Понятие и содержание механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Описание работы

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.

Файлы: 1 файл

Понятие и содержание механизма государства.docx

— 83.77 Кб (Скачать файл)

С точки зрения исторических свершений, произошедших в Западной Европе, Россия более медленно двигалась  к созданию предпосылок гражданского общества. Это отличительная черта  и закономерность российского менталитета. Считается, что Россия в свое время  запоздала с отменой крепостного  права, аграрной реформой, введением  парламентаризма. Выдающиеся представители  России (Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, Александр I, Сперанский, Новосильцев и другие) справедливо считали, что быстрые  преобразования по западным образцам могут привести к хаосу, к распаду  общества и краху всей государственной, политической и культурной системы  России. Справедливость их точки зрения неоднократно подтверждалась российской историей.

Парламенты могут иметь  двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат - нижней и  верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США - это Палата представителей и Сенат, в Австрии - Союзный совет  и Национальный совет, в Индии - Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата - Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Численность парламентов  в различных странах неодинакова. Федеральное Собрание России состоит  из 450 депутатов Государственной  Думы и 176 членов Совета Федерации (по 2 представителя от каждого из 88 субъектов  Российской Федерации). В Польше - 460 депутатов. В Италии в нижней палате парламента 630 человек, а в верхней - 315. Например, на парламентских выборах  в апреле 2006 г. избирательным правом обладало около 47 миллионов итальянцев. За уклонение от участия в выборах  без уважительной причины государство  предусмотрело возможность применения штрафных санкций. В большинстве  стран (в том числе и в России) участие граждан в выборах  является добровольным.

Двухпалатная парламентская  система имеет место и в  некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено  стремлением к более устойчивому  равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при  котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием  второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и  Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют главным образом в  странах с более или менее  однородным национальным составом населения  или небольших по территориальным  размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).

При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более  эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию  парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны  страны и другими.

Широкое распространение  в законодательных органах власти субъектов Российской Федерации (около 60) получила практика создания молодежных палат (молодежных дум) в качестве совещательного и консультативного органа для формирования политической культуры у молодежи, отстаивания своих интересов (экспертиза законопроектов) и приобретения навыков  работы в органах государственной  власти.

Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.

Каждый народный избранник, как правило, недорого обходится  избирателям налогоплательщикам. Например, в Великобритании эта сумма составляет около трех фунтов стерлингов в год (стоимость двух английских воскресных газет). В то же время годовой оклад  депутата английского парламента составляет 57 тыс. фунтов стерлингов. Сверх зарплаты на покрытие служебных расходов он может потратить до 120 тыс. фунтов. Для сравнения: годовая зарплата медсестер в зависимости от стажа  и классности колеблется от 17 до 35 тыс. фунтов; полицейского - от 18 до 39 тыс.; преподавателей средней школы - от 18 до 27 тыс.; врача - консультанта - от 67 до 90 тыс.; министров - 129 тыс. 862 фунта; премьер-министра - 178 тыс. 922 фунта.

Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или  общественные должности. Цель этого  правила - не допустить, чтобы парламентарии  могли попасть в зависимость  от каких-либо государственных органов  власти или интересов частных  лиц.

Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по определенным вопросам с политикой  парламентского большинства и правительства.

Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую  прерогативу. Утверждая государственный  бюджет, парламент сравнивает общую  сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для  экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств  государства.

Контроль парламента над  исполнительной властью. Парламент  осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается  в том, что парламент участвует  в назначении различных должностных  лиц, возглавляющих исполнительную власть.

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью  является назначение парламентом главы  государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках. При президентском  правлении, где выборы главы государства  проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента. Только в том случае, если один из кандидатов не соберет абсолютного большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат - вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента, члены Экономического и социального совета, генеральные советники или выборные мэры.

В зависимости от формы  государственного правления парламент  в той или иной мере участвует  в процедуре назначения главы  правительства и кабинета и, таким  образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы  правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом  и ответственны перед ним. Это  характерно для тех государств, где  действует метод прямых выборов  исполнительных органов государственной  власти. При такой избирательной  системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для  утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В некоторых странах согласно конституции парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру  главы правительства до формального  акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа своих членов, после чего император должен утвердить его  назначение. Премьер-министр выдвигается  резолюцией каждой из палат парламента. Однако если Палата представителей и  Палата советников не могут достичь  соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решением всего  парламента. Премьер-министр назначает  государственных министров, которые  образуют Кабинет. В соответствии с  Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов парламента.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и  главы правительства совмещаются  в одном лице и в их избрании парламент принимает лишь косвенное  участие. Однако даже в США члены  президентского Кабинета назначаются  не по прямому усмотрению президента, а "по совету и с согласия" Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей  Верховного суда США.

Органы исполнительной власти

Важным звеном механизма, через который государство реализует  большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Они  обладают следующими признаками:

  • являются составной частью системы органов государственной власти;
  • порядок их образования, реорганизации и ликвидации осуществляется в установленном законом порядке;
  • обладают специальным правовым статусом, закрепляемым в установленном порядке нормативным правовым актом;
  • обладают определенной организационной структурой, ориентированной на выполнение стоящих перед ними задач;
  • для них характерна определенная самостоятельность деятельности;
  • всегда действуют от имени государства;
  • наделяются специальной компетенцией и властными полномочиями, рассчитанными для обеспечения успешного выполнения возложенных на них задач;
  • их деятельность носит исполнительно-распорядительный характер.

Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:

  • во-первых, глава государства (в парламентских республиках) или правительства (в президентских республиках) по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;
  • во-вторых, правительство одновременно с главой государства уходит в отставку;
  • в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых;
  • в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.

Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная  власть была в курсе проводимой правительственной  политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное  развитие личности.

В подавляющем большинстве  стран носителем высшей исполнительной власти является глава государства. В современных конституционных  монархиях формально считается  монарх. Однако реализация его полномочий оговаривается рядом условий. Например, в соответствии с Конституцией Японии все действия императора, относящиеся  к делам государства, могут быть предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства страны, которое несет за них ответственность.

Согласно действующей  Конституции России "Президент  Российской Федерации является главой государства" (ст. 80). В большинстве  государств с республиканской формой правления наделение президента страны на конституционном уровне полномочиями главы государства стало традиционным. Это позволяет ему занимать особое место в системе органов государственной  власти. Не входя ни в одну из ее ветвей, он в то же время оказывает прямое или косвенное воздействие на процесс формирования и характер их действий. В большей степени  это относится к федеральным  органам исполнительной власти.

В нижеприведенной таблице  отражены сведения о результатах  выборов действующих по состоянию  на март 2006 г. президентов стран - членов СНГ. Они представляют своеобразные рейтинги президентов на момент их избрания населением.

N п/п

Страна

Президент

Дата выборов

Проголосовавшие "за", %

Явка избирателей, %

1

Туркмения

Сапармурат Ниязов

21 июня 1992 г.

99,5

99,9

2

Таджикистан

Эмомали Рахмонов

6 ноября 1999 г.

96,97

98,91

3

Грузия

Михаил Саакашвили

4 января 2004 г.

96,27

87,97

4

Узбекистан

Ислам Каримов

9 января 2000 г.

91,9

95,1

5

Казахстан

Нурсултан Назарбаев

4 декабря 2005 г.

91,15

76,78

6

Киргизия

Курманбек Бакиев

10 июля 2005 г.

88,71

74,96

7

Белоруссия

Александр Лукашенко

19 марта 1906 г.

82,6

93,3

8

Азербайджан

Ильхам Алиев

15 октября 2003 г.

76,84

71,7

9

Россия

Владимир Путин

14 марта 2004 г.

71,24

64,38

10

Армения

Роберт Кочарян

5 марта 2003 г.

67,44

69,22

11

Украина

Виктор Ющенко

26 декабря 2004 г.

51,99

77,22

Информация о работе Понятие и содержание механизма государства