо заместителей председателей в судебных составах судебной коллегии при рассмотрении дел по второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств, а также по поручению Председателя Верховного Суда РФ либо председателя соответствующей судебной коллегии председательствовать в рассмотрении дел по первой инстанции; по поручению Председателя Верховного Суда РФ докладывать дела на заседаниях Президиума Верховного Суда РФ; участвовать в обобщении судебной практики и анализе судебной статистики; знакомиться непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения федерального законодательства; участвовать в подготовке законопроектов и иных материалов, выносимых на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ, и по поручению Председателя Верховного Суда РФ докладывать их на заседании Пленума Верховного Суда РФ.
Судья Верховного Суда РФ независим. Независимость судьи обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Верховного Суда РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ в 10-дневный срок после поступления представления.
За судьёй Верховного Суда РФ закрепляются все те льготы и привилегии, что закреплены за всеми остальными судьями судебной системы РФ, которые перечислены в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Верховный Суд РФ как высший судебный орган рассматривает дела по первой инстанции, в кассационном порядке и в порядке надзора. По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает дела:
а) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
б) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
в) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
г) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
д) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
е) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.
ж) Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.
з) уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.
В качестве суда второй инстанции Верховный Суд РФ проверяет уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, военными судами военных округов, видов и групп войск.
В порядке надзора он рассматривает законность решений и приговоров всех судов общей юрисдикции. Также Верховный Суд РФ рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении решений Верховного Суда РФ, вступивших в законную силу.
Теперь хотелось бы, более подробно остановится на рассмотрении структуры Верховного суда РФ.
2.2 Структура Верховного суда РФ
Структурно Верховный Суд РФ включает в себя следующие основные подразделения которые отраженны в «Приложении А». Теперь хотелось бы более подробно рассмотреть каждое структурное подразделение Верховного Суда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя и всех судей Верховного Суда РФ (более 100 человек). В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно. Вопросы, внесённые на рассмотрение Пленума председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором или Министром юстиции, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных лиц. В их обсуждении могут принимать участие все члены Пленума, а также лица, приглашённые на его заседание.
Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации уведомляются не позднее, чем за 30 дней до заседания. Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному Прокурору РФ и Министру юстиции РФ не позднее, чем за десять дней до заседания. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов участников. Постановления подписывают председатель Верховного Суда и секретарь Пленума. Секретарь Пленума Верховного Суда РФ наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.
Хотелось бы отметить, что полномочия Пленума широки и разнообразны. Так, он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации и даёт разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных судов, судов города федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда Российской Федерации; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации; рассматривает и решает вопросы о внесении представления в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы, а также о толковании законов; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации и отчёты представителей судебных коллегий о деятельности коллегий; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Как видно из перечня этих полномочий, Пленум Верховного Суда представляет собой руководящий судебный орган России. Руководство судебной деятельностью он осуществляет путём дачи разъяснений судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел в целях единообразия законодательства на всей территории России. Кроме руководящей деятельности Пленум Верховного Суда осуществляет законодательную инициативу Верховного Суда, а также решает вопросы формирования подразделений и организации работы Верховного Суда Российской Федерации. Пленум Верховного Суда РФ в соответствии с ч. 1 ст. 93 Конституции даёт заключение о наличии либо отсутствии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Пленум не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция - рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства. Так, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, дал судам разъяснения по вопросам, возникающими у судов при применении данного Закона.
Разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, а иногда и совместно с Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, опираются на обобщённую практику судов по применению конкретных законов, отражающих её суть, и служат своеобразной лоцией для правильного применения соответствующих законов в будущем не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами.
Хотелось бы отметить, что ранее разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики имели статус «руководящих», в настоящее время утратили таковой, и по своей природе они не являются ни судебными актами по конкретным делам, ни нормативными правовыми актами. Как верно заметил В.М. Лебедев, в нашей нормативно-законодательной системе, как прецедентная судебная практика, так и правоположения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, не могут выступать в качестве первичного источника права. Это всегда вторичные правовые нормы, но это не исключает возможности ссылки на постановление Пленума или Президиума Верховного Суда РФ в решении по конкретному делу. Так что суды общей юрисдикции фактически воспринимают разъяснения как предписания высшего судебного органа, обязательного для исполнения при рассмотрении подсудных им конкретных гражданских, уголовных, административных и иных дел. Но хотелось бы отметить, что рассуждения о том, что постановления Пленума Верховного Суда РФ посягают на процессуальную независимость нижестоящих судов и судей, потому что в них содержится определённые указания судам на применение конкретных норм закона, что, в конечном счете, ограничивает самостоятельность судов в принятии того или иного решения, ошибочны и подрывают единство судебной системы .
Если обратиться к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, то можно сделать однозначный вывод о том, что они были направлены на обеспечение единства судебной практики и правильного применения Конституции РФ и федеральных законов. Так согласно статье 76 Конституции РФ, суд, установив, что подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и её субъекта, должен при рассмотрении дела принять решение в соответствии с федеральным законом. Если же имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта РФ, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта, и федеральным законом, то следует применять закон или иной правовой акт субъекта РФ.
Что касается Президиума Верховного Суда РФ, то он является высшей судебной инстанцией в РФ по делам, отнесённым законом к ведению судов общей юрисдикции - состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда РФ, назначаемых Советом Федерации в указанном выше порядке. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов. Постановления Президиума Верховного Суда РФ принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются Председателем Верховного Суда РФ.
Информация о работе Основные проблемы, возникающие в регулировании деятельности Верховного суда РФ