Понятие и содержание механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Описание работы

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.

Файлы: 1 файл

Понятие и содержание механизма государства.docx

— 83.77 Кб (Скачать файл)

Понятие и содержание механизма государства

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой  материальную силу, посредством которой  оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются  в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными  полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат, позволяющий  осуществлять управляющее воздействие  на общество, которое имеет двоякий  характер: непосредственная реализация государственной власти, допускающая  возможность принуждения; берет  на себя финансовые обязательства по обеспечению общества набором обязательных услуг - медицина, образование, культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.

Механизм государства - это "набор" и структура функционально  определенных органов государства, их структурных подразделений и  должностей (должностных лиц и  представителей власти). Механизм государства  воплощается в государственном  аппарате и процессе его функционирования - выполнении этим аппаратом функций  государства.

Государственный аппарат - сложное  системное образование, дифференцированное "по вертикали" и "по горизонтали". В первом случае это высшие федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором - это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных  образований. (Подробно все это изучается  в курсе административного права.)

Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные "ветви" власти, реализовав принцип  разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и  судебную.

Наряду с органами государственной  власти, относящимися к одной из трех ветвей власти, Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционирование еще нескольких конституционных органов государственной  власти с особым статусом. К ним  относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101, п. "и" ч. 1 ст. 102, п. "г" ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103); Центральный банк Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 103); прокуратура Российской Федерации (п. "з" ч. 1 ст. 102, ст. 129); Центризбирком  Российской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются  и в других странах.

Особый статус этих органов  государственной власти определяется не только тем, что они не относятся  ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важные властные полномочия. Следует подчеркнуть, что  их руководители наряду с немногими  другими (Председатель Правительства  России, состав Конституционного Суда России, председатели Верховного и  Высшего арбитражного судов России) на свои должности назначаются Федеральным  Собранием Российской Федерации  с обязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатур Президентом России).

Применительно к Российской Федерации следует отметить еще  одну особенность в характере  их полномочий в законодательной  сфере. В отличие от полномочий "классических" органов государственной власти, входящих в состав трех ветвей власти, они не обладают правом законодательной  инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции России).

Важное значение для эффективного действия механизма государства  имеет не только строгое распределение  полномочий между ветвями власти, но и четкое определение предметов  ведения между органами государственной  власти общей компетенции различных  управленческих уровней. Особенно остро  эта проблема стоит в государствах с федеративным устройством, находящихся  на стадии формирования.

По мнению специалистов, в  договорах между федеральными органами власти и органами власти субъектов  Российской Федерации (1994 - 1995 гг.) осуществлялось не разграничение, а перераспределение  предметов ведения между ними.

Неоднозначность толкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции  России, регулирующих предметы исключительного  ведения России и предметы совместного  ведения России и входящих в ее состав субъектов Федерации, привела  к тому, что в большинстве заключенных  совместных договоров перечень предметов  совместного ведения вышел за рамки, обозначенные Конституцией страны.

Например: в договоре с  Татарстаном появилось 17 новых совместных сфер взаимодействия; в договоре с  Северной Осетией - 14; в договорах  с Башкортостаном и Республикой  Саха (Якутия) - по 11; в договорах с  Кабардино-Балкарией и Свердловской областью - по 8 и т.д.

За три года Министерство юстиции России провело экспертизу 115 тыс. нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации  и выявило 14 тыс. несоответствий федеральному законодательству. За это же время органы прокуратуры, работая в значительно меньшем составе, выявили более 80 тыс. нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству. Даже исходя из этой статистики представляется целесообразным сохранить функцию надзора за законностью процесса нормотворчества на всех уровнях органов государственной власти за органами прокуратуры. Это необходимо сделать прежде всего в интересах эффективного исполнения государством своих функций.

В 2006 г. под эгидой Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры  и других заинтересованных федеральных  структур в России запланировано  проведение мониторинга всей законодательной  базы страны с целью выявления  существующих пробелов. Предусматривается  проверка качества законов и нормативных  правовых актов на всех трех уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и муниципальном (нормативные  правовые акты, затрагивающие права  человека).

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется  экономическими, социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных  и античных европейских странах  механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы  государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных  лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных  структур. Из них основными органами государственной власти Римской  республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

Органы государства  и их классификация

Механизм государства  состоит из различных частей, имеющих  специфическое устройство и выполняющих  свойственные им функции. Основным элементом  этого механизма является орган  государства.

Орган государства - это составная  часть механизма государства, имеющая  в соответствии с законом собственную  структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая  с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Как видно из определения, государственный  орган имеет определенные признаки:

1. Все органы государства  образуются в законодательном  порядке, который определяет их  компетенцию. Другими словами,  образование и функциональная  деятельность органа государства  осуществляется на строго правовой  основе.

2. Орган государства является  самостоятельным элементом государственного  аппарата, действует специализированно  в системе других органов.

3. Органы государства тесно  взаимодействуют между собой.  Они образуют единый социальный  организм, главными задачами которого  являются: обеспечение нормального  функционирования общества; защита  законных прав и интересов  личности; охрана внешней безопасности  и территориальной целостности  государства.

При формировании органов  государственной власти в странах  с многонациональным составом населения  в обязательном порядке должны учитываться  такие факторы, как соотношение  пропорционального представительства  в органах государственной власти представителей от той или иной национальности или (если речь идет о "мусульманских" государствах) религии. Нередко эти  проблемы являлись причиной ожесточенных вооруженных противостояний в государствах (Индия, Пакистан, Ливан, Ирак).

Это обстоятельство неукоснительно соблюдалось и при формировании органов государственной власти во всех республиках (всего их было 15), входивших в состав СССР. Например, первыми секретарями КПСС в республиках (высшая должность в системе органов  государственной власти республики) всегда назначались представители  титульных национальностей. Однако вторыми секретарями всегда были представители славянской национальности (русские, белорусы, украинцы). Как правило, они отвечали в республике за формирование кадровой политики. Подобный подход к  формированию кадровой политики в органах  государственной власти субъектов  федерации сохранен и в современной  России. В этом можно убедиться  из таблицы, характеризующей национально-административное устройство Дагестана.

N п/п

Национальность

Доля постов в  высшем руководстве республики

Доля среди высших чиновников, %

Доля в парламенте республики, %

Доля в населении  Дагестана, %

1

Аварцы

11

28,21

28,93

29,4

2

Даргинцы

8

20,51

17,36

16,5

3

Кумыки

7

17,95

13,22

14,2

4

Лезгины

4

10,26

11,57

13,1

5

Лакцы

3

7,69

4,96

5,4

6

Русские

2

5,13

7,44

4,7

7

Азербайджанцы

1

2,56

4,13

4,3

8

Табасаранцы

1

2,56

4,13

4,3

9

Чеченцы

1

2,56

3,31

3,4

10

Ногайцы

0

0,00

1,65

1,5

11

Рутульцы

0

0,00

0,83

0,9

12

Агулы

1

2,56

0,83

0,9

13

Цахуры

0

0,00

0,83

0,3

14

Таты

0

0,00

0,83

0,03


Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру  выполняемых ими задач. Остановимся  более подробно на характеристике каждой из ветвей государственной власти.

Представительные  органы государственной власти

К числу представительных государственных органов относятся  законодательные учреждения и местные  органы власти и самоуправления. Они  формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени  и ответственны перед ним.

Функции законодательной  власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный  орган занимает главенствующее положение  в механизме государства, поскольку  в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает  общеобязательные требования, которые  исполнительная власть должна проводить  в жизнь и которые служат законодательной  основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном  строе высшим и представительным законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет  народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. "Парламент" - это общеродовой  термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный  орган непосредственно именуется  парламентом. В остальных странах  этот государственный орган называется иначе (например: Сейм - в Польше, Фолькетинг - в Дании, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США).

Впервые парламент в России был учрежден подписанным царем  Николаем II Манифестом от 17 октября 1905 г. Он предусматривал учреждение Государственной  Думы в России. Первым законом, который  она приняла, было решение об отказе от смертной казни в стране.

Выборы были многостепенными, но не совсем всеобщими. В них не могли участвовать студенты, женщины  и малообеспеченные люди, не имеющие  собственности. В частности, великий  реформатор Сперанский считал, что  если человек не имеет собственности, он не может быть ответственен и за судьбу государства. Депутаты не обладали депутатской неприкосновенностью. Например, в Государственной Думе четвертого созыва за выступление против линии правительства депутаты-большевики были арестованы, а затем сосланы в ссылку.

В современных государствах практически во всех парламентах  работают женщины. Как следует из нижеприведенной таблицы, в ряде парламентов их доля весьма значительна. Россия к их числу не относится.

Место в рейтинге

Страна

Парламент (палата парламента)

Процент женщин среди  депутатов

Женщины на высших государственных постах в стране

1

Руанда

Палата депутатов

48,75

Нет

2

Швеция

Риксдаг

45,27

Нет

3

Багамы

Сенат

43,75

Королева

4

Аргентина

Сенат

43,66

Нет

5

Гренада

Сенат

38,46

Королева

6

Финляндия

Риксдаг

37,5

Президент

7

Канада

Сенат

37,08

Королева, генерал-губернатор

8

Дания

Фолькетинг

36,87

Королева

9

Нидерланды

Вторая палата

36,67

Королева

10

Св. Люсия

Сенат

36,36

Королева

 

Россия

Государственная Дума

9,84

Нет

Совет Федерации

3,37

 

Информация о работе Понятие и содержание механизма государства