Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад
Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.
В случае вынесения решения о пожизненном запрещении в священнослужении или об "извержении из сана", то вне зависимости от уровня суда, рассматривающего дело, окончательное решение правящий архиерей принимает только с обязательным последующим утверждением патриарха.
В частности, основанием для разбирательства дела в этой инстанции может быть неумеренное винопитие священнослужителей; отказ священнослужителя подчиниться своему руководству (например, несогласие ехать к новому месту службы); обращения прихожан и послушников за судебной защитой от "распоясавшихся" церковных служителей; оформление церковных разводов ранее обвенчанных мирян, чей брак распался; теоретические споры, связанные, в частности, с законностью действий различных тоталитарных сект, которые зачастую под благовидными вывесками осуществляют противоправную и раскольническую деятельность.
У светских властей в России пока не разработан механизм борьбы с сектами. В законодательстве даже отсутствует само определение секты. Следует отметить, что для светских судов решения, выносимые епархиальными судами, не имеют юридической силы. В то же время их деятельность должна рассматриваться как один из действенных способов установления в государстве принципов законности и высоких нравственных начал, как способ формирования институтов гражданского общества.
Суд второй инстанции (общецерковный суд) наделяется полномочиями по отношению к епархиальным судам, аналогичными полномочиям Верховного Суда Российской Федерации по отношению к судам общей юрисдикции других звеньев. Его юрисдикция распространяется в пределах всей Русской православной церкви. Состоит из четырех членов в архиерейском сане. Избирается Архиерейским собором сроком на четыре года и рассматривает апелляции на вступившие в силу решения епархиальных судов.
Суд третьей инстанции (суд
Архиерейского собора). Его юрисдикция
также распространяется в пределах
всей Русской православной церкви.
Характер его полномочий с определенной
долей условности может быть сравним
с полномочиями Конституционного Суда
Российской Федерации по отношению
к нормотворческой и
Ш. Монтескье, которому принадлежит концепция разделения государственной власти на три ветви, выделял следующие три главные составляющие правосудия в демократическом обществе: народное начало, независимость от политики и профессионализм. Пройдет немало времени, наполненного бурными событиями, прежде чем эта концепция обретет законодательное признание и станет претворяться на практике.
Суд среди других органов
государственной власти занимает особое
место. Только суд может своим
решением положить конец спору истца
и ответчика. Суд реализует права
граждан на обжалование действий
правовых лиц, рассматривает материалы
о некоторых видах
В системе государственных
властей судебной власти отведена роль
уравновешивающего механизма, позволяющего
эффективно направлять действия законодательной
и исполнительной власти в правовые
рамки. Взаимоотношения между
Высказывается мнение, что термины "Судебная власть" и "Правосудие" выражают одно и то же понятие. Однако глава 7 Конституции Российской Федерации называется "Судебная власть". Это подчеркивает ее самостоятельный, относительно обособленный характер в системе ветвей государственной власти. Здесь не делается акцент на системе органов, осуществляющих судебную власть. В названной главе Конституции не говорится о системе органов судебной власти. В ч. 3 ст. 118 речь идет о судебной системе страны, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.
Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.
Действующая Конституция России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается. В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции. Военные суды включаются в федеральную судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих. В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды.
Единство судебной системы
современной России определяется и
централизованным порядком ее финансирования.
Например, численность судей судов
Российской Федерации (за исключением
Конституционного Суда Российской Федерации)
и работников аппаратов судов (без
персонала по охране и обслуживанию
зданий) утверждается федеральным законом
о федеральном бюджете на соответствующий
год. Федеральным законом от 26 декабря
2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2006 год" (ст. 102) определено, что
финансовое обеспечение судов
"1) судей судов общей
юрисдикции (без мировых судей)
в количестве 22317 единиц, военных
судей в количестве 855 единиц и
работников их аппаратов (без
персонала по охране, транспортному
хозяйству и обслуживанию
2) персонала по охране,
транспортному хозяйству и
3) работников Судебного
департамента при Верховном
4) судей Верховного Суда
Российской Федерации (включая
судей Военной коллегии) в количестве
125 единиц и работников его
аппарата (без персонала по охране,
транспортному хозяйству и
5) судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в количестве 90 единиц и работников его аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) - 387 единиц;
6) судей системы арбитражных судов Российской Федерации в количестве 3993 единицы и работников их аппарата (без персонала по охране, транспортному хозяйству и обслуживанию зданий) - 9722 единицы".
Размер средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации на 2006 г. для обеспечения деятельности судов различного вида, составил:
Судебная система США
включает в себя федеральные суды,
суды штатов и местные суды. К
федеральным судам отнесены районные,
окружные (апелляционные) суды и Верховный
суд США. Все судьи этой системы
назначаются на свои должности Президентом
США с согласия и одобрения
Сената. Численность Верховного суда
США - 9 судей, назначаемых на должности
без ограничения срока
Судебная система Италии включает в себя: Высший Кассационный суд - состоит из 15 судей, которых назначают (по три человека) президент страны, обе палаты парламента, Высшие общая и административная магистратура.
При всем многообразии подходов к формированию судебной системы в различных странах общим для них является принцип пожизненного назначения судей на занимаемые должности. В своей совокупности суды образуют определенное единство, судебную систему.
Действующая судебная система
России прежде всего определяется особенностями
административно-
а) мировые судьи;
б) районные (городские) суды общей юрисдикции
- действуют на территории всех 88 субъектов
Российской Федерации. По состоянию на
декабрь 2004 г. их общее количество составляло
2480 судов. Кроме того, в Вооруженных силах
страны действует 146 военных судов, из
них 6 - за пределами государственной границы
России, т.е. там, где расположены наши
войска: Грузия, Казахстан, Таджикистан
и Приднестровье. При штатной численности
907 единиц в военных судах службу проходили
723 военных судьи (по состоянию на декабрь
2004 г.);
в) Верховные суды в составе РФ, краевые,
областные и им соответствующие суды;
численность судей этого звена примерно
3000 человек;
г) Верховный Суд Российской Федерации.
Кроме того, суды общей юрисдикции РФ следует рассматривать как систему трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной.
Судебная система государства
- это совокупность действующих в
государстве судов различных
видов, создание которых предусматривается
законодательством страны. Каждый из
них наделяется конкретными полномочиями,
позволяющими на основе единообразных
принципов осуществления
Звено судебной системы - это совокупность судов с одинаковыми структурой и характером полномочий.
Суд первой инстанции - это суд, который принимает к своему производству ранее не рассматриваемые в других судах дела и выносит по ним: приговор - по уголовному делу; решение - по гражданскому делу; постановление - по делу об административном правонарушении.
Суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции - это суды, уполномоченные проверять обоснованность не вступивших в законную силу решений (приговоров) судов первой инстанции.
Надзорная инстанция - это
суды, уполномоченные пересматривать
вступившие в законную силу решения
(приговоры) на основании принесенного
должностными лицами протеста или в
порядке судебного контроля. В
последние годы наблюдается устойчивая
тенденция роста надзорных
Вышестоящие суды - это суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, а также в порядке надзора - по отношению к судам, ранее принявшим эти решения.
Субъекты Российской Федерации
наделены правом формирования отдельных
звеньев судебной системы в соответствии
с собственным
Информация о работе Понятие и содержание механизма государства