Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад
Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.
С точки зрения исторических
свершений, произошедших в Западной
Европе, Россия более медленно двигалась
к созданию предпосылок гражданского
общества. Это отличительная черта
и закономерность российского менталитета.
Считается, что Россия в свое время
запоздала с отменой
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет и Национальный совет, в Индии - Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата - Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Численность парламентов
в различных странах
Двухпалатная парламентская
система имеет место и в
некоторых унитарных
Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.
Широкое распространение
в законодательных органах
Наряду с непосредственным
законотворчеством парламент
Каждый народный избранник,
как правило, недорого обходится
избирателям
Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого правила - не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от каких-либо государственных органов власти или интересов частных лиц.
Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.
Финансовые полномочия парламента.
Решение финансовых вопросов, прежде
всего рассмотрение проекта государственного
бюджета, составляет особую парламентскую
прерогативу. Утверждая государственный
бюджет, парламент сравнивает общую
сумму расходов с общей суммой
доходов, классифицирует расходы по
статьям, определяет их важность для
экономики и других сфер общественной
жизни и, таким образом, делает достаточно
эффективным парламентский
Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть.
Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента. Только в том случае, если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат - вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального совета, генеральные советники или выборные мэры.
В зависимости от формы
государственного правления парламент
в той или иной мере участвует
в процедуре назначения главы
правительства и кабинета и, таким
образом, оказывает влияние на структуру,
персональный состав и характер деятельности
правительства. В ряде стран главы
правительства и члены кабинета
министров назначаются
В некоторых странах согласно
конституции парламент выражает
свою точку зрения на кандидатуру
главы правительства до формального
акта его назначения. Так, в Японии
парламент назначает премьер-
В государствах с классическим
президентским правлением, как известно,
полномочия главы государства и
главы правительства
Органы исполнительной власти
Важным звеном механизма,
через который государство
Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:
Парламентский контроль предназначен
для того, чтобы законодательная
власть была в курсе проводимой правительственной
политики, конституционными методами
способствовала ее общественной полезности
и реально гарантировала
В подавляющем большинстве стран носителем высшей исполнительной власти является глава государства. В современных конституционных монархиях формально считается монарх. Однако реализация его полномочий оговаривается рядом условий. Например, в соответствии с Конституцией Японии все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства страны, которое несет за них ответственность.
Согласно действующей
Конституции России "Президент
Российской Федерации является главой
государства" (ст. 80). В большинстве
государств с республиканской формой
правления наделение президента
страны на конституционном уровне полномочиями
главы государства стало
В нижеприведенной таблице отражены сведения о результатах выборов действующих по состоянию на март 2006 г. президентов стран - членов СНГ. Они представляют своеобразные рейтинги президентов на момент их избрания населением.
N п/п |
Страна |
Президент |
Дата выборов |
Проголосовавшие "за", % |
Явка избирателей, % |
1 |
Туркмения |
Сапармурат Ниязов |
21 июня 1992 г. |
99,5 |
99,9 |
2 |
Таджикистан |
Эмомали Рахмонов |
6 ноября 1999 г. |
96,97 |
98,91 |
3 |
Грузия |
Михаил Саакашвили |
4 января 2004 г. |
96,27 |
87,97 |
4 |
Узбекистан |
Ислам Каримов |
9 января 2000 г. |
91,9 |
95,1 |
5 |
Казахстан |
Нурсултан Назарбаев |
4 декабря 2005 г. |
91,15 |
76,78 |
6 |
Киргизия |
Курманбек Бакиев |
10 июля 2005 г. |
88,71 |
74,96 |
7 |
Белоруссия |
Александр Лукашенко |
19 марта 1906 г. |
82,6 |
93,3 |
8 |
Азербайджан |
Ильхам Алиев |
15 октября 2003 г. |
76,84 |
71,7 |
9 |
Россия |
Владимир Путин |
14 марта 2004 г. |
71,24 |
64,38 |
10 |
Армения |
Роберт Кочарян |
5 марта 2003 г. |
67,44 |
69,22 |
11 |
Украина |
Виктор Ющенко |
26 декабря 2004 г. |
51,99 |
77,22 |
Информация о работе Понятие и содержание механизма государства