Понятие и содержание механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:27, доклад

Описание работы

Государство выполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собой материальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленные задачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются в установленном законом порядке.

Файлы: 1 файл

Понятие и содержание механизма государства.docx

— 83.77 Кб (Скачать файл)

Сторонники суда присяжных  заявляют, что многих подсудимых оправдывают, потому что были допущены грубые просчеты следователями и прокурорами. Конечно, не все следователи безгрешны, но судами присяжных оправдывались  лица, совершившие особо тяжкие преступления.

Допущенные присяжными ошибки, даже самые элементарные, видимые  невооруженным глазом, никем не могут  быть устранены. Вердикт коллегии присяжных  заседателей обязателен не только для  председательствующих на суде, но и  фактически для прокурора и для  потерпевшего. В соответствии с УПК  РФ оправдательный приговор не может  быть отменен по представлению прокурора (за исключением ряда случаев). Не может  обжаловать его и потерпевший, хотя и убежден, что именно подсудимый убил его сына или дочку.

Наработанная положительная  и отрицательная практика функционирования суда присяжных позволила специалистам говорить о необходимости принятия законодательного акта, позволяющего осуществлять предварительную проверку кандидатов в присяжные заседатели, в том числе на предмет судимости  их и ближайших родственников.

Знаток истории России, профессор Гарвардского университета Ричард Пайпс писал, что использование  предоставленных реформой 1864 г. возможностей не для укрепления судебной системы, а для преследования сиюминутных  политических интересов сыграло  на руку противникам реформы и  явилось для России большой трагедией.

Ни один правовой институт, введенный в ходе нынешней судебной реформы в России, не вызывал столько  дискуссий в юридическом сообществе, как суд присяжных. И неудивительно, поскольку он не просто посягнул на традицию советского уголовного судопроизводства, но бросил вызов профессиональному  юридическому сознанию. Как и более  ста лет назад, дискуссии вокруг суда присяжных носят "воинствующий" характер. Однако в отличие от судебной реформы прошлого века, "война" идет в основном в среде юристов; общество не включено в это обсуждение.

Многочисленные пункты критики  противников суда присяжных можно  свести к трем наиболее фундаментальным (обобщенным) позициям.

1. Судить должны профессионалы,  а не дилетанты. Сошлемся на  достаточно характерную для этой  позиции точку зрения. Самое большое  возражение и у практиков, и  у ученых вызывает право присяжных  заседателей решать вопрос о  виновности или невиновности  подсудимого. Сам процесс доказывания  в суде присяжных не согласуется  с их правом решать вопрос  о вине подсудимого. Согласно ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда. В уголовно-процессуальном законе предусмотрен порядок доказывания вины субъекта: ст. 20 УПК РСФСР в числе органов, обязанных осуществлять доказывание, называет суд. Об этом же говорится и в ч. 1 ст. 69, ст. 70, 71 УПК РСФСР. По смыслу всех этих норм доказывание должны осуществлять профессиональные юристы, судьи и должностные лица правоохранительных органов. Убеждать в необходимости и целесообразности этого нет нужды. Объективность такого решения зависит от детального знания процесса доказывания, понимания сути доказательств и умения работать с ними, а также многого другого. Присяжные же заседатели не имеют соответствующей подготовки.

2. Наш народ не готов  к тому, чтобы справедливо решать  вопрос о виновности или невиновности  человека, поскольку у нашего  общества нет правовых традиций; нет общих нравственных оснований,  например, религиозных; слишком сильна  социально-экономическая дифференциация  в обществе, зависть к богатым,  ненависть к преступникам из-за  общей криминальной обстановки, люди не устроены, озлоблены и  пр.

3. Суд присяжных - оживающий  институт англосаксонского прецедентного  права. Нам же он и вовсе  не нужен, поскольку Россия  принадлежит к континентальной  правовой семье. Введение суда  присяжных противоречит культурному  фундаменту и традиции российского  права.

В Англии и США суд присяжных, будучи укорененной формой производства, рассматривает в среднем 3 - 9% дел. Но это отнюдь не свидетельствует  об уменьшении его роли. В странах  с развитым состязательным процессом  суд присяжных является не единственной или преобладающей формой, а институтом, который определяет систему правосудия в целом, задавая ее качество и  гарантируя гражданам право на рассмотрение их дела присяжными при соответствующей  подсудности (например, так называемая сделка о признании в США, которой  разрешается более 90% всех уголовных  дел, стала возможной именно благодаря  наличию суда присяжных, жестокие стандарты  которого заставили формировать  альтернативные способы разрешения дел). Критика же, которой в этих странах подвергается суд присяжных, в частности в прессе, скорее свидетельствует  о развитости гражданского общества и о силе судебной власти, нежели подвергает сомнению укорененность  этого института.

В Европе ситуация в разных странах различна: в ряде стран  суд присяжных действовал, а затем  был сменен судом шеффенов, в Австрии  он действует до сих пор в классической форме, а в Испании введен в 1995 г. Российская история, как известно, тоже знает суд присяжных, и именно благодаря судебной реформе 1864 г. функции  суда были отделены от административных. Напомним, что введение той или  иной конструкции следует оценивать  не только исходя из ее собственных  свойств, но и более далеких целей, ради которых это делается. Сами же цели и средства их реализации, безусловно, обязаны подвергаться тщательному  обсуждению.

В общем виде правомерность  переноса "чуждых" правовых институтов вполне укладывается в представление  о правовом процессе: мы не могли  бы сегодня говорить о романо-германской правовой семье, если бы в Европе не произошло рецепции чуждого римского права.

Громкие дела, связанные с  совершением преступлений на национальной почве в 2005 - 2006 г., вновь привлекли  внимание к работе судов присяжных. Наибольшую угрозу дальнейшему существованию  суда присяжных представляет нежелание  граждан России участвовать в  судебных процессах в качестве присяжных  заседателей. 78% опрошенных граждан  выражают нежелание выполнять свою гражданскую обязанность чаще всего  по причине неготовности и нежелания  брать на себя ответственность по решению дальнейшей судьбы обвиняемых.

В марте 2006 г. в г. Санкт-Петербурге не смогли найти 18 кандидатов в присяжные  заседатели для рассмотрения дела об убийстве вьетнамского студента Ву Ань  Туана, которого забила в октябре 2004 г. группа подростков. В конце марта 2006 г. там же присяжные заседатели так и не признали ни одного из обвиняемых виновным в убийстве девятилетней таджикской девочки Хуршеды Султоновой.

В целом по данным социологических  опросов граждане России не особенно доверяют судебной системе. Только 28% опрошенных в марте 2006 г. считали, что простой  человек может рассчитывать на справедливое решение суда. 61% опрошенных придерживался  противоположного мнения.

В отличие от граждан России в США около 60% опрошенных граждан  считают свою судебную систему справедливой. Несколько выше у граждан России репутация суда присяжных. 30% опрошенных считают, что их решения менее  ангажированы и подвержены коррупции. У 21% опрошенных иная точка зрения.

В апреле 2006 г. Конституционный  Суд Российской Федерации с учетом специфики складывающейся на территории Чечни ситуации по запросу Президента Чечни Аллу Алханова принял следующее  решение: до введения с 1 января 2007 г. в  Чечне суда присяжных дела о тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими  на территории республики, должны рассматриваться  коллегией из трех профессиональных судей окружного военного суда.

Принципы организации  и деятельности механизма государства

Основными принципами организации  и деятельности механизма демократического государства являются:

  • представительство интересов населения страны, которое проявляется через суверенитет;
  • федерализм;
  • гласность;
  • профессионализм и компетентность;
  • законность;
  • демократизм;
  • принцип разделения властей.

Компетенция органов  власти

Компетенция - совокупность всех полномочий (прав и обязанностей), которыми законом наделен определенный государственный орган и его  структурное подразделение, конкретное должностное лицо, представитель власти. Той или иной компетенцией обладают все элементы политической системы.

Базовые источники компетенции - конституция и законы; детализируется компетенция в подзаконных актах (уставы, положения, регламенты). Исключительная компетенция - особые полномочия, представляемые для функционирования в особых условиях (чрезвычайного или военного положения).

В своей совокупности органы государства различных ветвей власти предназначены осуществлять эффективное  государственное управление во всех сферах общественной жизни и на всех управленческих уровнях. Например, Всемирный  банк раз в два года на основе 25 различных показателей определяет эффективность государственного управления в различных странах.

Российскую систему государственного управления оценивают по следующим  основным показателям: качество оказываемых  государством услуг; качественные характеристики функционирования государственных  институтов; компетенция и уровень  компетентности государственных служащих; уровень доверия со стороны населения  и бизнеса к политике, проводимой правительством; качество государственного регулирования экономики.

Проведенные в 2004 г. социологические  опросы показали, что только 14% граждан  из числа опрошенных были удовлетворены  качеством и доступностью предоставляемых  им государством услуг. В Канаде этот показатель составил 56%. Уровень издержек бизнеса в процентах к получаемой сумме выручки при преодолении  административных барьеров в России пока составляет более 8,5%, а в Германии - 3,5%. В целом по разработанным  Министерством экономического развития и торговли России критериям эффективность  государственного управления в 2004 г. в  сумме по отдельным позициям составила 48,1 единицы из 100 возможных. К 2010 г. этот показатель планируется довести  до 70 единиц.

Государственная служба

Государственная служба является одним из ключевых институтов всех современных обществ независимо от их политического строя и типа государственного устройства. На определенном этапе развития мирового практического  опыта и теоретических положений  стала считаться государственная  служба, носящая "аполитичный" характер - рациональная бюрократия. Она рассматривалась  как некий нейтральный профессиональный инструмент реализации политической воли сил, находящихся у власти, и предназначалась  для обслуживания публичных нужд населения. Однако время и накопившаяся практика свидетельствуют, что возможность реализации положений этой концепции носит в значительной степени утопический характер.

Деполитизация государственного аппарата в определенной степени  носит формальный характер. Для этого  суждения имеются следующие основания. В странах с развитой демократией (в недемократических тоже) в результате выборов (или революций) к власти всегда приходят представители победивших политических сил. В последующем  они заинтересованы проводить политику, соответствующую их партийным взглядам. Поэтому они должны формировать  на определенных условиях государственный  аппарат, способный или готовый  выполнять политическую волю победителей  на очередной избирательный срок.

По российскому законодательству государственная служба - это вид  трудовой деятельности, состоящий в  выполнении служебных обязанностей лицами, занимающими по назначению или выборам должность в государственном  аппарате и получающими за это  от государства ("казны") вознаграждение.

Государственные служащие зачастую наделяются не только особыми правами  и привилегиями, в частности классными  чинами (от этого и пошло выражение "чиновничество"), но и несут  особые обязанности, в том числе  и специальную, повышенную юридическую  ответственность (отсюда должностные  преступления, преступления государственных  служащих). Указом Президента России от 22 декабря 1993 г. введено Положение  о федеральной государственной  службе, а 5 июля 1995 г. принят Закон об основах государственной службы.

В соответствии с Федеральным  законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О  государственной гражданской службе Российской Федерации" указом Президента Российской Федерации впервые был  утвержден Реестр должностей федеральной  государственной гражданской службы, который установил унифицированные  наименования должностей, и проведена  их классификация по категориям и  группам, а также распределение  по федеральным органам государственной  власти. В Реестр должны включаться все должности федеральной государственной  гражданской службы, учреждаемые  федеральными законами и указами  Президента Российской Федерации.

В 2005 г. число сотрудников  органов государственной власти всех управленческих уровней увеличилось  на 10,9%, достигнув 1,462 млн. человек. В 1994 г. их численность при 148 млн. населения  составляла 1 млн. Доля чиновничьего аппарата по отношению к численности населения  страны выросла с 0,7% до 1%. Это очень  низкий показатель по отношению к  другим странам.

Такие показатели характерны для развивающихся стран. По данным Всемирного банка доля чиновников в  населении Бразилии составляет 1,5%. В Чили этот показатель составляет 1%, в Китае - 1,6%, в Польше - 0,7%.

Информация о работе Понятие и содержание механизма государства