Отличие конституционного права от других отраслей права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:45, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право - основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Термин «конституционное (государственное) право зарубежных стран» имеет три значения: отрасль права, которая, с одной стороны, представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в различных правовых актах — конституциях, законах, декретах президента и т.д., а с другой — регулирует определенную группу общественных отношений;

Содержание работы

Отличие конституционного права от других отраслей права…………
3
Сравнительная таблица: США и Великобритания…………………….
13
Выводы……………………………………………………………………
16
Список использованной литературы…………………………………….
18

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЗАРУБЕЖНЫМ КОНСТИТУЦИЯМ.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Отличие конституционного права от других отраслей права…………

3

Сравнительная таблица: США  и Великобритания…………………….

13

Выводы……………………………………………………………………

16

Список использованной литературы…………………………………….

18

   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЛИЧИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

 

Конституционное право -  основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Термин «конституционное (государственное) право зарубежных стран» имеет три значения: отрасль права, которая, с одной стороны, представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в различных правовых актах — конституциях, законах, декретах президента и т.д., а с другой — регулирует определенную группу общественных отношений;

наука — совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах;

учебная дисциплина —  предмет преподавания в высшей школе.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран не является отраслью права, существует конституционное право той или иной страны.1 Поэтому, можно говорить о комплексном и сравнительном изучении конституционного (государственного) права многих стран мира, об ответвлении от единой науки конституционного права. Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считают синонимами. Аргументом данной позиции может служить анализ круга регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где смысл употребления одного или другого термина примерно одинаков. Выбор термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Например, в США и Франции используется термин «конституционное право», а в Германии - «государственное право».

В отечественной литературе по данному вопросу существует мнение о том, что в Великобритании, США, Франции к началу ХIХ в. утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее.2 В современном мире лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же большинство обозначает основополагающую отрасль своей правовой системы термином «конституционное право».

Конституционное (государственное) право как отрасль права появилась в западных странах с зарождением в них буржуазных отношений и начавшимися в связи с этим процессами демократизации.

Как следует из вышесказанного, изначально для предмета конституционного права было характерно единство двух блоков общественных отношений:

основы устройства государства и его взаимоотношений с человеком;

политических отношений, связанных с обеспечением воздействия населения на публичную власть.

Первая группа отношений, образующих предмет конституционного права, регулируется преимущественно нормами, содержащимися в конституциях того или иного зарубежного государства, и детализируется другими отраслями права. Вторая группа регулируется не только конституцией, но и другими источниками конституционного права. Следовательно, с одной стороны, конституционное право образует важнейшие отношения между человеком, обществом и государством, а с другой — отношения политического характера, которые выражаются в воздействии населения на публичную власть.

В теории конституционного права принято проводить различие между объектом и предметом конституционного права. Под объектом конституционного права понимается обычно та сфера или те аспекты общественного бытия, правовое существование и регулирование которых находит отражение в нормах конституционного права. К их числу принято относить основополагающие принципы конституционного строя, основные права и свободы человека, построение государства и публичной власти. Особенность объекта конституционного права заключается в том, что указание на объект позволяет четко определить границы конституционного права, провести разграничение между ними и смежными отраслями права. Подобное разграничение важно не только в плане разделения властных и административных полномочий, но и в плане судебной практики, прежде всего в странах, в которых существует автономное конституционное и административное судопроизводство. Точное установление объекта конституционного права в ряде стран затруднено тем обстоятельством, что нередко текст основного закона включает не только положения, относящиеся к конституционно-правовой сфере, но и некоторые другие. Таковы, например, развернутые постановления, регулирующие осуществление гражданской службы во многих странах англосаксонского права.

Указание на объект конституционного права нередко служит основанием для определения самого понятия конституционного права. В таком случае оно раскрывается путем перечисления основных образующих его институтов. Однако, как было показано выше, возможен и другой поход, при котором понятие конституционного права устанавливается через определения предмета.

Таким образом, конституционное  право — это система конституционно-правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе взаимоотношений индивида, общества и государства, связанных с осуществлением публичной власти и призванных обеспечить законность этой власти.

Конституционное право  отличается от других отраслей права  не только предметом, но и методом воздействия на своих субъектов. Как и в других отраслях права, в конституционном праве применяется метод запрета. Однако чаще всего применяется метод обязывания, а также метод дозволения.

Отличительным для конституционного права является метод императивно-властного воздействия.3 Специфика данного метода заключается не в равенстве сторон, а в прямом осуществлении власти, поскольку один из субъектов конституционных правоотношений - государство - реализуя свою власть, тем самым обязывает других субъектов выполнять властные предписания.

Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, в которые вступают люди и организации на основе правомочий и юридических обязанностей, предусмотренных правовыми нормами.

Следует иметь в виду, что конституционное правовые нормы, с одной стороны, регулируют основополагающие отношения, которые, в свою очередь, предопределяют содержание всех остальных отношений в определенной сфере человеческого «общежития», а с другой - охватывают весь комплекс общественных отношений. Как следствие этого можно говорить о формировании двух групп конституционно-правовых отношений, каждая из которых характеризируется собственными особенностями.

Первую группу составляют конституционно-правовые отношения  общего характера, к числу которых относятся общественные отношения, главным образом, регулируемые нормами тех или иных конституций. Эти нормы, как правило, закрепляют основы общественного строя зарубежных стран, выражающиеся в установлении экономических, социальных, духовно-культурных, политических отношений. Анализируя первую группу указанных отношений, следует отметить, что характерной чертой конституционно-правовых отношений общего характера является присущий им самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов.

Вторую группу составляют конституционно-правовые отношения  конкретного характера, особенность которых состоит в их тесном переплетении с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации правовых норм других отраслей права. Представляется, что для возникновения этих конституционно-правовых отношений нужны юридические факты. Кроме этого, в отличие от отношений общего характера, где, как правило, субъекты правоотношений строго не определены, для конкретных конституционно-правовых отношений характерно наличие определенных сторон. Например, такие правовые отношения могут возникать при определении правового положения личности в конституциях зарубежных стран, поскольку, в данном случае, субъектами конституционно-правовых отношении, с одной стороны, выступают физические лица, а с другой — государство.

Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правовые отношения, невозможно представить без субъектов.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, которые в конкретном правоотношении осуществляют свои права и несут обязанности. Они могут быть физическими и юридическими лицами.

Под физическими лицами подразумеваются индивидуальные лица, обладающие определенным правовым статусом, обеспечивающим возможность пользования установленными конституционными нормами — правами. Физические лица различаются по своему статусу. Следует отметить, что объем конституционных прав, закрепленный в тех или иных конституциях зарубежных стран, зависит от наличия или отсутствия гражданства. Тем не менее, основополагающие, неотчуждаемые права свойственны каждому человеку, независимо от его «гражданской» принадлежности. Именно эта идея легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций ХVII—ХVIII вв.

Неодинаков также и  статус тех юридических лиц, функционирование которых урегулировано нормами конституционного права. Как справедливо отмечают некоторые авторы, прежде всего, следует иметь в виду, что юридические лица, создаваемые на основе норм конституционного (публичного), а не частного права, и принадлежащие к категории публичных юридических лиц, могут обладать свойствами и полномочиями, которые не существуют у юридических лиц, действующих в сфере частного права. Характерная особенность юридических лиц, образуемых и действующих на основе конституционного права, заключается в праве принимать участие в осуществлении публично-властных отношений. В таком случае субъектами конституционного права могут быть как государство в целом, так и государственные органы в частности. В доктрине конституционного права отмечается, что существенны также правовые последствия того, выступает ли государство в качестве носителя публичной власти или участвует в частноправовых отношениях, которые регулируются частным правом. Особенно это заметно в тех случаях, когда государство непосредственно участвует в торговом обороте, оказании платных услуг или осуществляет иную частнопредпринимательскую деятельность. Следовательно, правовой режим государственных корпораций, создаваемых с целью привлечения прибыли, по общему правилу может быть аналогичным правовому режиму частных компаний.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются отдельные социальные общности, под которыми в теории конституционного права подразумеваются  территориальные самоуправляющиеся  коллективы - муниципальные власти. Муниципальные органы на местах, представляющие интересы территориального коллектива как юридического лица, не являются органами государственной власти. Однако нередко на практике им доверяется реализация некоторых государственно-властных полномочий, осуществляемых ими под контролем со стороны государства.

Субъектами указанных  отношений могут выступать различные  объединения населения, создаваемые не только на территориальной основе, но и на основе общих корпоративных и профессиональных интересов, например, различные профессиональные союзы. К числу субъектов конституционного права принадлежат также и политические партии, которые играют важную роль в формировании государственных институтов, а также в их практическом функционировании.

Одна из специфических  особенностей системы субъектов конституционного права состоит в том, что носителем прав и обязанностей может выступать и население государства в целом, т.е. народ не только в форме публичной организации в лице государства, но и народ непосредственно, как население страны. На практике народ осуществляет свое полновластие посредством определенных юридических процедур. Прежде всего, это всеобщее избирательное право. Этим же целям служит референдум.

Подчеркивая многообразие субъектов конституционного права, следует иметь в виду, что главным субъектом конституционно-правовых отношений является человек.

В теории права под  источниками (формами) права подразумеваются официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

Традиционно выделяют три  группы юридических источников:4

    • нормативные правовые акты;
    • обычаи;
    • судебные прецеденты.

Такая классификация  источников права вполне применима  и к конституционному праву. Хотя при изучении конституционного права  зарубежных стран следует иметь в виду специфическую особенность, которая стала проявляться в последнее десятилетие ХХ в.5 В частности, как отмечают некоторые государствоведы, речь идет, во-первых, о таких явлениях, как признание в качестве источников права общих принципов права, и, во-вторых, о постоянно возрастающем значении норм, создаваемых вне пределов национального государства, и даже не всегда с его решающим участием, но, тем не менее, обязательных для того или иного конкретного государства. Следовательно, с одной стороны, в национальном конституционном праве главенствующую роль играют международные правовые акты, а с другой - формируются такие новые правовые системы, как европейское право или право Совета Европы. Правовые нормы, принятые в рамках европейского сообщества, имеют наднациональный характер и инкорпорируются в национальные правовые системы государств-участников соответствующих интеграционных объединений. Нормы этого права имеют прямое действие и обладают верховенством по отношению к нормам права, создаваемым самим национальным государством. В результате выстраивается своеобразная система источников национального конституционного права в зарубежных странах.

Информация о работе Отличие конституционного права от других отраслей права