Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад
Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, непосредственно осуществляющим полномочия по управлению страной, является правительство. В зависимости от формы государства, существующих традиций и иных факторов в различных странах оно именуется по-разному (кабинет министров, совет министров). Руководство его деятельностью осуществляет глава правительства, именуемый в различных государствах также по разному (премьер-министр, канцлер, председатель совета или кабинета министров, председатель правительства - в России). Членами правительства могут быть: заместители главы правительства, руководители центральных (федеральных) органов исполнительной власти, помощники министров.
В соответствии с действующим законодательством в состав Правительства России входят: Председатель правительства, его заместители и федеральные министры (по занимаемой должности).
Состав правительства может быть коалиционным (состоит из представителей двух или более политических партий) или однопартийным (состоит из представителей одной политической партии).
Перечень названий центральных (федеральных) органов исполнительной власти в различных государствах не отличается единообразием. Общим, объединяющим их фактором является то, что они создаются и наделяются соответствующими полномочиями, направленными на практическую реализацию задач и функций государства. Например, в Израиле (7,5 млн. населения) в мае 2006 г. было сформировано новое правительство, в состав которого вошли 25 министров. В США (на 300 млн. населения) действует четырнадцать федеральных министерств: госдепартамент (по имеющимся полномочиям он выполняет роль министерства иностранных дел), финансов, обороны, юстиции, внутренних дел, сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб, жилищного и городского строительства и др. Примерно столько же министерств в Японии (около 120 млн. населения).
В современной России продолжается
поиск оптимальной системы
Принятие новой системы
и структуры федеральных
Например, в состав ФСБ
России вошли бывшие до этого самостоятельными
федеральная пограничная служба
и ФАПСИ. В ходе административной
реформы структурные изменения
произошли и в других федеральных
органах исполнительной власти. Для
ныне действующей структуры
Президент Российской Федерации
уполномочен определять не только систему
и структуру федеральных
Например, в 1997 г. из 67 федеральных
органов исполнительной власти непосредственно
Президенту Российской Федерации подчинялось
15. В 2003 г. деятельность 18 федеральных
органов исполнительной власти (из
59) в соответствии с Конституцией
России, федеральными конституционными
законами и федеральными законами осуществлял
непосредственно Президент
В связи с произошедшими
в марте 2004 г. очередными изменениями
в системе и структуре
После официального вступления
в должность на второй срок (май 2004
г.) Президента Российской Федерации
в структуру федеральных
Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления
Эти государственные органы,
как правило, имеют представительный
характер и действуют в пределах
соответствующих
Исторически сложились две
основные формы организации
В России органы местного самоуправления
также имеют широкие полномочия
в самостоятельном решении
В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром.
Характерным примером этого
является организация местной власти
во Франции, где в департаментах
центральная власть представлена префектом,
который назначается
Полномочия органов местного
самоуправления в Италии также находятся
под контролем центральной
Государственное управление
рассматривается как управление
делами государства. В то же время
само государство можно
В определенных случаях государство
может делегировать органам местного
самоуправления на определенных полномочиях
часть принадлежащих ему
Судебные органы
Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав. В современных государствах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, а также провозглашенных прав и свобод.
С самого начала развития человеческого общежития судебная функция была одним из направлений деятельности государства. Значительный вклад в общепризнанные принципы современного правосудия внесла греко-римская цивилизация. Именно в ней были заложены идеи о том, что суд должен быть одним из важнейших органов государства, осуществляющим правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
В эпоху средневековья
засилье инквизиции присутствовало
во всех сферах общественной жизни. Не
стало исключением и
Необходимо отметить, что
в этот период времени помимо государственных,
т.е. светских, действовали и церковные
суды. В России они появились сразу
после крещения Руси при великом
князе Владимире I. По его указу
светские суды занимались рассмотрением
уголовных дел, а церковные - преступлениями
священнослужителей против веры. Они
не были самостоятельным институтом,
а входили в систему духовных
консисторий. Под их юрисдикцию подпадали
дела, касающиеся богохульства, блуда,
суеверия и брака. Виновных в качестве
наказания подвергали штрафу, который
шел в пользу церкви. Начиная с
XVII в. церковные суды стали рассматривать
и дела, касающиеся тяжб о разделе
наследства, оставленного без завещания;
споров между супругами о приданом
и др. Прежде всего это свидетельствует
о высоком авторитете церкви в
царской России и о стремлении
государства развивать у
В синодальный период церковным
судопроизводством занималась специальная
консистория, но окончательное решение
принималось правящим архиереем
и Священным синодом. В начале
XX в. на поместных соборах 1905 и 1917 гг.
был разработан Устав церковного
судопроизводства, который по понятным
причинам не успели принять. Только в 2000
г. на Архиерейском соборе были внесены
поправки в действующий церковный
устав, где появилась глава о
церковных судах. На очередном Архиерейском
соборе в октябре 2004 г. было рассмотрено
и принято Положение о
Суд первой инстанции (епархиальный
суд) распространяет юрисдикцию на территорию
своей епархии. Он состоит не менее
чем из пяти судей, имеющих епископский
или священнический сан. Срок их полномочий
- три года с возможностью последующего
переизбрания или переназначения на
новый срок. В рамках предоставленных
полномочий все решения этих судов
(вызовы, запросы, распоряжения) подлежат
обязательному исполнению. Разбирательство
всех дел ведется только в закрытом
режиме. В его компетенцию входит:
временное или пожизненное
Информация о работе Понятие и содержание механизма государства