Понятие и содержание механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Описание работы

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.

Файлы: 1 файл

Понятие и содержание механизма государства.docx

— 83.77 Кб (Скачать файл)

В случае вынесения решения  о пожизненном запрещении в священнослужении или об "извержении из сана", то вне зависимости от уровня суда, рассматривающего дело, окончательное  решение правящий архиерей принимает  только с обязательным последующим  утверждением патриарха.

В частности, основанием для  разбирательства дела в этой инстанции  может быть неумеренное винопитие  священнослужителей; отказ священнослужителя  подчиниться своему руководству (например, несогласие ехать к новому месту  службы); обращения прихожан и послушников  за судебной защитой от "распоясавшихся" церковных служителей; оформление церковных  разводов ранее обвенчанных мирян, чей брак распался; теоретические  споры, связанные, в частности, с  законностью действий различных  тоталитарных сект, которые зачастую под благовидными вывесками осуществляют противоправную и раскольническую  деятельность.

У светских властей в России пока не разработан механизм борьбы с  сектами. В законодательстве даже отсутствует  само определение секты. Следует  отметить, что для светских судов  решения, выносимые епархиальными  судами, не имеют юридической силы. В то же время их деятельность должна рассматриваться как один из действенных  способов установления в государстве  принципов законности и высоких  нравственных начал, как способ формирования институтов гражданского общества.

Суд второй инстанции (общецерковный  суд) наделяется полномочиями по отношению  к епархиальным судам, аналогичными полномочиям Верховного Суда Российской Федерации по отношению к судам общей юрисдикции других звеньев. Его юрисдикция распространяется в пределах всей Русской православной церкви. Состоит из четырех членов в архиерейском сане. Избирается Архиерейским собором сроком на четыре года и рассматривает апелляции на вступившие в силу решения епархиальных судов.

Суд третьей инстанции (суд  Архиерейского собора). Его юрисдикция также распространяется в пределах всей Русской православной церкви. Характер его полномочий с определенной долей условности может быть сравним  с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации по отношению  к нормотворческой и практической деятельности структур Русской православной церкви.

Ш. Монтескье, которому принадлежит  концепция разделения государственной  власти на три ветви, выделял следующие  три главные составляющие правосудия в демократическом обществе: народное начало, независимость от политики и профессионализм. Пройдет немало времени, наполненного бурными событиями, прежде чем эта концепция обретет  законодательное признание и  станет претворяться на практике.

Суд среди других органов  государственной власти занимает особое место. Только суд может своим  решением положить конец спору истца  и ответчика. Суд реализует права  граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы  о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган  власти не имеет право выполнять  эти задачи.

В системе государственных  властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной  и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более  жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве  стремлению к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. Действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными  решениями обеспечивают в обществе принцип "господства права".

Высказывается мнение, что  термины "Судебная власть" и "Правосудие" выражают одно и то же понятие. Однако глава 7 Конституции Российской Федерации  называется "Судебная власть". Это  подчеркивает ее самостоятельный, относительно обособленный характер в системе  ветвей государственной власти. Здесь  не делается акцент на системе органов, осуществляющих судебную власть. В  названной главе Конституции  не говорится о системе органов  судебной власти. В ч. 3 ст. 118 речь идет о судебной системе страны, которая  устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у  нее компетенции и реализующая  свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.

Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной  деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных  с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.

Действующая Конституция  России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается. В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В  соответствии с законодательством  о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим  из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции. Военные суды включаются в федеральную  судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях  военнослужащих. В настоящее время  в России действует следующая  система судов: Конституционный  суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные  суды, мировые и третейские суды.

Единство судебной системы  современной России определяется и  централизованным порядком ее финансирования. Например, численность судей судов  Российской Федерации (за исключением  Конституционного Суда Российской Федерации) и работников аппаратов судов (без  персонала по охране и обслуживанию зданий) утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на соответствующий  год. Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2006 год" (ст. 102) определено, что  финансовое обеспечение судов осуществляется исходя из следующей штатной численности, определяемой по состоянию на 31 декабря 2006 года:

"1) судей судов общей  юрисдикции (без мировых судей)  в количестве 22317 единиц, военных  судей в количестве 855 единиц и  работников их аппаратов (без  персонала по охране, транспортному  хозяйству и обслуживанию зданий) соответственно - 56985 единиц и 1580 единиц, из них военнослужащих - 240 единиц;

2) персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию  зданий судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном  Суде Российской Федерации и  его управлений (отделов) в субъектах  Российской Федерации, устанавливаемой  Судебным департаментом при Верховном  Суде Российской Федерации в  пределах ассигнований на оплату  труда;

3) работников Судебного  департамента при Верховном Суде  Российской Федерации и его  управлений (отделов) в субъектах  Российской Федерации (без персонала  по охране, транспортному хозяйству  и обслуживанию зданий) в количестве 6299 единиц, в том числе центрального  аппарата - 467 единиц, из них военнослужащих - 53 единицы;

4) судей Верховного Суда  Российской Федерации (включая  судей Военной коллегии) в количестве 125 единиц и работников его  аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию  зданий) - 843 единиц, из них военнослужащих - 52 единицы;

5) судей Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации в  количестве 90 единиц и работников  его аппарата (без персонала по  охране, транспортному хозяйству  и обслуживанию зданий) - 387 единиц;

6) судей системы арбитражных  судов Российской Федерации в  количестве 3993 единицы и работников  их аппарата (без персонала по  охране, транспортному хозяйству  и обслуживанию зданий) - 9722 единицы".

Размер средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации на 2006 г. для обеспечения  деятельности судов различного вида, составил:

  • Конституционный Суд Российской Федерации - 582627,9 тыс. руб.;
  • Верховный Суд Российской Федерации - 1533335,7 тыс. руб.;
  • Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации - 54380994,6 тыс. руб. (из них на зарплату: федеральных судей - 20594388,7 тыс. руб.; военных судей - 1360203 тыс. руб.; мировых судей - 4195749,1 тыс. руб.);
  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - 9569304,5 тыс. руб.

Судебная система США  включает в себя федеральные суды, суды штатов и местные суды. К  федеральным судам отнесены районные, окружные (апелляционные) суды и Верховный  суд США. Все судьи этой системы  назначаются на свои должности Президентом  США с согласия и одобрения  Сената. Численность Верховного суда США - 9 судей, назначаемых на должности  без ограничения срока полномочий. Его состав формируется по следующей  схеме: по три кандидатуры предлагают президент страны, а также обе  палаты Конгресса США. Он является судом  первой инстанции по наиболее важным, имеющим большой общественный резонанс делам. Осуществляет надзор за деятельностью  нижестоящих судов. Одновременно выполняет  функции конституционного суда. Только он обладает правом толкования положений  конституции США.

Судебная система Италии включает в себя: Высший Кассационный суд - состоит из 15 судей, которых  назначают (по три человека) президент  страны, обе палаты парламента, Высшие общая и административная магистратура.

При всем многообразии подходов к формированию судебной системы  в различных странах общим  для них является принцип пожизненного назначения судей на занимаемые должности. В своей совокупности суды образуют определенное единство, судебную систему.

Действующая судебная система  России прежде всего определяется особенностями  административно-территориального и  федеративного устройства страны. С  учетом этого признака суды общей  юрисдикции РФ состоят из четырехзвенной системы. Верховенствующую роль в них  занимает Верховный Суд РФ, а низовым  звеном является мировой суд. Структура  судов общей юрисдикции имеет  следующий вид:

а) мировые судьи;  
б) районные (городские) суды общей юрисдикции - действуют на территории всех 88 субъектов Российской Федерации. По состоянию на декабрь 2004 г. их общее количество составляло 2480 судов. Кроме того, в Вооруженных силах страны действует 146 военных судов, из них 6 - за пределами государственной границы России, т.е. там, где расположены наши войска: Грузия, Казахстан, Таджикистан и Приднестровье. При штатной численности 907 единиц в военных судах службу проходили 723 военных судьи (по состоянию на декабрь 2004 г.);  
в) Верховные суды в составе РФ, краевые, областные и им соответствующие суды; численность судей этого звена примерно 3000 человек;  
г) Верховный Суд Российской Федерации.

Кроме того, суды общей юрисдикции РФ следует рассматривать как  систему трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной.

Судебная система государства - это совокупность действующих в  государстве судов различных  видов, создание которых предусматривается  законодательством страны. Каждый из них наделяется конкретными полномочиями, позволяющими на основе единообразных  принципов осуществления правосудия разрешать конфликтные ситуации.

Звено судебной системы - это  совокупность судов с одинаковыми  структурой и характером полномочий.

Суд первой инстанции - это  суд, который принимает к своему производству ранее не рассматриваемые  в других судах дела и выносит  по ним: приговор - по уголовному делу; решение - по гражданскому делу; постановление - по делу об административном правонарушении.

Суды второй (апелляционной  и кассационной) инстанции - это суды, уполномоченные проверять обоснованность не вступивших в законную силу решений (приговоров) судов первой инстанции.

Надзорная инстанция - это  суды, уполномоченные пересматривать вступившие в законную силу решения (приговоры) на основании принесенного должностными лицами протеста или в  порядке судебного контроля. В  последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста надзорных жалоб. В 1998 г. их было 53 тыс., а в 2000 г. - уже 74 тыс.

Вышестоящие суды - это суды, рассматривающие дела в апелляционном  или кассационном порядке, а также  в порядке надзора - по отношению  к судам, ранее принявшим эти  решения.

Субъекты Российской Федерации  наделены правом формирования отдельных  звеньев судебной системы в соответствии с собственным законодательством (мировые суды или уставные, а  в республиках - конституционные  суды субъектов Российской Федерации). В процессе формирования судов субъектов  Российской Федерации принимают  участие две ветви власти - исполнительная и законодательная. Это выражается в определении правовой базы; механизме  функционирования; процедуре назначения на должности; выработке критериев  к кандидатам на должности судей  и т.д.

Информация о работе Понятие и содержание механизма государства