Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад
Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.
В экономически развитых странах количество государственных служащих по отношению к численности всего населения значительно выше: в Германии - 6,1%, в США - 6,8%, в Швеции - 11,7%.
Одной из особенностей организации государственной службы в России является то, что около 50% от общей численности всего чиновничьего аппарата составляют федеральные государственные служащие. В других странах количество федеральных чиновников в 2-6 раз меньше, чем региональных и муниципальных. Производительность труда российских государственных служащих ниже их зарубежных коллег не только из-за порочных методов, но и худшей технической оснащенности.
В качестве другой особенности
следует отметить перешедшую со времен
СССР возможность конкретного
Государственным служащим называется
лицо, занимающее в установленном
порядке должность в
Виды государственных служащих:
а) по виду государственной
деятельности - служащие органов государственной
власти, государственного учреждения,
органов суда и прокуратуры.
б) характеру труда - руководители, специалисты
и технические исполнители.
в) по характеру служебных полномочий
- имеющие государственно-властные полномочия
(должностные лица, представители власти)
и не имеющие их.
Должностные обязанности
и права - это установленные и
гарантированные государством меры
должного и возможного поведения
государственного служащего в области
государственно-служебных
Обязанности бывают общие и специальные.
Поощрения бывают материальные и моральные.
Ответственность государственных служащих - это возможность применения к ним определенных мер воздействия за упущения в работе или за совершение противоправных действий (дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственности).
Роль и место бюрократии в механизме государства
В настоящее время повышенно актуальна (особенно для бывших социалистических стран, в том числе и для России) проблема бюрократии (буквально с французского - господство канцелярии). Содержание понятия "бюрократия" шире понятия "государственная служба". Бюрократия имеется везде: в частном секторе; в общественных объединениях; в банковской системе; в религиозных структурах.
Современное общество не может существовать и успешно развиваться без государственного бюрократического аппарата. Такие понятия, как "бюрократия" и "бюрократизм", являются одними из основных в механизме современного государства, а теория бюрократии занимает одно из центральных мест в теории государственного управления.
На Западе уже давно
посчитали необходимым создать
обособленное научное направление,
предназначенное изучать
В СССР возможность проведения системных исследований по проблемам бюрократии была под жестким "табу". Бюрократия наряду с преступностью и другими "пороками проклятого прошлого" рассматривалась как плохая наследственность и социальная болезнь зарвавшихся чиновников.
При всем многообразии трактовок
содержания бюрократии как непременной
части государственного механизма
выделяются следующие подходы: веберовская
трактовка, марксистско-ленинская, имперская
("азиатская") и "реалистическая"
(современное понимание и
В научном отношении наиболее
разработанной считается теория
бюрократии немецкого ученого - социолога
М. Вебера, изложенная в фундаментальном
труде "Хозяйство и общество".
Она составляет фундамент современного
понимания проблемы, а также практики
государственного управления. В своей
трактовке бюрократии он выступает
как "ценностно нейтральный
Бюрократическую организацию он понимал как наиболее рациональное институционное устройство для решения сложных задач управления в современном обществе. Основа ее рациональности состоит в обезличении ее функционирования. Это дает определенные гарантии от произвола конкретных исполнителей. Он выделяет два существенно различных типа бюрократической организации: патримониальная бюрократия и рациональная бюрократия.
Патримониальная бюрократия.
Этот тип организации бюрократии
в большей степени носит
Подобный подход к организации
бюрократии (имперская модель бюрократии),
как правило, применялся (да и применяется)
в странах с
Специалистами отмечается, что одним из главных секретов такой уникальной стабильности было то, что чиновничество не имело возможности осознавать себя самостоятельной политической силой. Для этого предпринимались хорошо продуманные и проверенные на практике меры, позволяющие успешно держать их на положении лакеев. Тщательно соблюдался принцип автономизации бюрократии. Для предотвращения возможности формирования бюрократической корпорации применялись специальные механизмы разобщения интересов чиновников. В целом они отрицательно влияли на эффективность работы бюрократической системы, но государство отдавало приоритет недопустимости возможности возникновения в чиновничьей среде организованной коалиции. Действующая система "сдержек и противовесов" выражалась в следующем.
В этой связи небезынтересным является государственный подход к институту формирования советских государственных служащих. Сразу же по приходу к власти большевиков стал складываться номенклатурный принцип назначения на наиболее важные должности в государственном аппарате. Руководящие посты могли занимать только члены ВКП(б) с обязательным утверждением их кандидатур партийными комитетами соответствующих уровней.
Все стороны жизни номенклатурных работников жестко контролировались спецслужбами. И.В. Сталин считал, что каждого советского работника необходимо "изучать по косточкам". Только Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 22 августа 1990 г. подобные требования к номенклатурным должностям были отменены.
Рациональная бюрократия. Как один из типов организации управленческой деятельности она возникает в государствах с разработанными формальными правилами, предназначенными регулировать деятельность управленческого аппарата. Это качество является отличительной чертой ее рационального характера. Действия чиновников регламентируются специальным законодательством и базируются на следующих условиях.
Информация о работе Понятие и содержание механизма государства