Понятие и содержание механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Описание работы

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.

Файлы: 1 файл

Понятие и содержание механизма государства.docx

— 83.77 Кб (Скачать файл)

Высшим исполнительным и  распорядительным органом государственной  власти, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство. В зависимости от формы государства, существующих традиций и иных факторов в различных странах  оно именуется по-разному (кабинет  министров, совет министров). Руководство его деятельностью осуществляет глава правительства, именуемый в различных государствах также по разному (премьер-министр, канцлер, председатель совета или кабинета министров, председатель правительства - в России). Членами правительства могут быть: заместители главы правительства, руководители центральных (федеральных) органов исполнительной власти, помощники министров.

В соответствии с действующим  законодательством в состав Правительства  России входят: Председатель правительства, его заместители и федеральные  министры (по занимаемой должности).

Состав правительства  может быть коалиционным (состоит  из представителей двух или более  политических партий) или однопартийным (состоит из представителей одной  политической партии).

Перечень названий центральных (федеральных) органов исполнительной власти в различных государствах не отличается единообразием. Общим, объединяющим их фактором является то, что они  создаются и наделяются соответствующими полномочиями, направленными на практическую реализацию задач и функций государства. Например, в Израиле (7,5 млн. населения) в мае 2006 г. было сформировано новое  правительство, в состав которого вошли 25 министров. В США (на 300 млн. населения) действует четырнадцать федеральных  министерств: госдепартамент (по имеющимся  полномочиям он выполняет роль министерства иностранных дел), финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского  хозяйства, торговли, труда, здравоохранения  и социальных служб, жилищного и  городского строительства и др. Примерно столько же министерств в Японии (около 120 млн. населения).

В современной России продолжается поиск оптимальной системы государственного управления, осуществляемый во всех ветвях власти, в том числе и в исполнительной ветви власти. Начиная с 2000 г. значительно  изменилась система исполнительной власти страны. Например, появился институт полномочных представителей президента по семи федеральным округам. Это  повлекло за собой необходимость  нормативного закрепления взаимоотношений  между новыми и прежними федеральными органами государственной власти и  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Принятие новой системы  и структуры федеральных органов  исполнительной власти Российской Федерации  повлекло за собой не только количественные, но и качественные изменения в  их прежнем правовом статусе. Их общее  количество возросло с 67 до 81. Вместо 24 федеральных министерств осталось 15.

Например, в состав ФСБ  России вошли бывшие до этого самостоятельными федеральная пограничная служба и ФАПСИ. В ходе административной реформы структурные изменения  произошли и в других федеральных  органах исполнительной власти. Для  ныне действующей структуры федеральных  органов исполнительной власти характерны следующие особенности:

  • вместо существовавших ранее министерств и ведомств (государственные комитеты, комитеты, службы, агентства, департаменты) организационно-правовыми формами стали только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства;
  • за исключением МИД России и МЧС России в системы других федеральных министерств входят федеральные службы и федеральные агентства от 1 (МВД России) до 6 (Минтранс России);
  • в зависимости от соподчиненности федеральные службы и федеральные агентства делятся на четыре вида: имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации (7); имеющие самостоятельный статус, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (8); входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации (8); входящие в состав федеральных министерств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации (42).

Президент Российской Федерации  уполномочен определять не только систему  и структуру федеральных органов  исполнительной власти, но и непосредственную подчиненность себе министерств  и ведомств, деятельность которых  играет ведущую роль в государственной  и общественной жизни.

Например, в 1997 г. из 67 федеральных  органов исполнительной власти непосредственно  Президенту Российской Федерации подчинялось 15. В 2003 г. деятельность 18 федеральных  органов исполнительной власти (из 59) в соответствии с Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами осуществлял  непосредственно Президент России. В частности, к ним были отнесены: МВД России, МЧС России, МИД России, Минобороны России, Минюст России, СВР  России, ФСБ России, ФСО России, ФПС  России, ФСНП России (до 1 июля 2003 г.), ФАПСИ  России и некоторые другие.

В связи с произошедшими  в марте 2004 г. очередными изменениями  в системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти Президент  Российской Федерации стал осуществлять непосредственное руководство 20-ю федеральными министерствами и ведомствами (из 76), из них: 5 министерств; 12 федеральных служб>; 3 федеральных агентства.

После официального вступления в должность на второй срок (май 2004 г.) Президента Российской Федерации  в структуру федеральных органов  исполнительной власти были внесены  очередные изменения. Теперь он осуществляет непосредственное руководство 19-ю министерствами и ведомствами из 81 существующих, из них: 5 - федеральные министерства; 12 - федеральные службы; 2 - федеральные  агентства. Часть из них, имеющих  собственные вооруженные формирования и наделенные властными полномочиями по применению силовых методов воздействия, получили неофициальное название "силовые  структуры".

Местные органы государственной  власти и органы местного самоуправления

Эти государственные органы, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных  единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных  единиц. Им подведомственны в установленных  законом пределах местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной  безопасности и другие.

Исторически сложились две  основные формы организации государственной  власти на местах. Наиболее демократичной  является такая организация местной  власти, при которой все местные  дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных  уровней. Единства мнений по этому вопросу  нет. Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г. придерживается такого подхода. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. Значительной самостоятельностью обладают органы местного самоуправления Англии и Австрии.

В России органы местного самоуправления также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных  вопросов жизни той или иной административно-территориальной  единицы (поселка, села, города, района, области). Статья 12 Конституции России признает и гарантирует организацию  и функционирование местного самоуправления не как один из уровней организации  публичной власти, а качественно  отличающуюся от других частей государственной  системы. Они не только автономны, но и непосредственно зависимы друг от друга. Эффективность этого союза самым непосредственным образом оказывает воздействие на формирование институтов гражданского общества.

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях  центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими  важными вопросами, тем не менее  поддержание правопорядка возлагается  на лицо, назначаемое центром.

Характерным примером этого  является организация местной власти во Франции, где в департаментах  центральная власть представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные  службы, он осуществляет контроль над  муниципальными службами, руководит  полицией. Генеральный совет, как  орган самоуправления, решает все  остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие  в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

Полномочия органов местного самоуправления в Италии также находятся  под контролем центральной власти. Назначаемые правительством страны-комиссионеры предназначены координировать деятельность областных правительств (джунт). В  провинциях и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции осуществляют префект и совет префектуры.

Государственное управление рассматривается как управление делами государства. В то же время  само государство можно рассматривать  как один из органов управления делами общества в целом. Оно выступает  как внешнее управление в отношении  объединенных в коллективы членов общества (национально-территориальных и  территориальных общностей, трудовых коллективов, широкого круга общественных объединений).

В определенных случаях государство  может делегировать органам местного самоуправления на определенных полномочиях  часть принадлежащих ему полномочий (например, взимание налогов и пошлин, а также штрафных санкций). Поэтому  на каждом этапе социального развития необходим взвешенный подход к соотношению  конкретного сочетания между  государственным управлением и  органами местного самоуправления. Они  являются разными формами единой публичной власти и социального  управления.

Судебные органы

Правосудие в демократическом  обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается  в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение  конституционных устоев, а также  провозглашенных прав и свобод.

С самого начала развития человеческого  общежития судебная функция была одним из направлений деятельности государства. Значительный вклад в  общепризнанные принципы современного правосудия внесла греко-римская цивилизация. Именно в ней были заложены идеи о том, что суд должен быть одним  из важнейших органов государства, осуществляющим правосудие в форме  разрешения уголовных, гражданских, арбитражных  и административных дел.

В эпоху средневековья  засилье инквизиции присутствовало во всех сферах общественной жизни. Не стало исключением и правосудие. Судебный, а если быть более точным, инквизиционный процесс был тайным, с использованием признательных  доказательств, получаемых при помощи физических пыток.

Необходимо отметить, что  в этот период времени помимо государственных, т.е. светских, действовали и церковные  суды. В России они появились сразу  после крещения Руси при великом  князе Владимире I. По его указу  светские суды занимались рассмотрением  уголовных дел, а церковные - преступлениями священнослужителей против веры. Они  не были самостоятельным институтом, а входили в систему духовных консисторий. Под их юрисдикцию подпадали  дела, касающиеся богохульства, блуда, суеверия и брака. Виновных в качестве наказания подвергали штрафу, который  шел в пользу церкви. Начиная с XVII в. церковные суды стали рассматривать  и дела, касающиеся тяжб о разделе  наследства, оставленного без завещания; споров между супругами о приданом и др. Прежде всего это свидетельствует  о высоком авторитете церкви в  царской России и о стремлении государства развивать у граждан  высокие нравственные поведенческие  начала.

В синодальный период церковным  судопроизводством занималась специальная  консистория, но окончательное решение  принималось правящим архиереем  и Священным синодом. В начале XX в. на поместных соборах 1905 и 1917 гг. был разработан Устав церковного судопроизводства, который по понятным причинам не успели принять. Только в 2000 г. на Архиерейском соборе были внесены  поправки в действующий церковный  устав, где появилась глава о  церковных судах. На очередном Архиерейском соборе в октябре 2004 г. было рассмотрено  и принято Положение о церковном  суде. Теперь его система состоит  из судов трех инстанций. Предметом  церковного судопроизводства являются исключительно канонические вопросы жизни Русской православной церкви.

Суд первой инстанции (епархиальный суд) распространяет юрисдикцию на территорию своей епархии. Он состоит не менее  чем из пяти судей, имеющих епископский  или священнический сан. Срок их полномочий - три года с возможностью последующего переизбрания или переназначения на новый срок. В рамках предоставленных  полномочий все решения этих судов (вызовы, запросы, распоряжения) подлежат обязательному исполнению. Разбирательство  всех дел ведется только в закрытом режиме. В его компетенцию входит: временное или пожизненное запрещение в священнослужении; "извержение из сана"; отлучение от церкви священнослужителей; отлучение от церковного общения  или отлучение от церкви мирян. Их решения носят рекомендательный характер, сравнимый с вердиктом  присяжных заседателей в судах  общей юрисдикции. В законную силу решения этого суда могут вступать только после утверждения их епархиальным архиереем, которое он должен вынести  в течение семи дней.

Информация о работе Понятие и содержание механизма государства