Право и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является теоретико-методологическое обоснование механизма взаимодействия права и политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- показать традиционные методологические подходы к исследованию механизма взаимодействия права и политики;
- обосновать и сформулировать понятие механизма взаимодействия права и политики;
- раскрыть особенности причинно-следственного и структурно-функционального аспектов механизма взаимодействия права и политики;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к изучению
права и политики 8
1.1 Соотношение права и политики 8
1.2 Проблемы взаимодетерминации права и политики 19
2. Методологические подходы к исследованию механизма
взаимодействия права и политики 23
2.1 Причинно-следственная связь права и политики 23
2.2 Структурно-функциональная связь права и политики 33
Заключение 49
Глоссарий 53
Библиографический список 59
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 62

Файлы: 1 файл

Право и политика.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

3. Право и политика. (тгп)

 

 

Содержание

 

Введение           3

1. Теоретико-методологические  подходы к изучению 

     права и политики        8

1.1 Соотношение права и политики      8

1.2 Проблемы взаимодетерминации  права и политики   19

2. Методологические подходы к исследованию механизма

   взаимодействия права и политики      23

2.1 Причинно-следственная  связь права и политики    23

2.2 Структурно-функциональная  связь права и политики   33

Заключение           49

Глоссарий          53

Библиографический список       59

Приложение А         60

Приложение Б                                                                            61

Приложение В                                                                              62

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Одним из важнейших принципов правовой государственности является господство справедливых законов, то есть законов, отражающих и защищающих естественные права и свободы личности, объективные потребности общественных отношений в соответствующем правовом регулировании. Необходимым условием реализации этого принципа является оптимальное сочетание правового и политического. Практическое решение данной задачи невозможно без глубокого и всестороннего научного обоснования механизма взаимодействия права и политики. Актуальность исследования механизма взаимодействия права и политики признавалась и признается практически всеми ведущими специалистами в области общей теории права.

Так, ДА. Керимов рассматривает  взаимодействие права и политики в качестве одной из методологических проблем политико-правовых исследований1. Е.А. Лукашева считает, что рассмотрение права в его соотношении с политикой помогает выявить новые аспекты в изучении его функционирования, регулирующей роли, форм воздействия на социальные процессы. "К сожалению, - пишет далее она, - в исследованиях, посвященных анализу политической системы, праву не уделено должного внимания, не обозначены четко те аспекты его действия, которые вытекают именно из рассмотрения права как компонента политической системы. Между тем эта проблема заслуживает самого серьезного внимания, поскольку ее исследование помогает не только четче обозначить социальную роль права, но глубже показать механизм социального действия права".

Г.В. Мальцев полагает, что, несмотря на недостаточную разработанность понятий права и политики, изучение проблемы их соотношения может и должно проводиться на любой базе знаний.

Выступая против противопоставления права и политики И.Ю. Козлихин признает, что постановка проблемы соотношения  политического и правового чрезвычайно важна и сложна.

Исследование комплекса  проблем, связанных с социально-политическим механизмом действия права, его политической ролью и эффективностью, составляет актуальное направление и в современной  зарубежной науке.

Исследование механизма взаимодействия права и политики актуально не только в теоретическом, но и в практическом плане. Как справедливо пишет В.Н. Синюков, проблема соотношения права и политики имеет отнюдь не только академический интерес. Та или иная точка зрения на это соотношение, его приоритеты, получающие преобладание в кругах политической элиты, способны привести к весьма конкретным практическим решениям с определенными последствиями для общества.

Исследование механизма  взаимодействия права и политики приобретает особую актуальность в связи с необходимостью выявления и преодоления политической конъюнктуры в правотворческой и правоприменительной сферах. На важность этой проблемы неоднократно обращали внимание руководители нашего государства.

Несмотря на очевидную научную актуальность и практическую значимость исследования механизма взаимодействия права и политики, данная проблема разработана еще крайне слабо. "Многообразие и разносторонние связи между правом и политикой сами по себе достаточно очевидные и бесспорные, - пишет Г.В. Мальцев, - к сожалению, слабо изучены современной наукой, в том числе теорией права и политологией". В том же ключе о состоянии разработанности проблемы высказывается и политолог Э.А. Поздняков. Он пишет: "Все согласны в одном, а именно, что между обоими явлениями существует самая тесная и неразрывная связь, что они неотделимы одно от другого, но каков характер этого единства и связи - остается во многом проблемой дискуссионной".

Об обоснованности такого вывода свидетельствует, в частности, учебная литература по теории права и государства, в которую, как известно, включаются лишь те вопросы, которые получили достаточную для изучения студентами степень научной разработанности4. Что же касается соотношения права и политической конъюнктуры, то до настоящего времени отечественной наукой оно практически не исследовалось. Существует лишь одна статья, в которой предпринимается попытка обозначить наиболее актуальные аспекты данной проблемы.

Кроме того, остается практически  не затронутой научными исследованиями проблема роли органов внутренних дел в механизме взаимодействия права и политики. Между тем, органы внутренних дел осуществляют важную и весьма специфическую деятельность по его обеспечению и защите (охране), выступая с одной стороны проводником государственной политики, а с другой - гарантом правовых начал общественных отношений.

Степень разработанности  темы. Механизм взаимодействия права и политики является не только теоретико-правовой, но и социологической проблемой. Не случайно, поэтому, чаще других к ее исследованию обращались представители различных направлений социологической юриспруденции (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени, Р. Паунд, К. Ллевелин, Д. Френк, О. Холмс, Б. Кардозо, Ж. Карбонье и др.). Однако социологический аспект проблемы соотношения права и политики может успешно изучаться лишь при условии его теоретико-методологического обеспечения. Теоретическими источниками диссертационного исследования стали труды правоведов, философов, политологов, историков, а также представителей других областей научных знаний. В частности, в процессе подготовки дипломной работы были использованы работы С.С. Алексеева, Ю.А. Агешина, Н.В. Витрука, С.А. Егорова, В.Д. Д.А. Керимова, А.А. Кененова, В.П. Казимирчука, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Л.С. Мамута, Г.В. Мальцева, И.Ю. Козлихина, B.C. Нерсесянца, Э.А. Позднякова, Т.Н. Радько, В.П. Сальникова, Л.К. Суворова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, Ф.А. Хайека, А.И. Экимова и многих других авторов.

Высказанные выше соображения, обусловливающие актуальность темы, и предопределили обращение к ней автора дипломной работы.

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является теоретико-методологическое обоснование механизма взаимодействия права и политики.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- показать традиционные  методологические подходы к исследованию  механизма взаимодействия права  и политики;

- обосновать и сформулировать  понятие механизма взаимодействия  права и политики;

- раскрыть особенности  причинно-следственного и структурно-функционального аспектов механизма взаимодействия права и политики;

- дать характеристику  политической конъюнктуры как  элементу механизма взаимодействия  права и политики;

- проанализировать особенности  проявления политической конъюнктуры в механизме правового регулирования;

- обосновать и сформулировать  основные направления деятельности  по предотвращению господства  политической конъюнктуры в праве. 

Объект исследования. Объектом исследования являются политико-правовые отношения.

Предметом исследования выступает механизм взаимодействия права и политики современной России.

Методологические  основы дипломного исследования. Работа выполнена на основе диалектического материализма - всеобщего метода научного познания, позволившего вскрыть социальную природу и логику соотношения права и политики, объективную обусловленность существования в механизме их взаимодействия политической конъюнктуры. Для раскрытия указанных аспектов механизма взаимодействия права и политики широко применяется структурно-функциональный метод. Использование сравнительно-правового метода научного познания позволило проанализировать особенности проявления политической конъюнктуры в механизме правового регулирования, в том числе в законотворчестве и правоприменении. В процессе разработки всех аспектов темы применялись также логический и историко-правовой методы исследования государственно-правовых явлений.

Практическая  значимость. Глубокому и всестороннему анализу были подвергнуты законодательные и правоприменительные акты Российской Федерации в целях выявления особенностей проявления в них политической конъюнктуры. Дипломная работа представляет собой исследование, в котором на основе теоретико-методологического обоснования взаимодействия права и политики раскрываются сущность и особенность проявления политической конъюнктуры в основных сферах механизма правового регулирования, обосновываются условия и основные направления деятельности по предотвращению ее господства в праве.

 

1. Теоретико-методологические  подходы к изучению права и политики

 

1.1 Соотношение  права и политики

 

Со времен Древнего мира до Нового времени господствующими  были взгляды, в соответствии с которыми политика рассматривалась в качестве всеобщей, универсальной формы человеческой деятельности, включающей в себя все формы взаимоотношений человека и социальной среды, обеспечивающей тем самым целостность общественных отношений. Лишь разделение политики с гражданским обществом, обоснование естественного, т.е. независимого от государства права, связано с научными исследованиями Макиавелли, Локка, Гоббса, Гроция и других мыслителей того времени, положило начало дифференцированному, более точному пониманию взаимосвязи политики с другими социальными явлениями, в том числе и правом. При этом представители одних научных школ рассматривали политику в качестве ведущей области человеческой деятельности (Моска), а других - считали ее явлением вторичным, зависимым от экономики (К.Маркс), морали (Аристотель) или права (Гоббс).

Особое внимание после  научного обоснования отделения политики от других форм жизнедеятельности общества уделяется исследованию соотношения права и политики, что в значительной степени объясняется их теснейшей практической связью. "Едва ли, - справедливо заметил в свое время английский юрист А.Дайси, - возникает какой-либо политический вопрос, который рано или поздно не превращался в юридический вопрос"1. Примечательно, что целые философские школы конца XVIII и первой половины XIX века, предметом своего исследования имели политико-правовую проблематику, основанную на идеях классиков естественного права и буржуазного конституционализма (Локк, Монтескье), основоположников американской доктрины публичного права (Адаме, Гамильтон, Джеферсон, Мэдисон), авторов трактатов и комментариев по конституционному праву (Унилсон, Маршалл, Кент, Стори). 1

История формирования и  развития концепции соотношения  права и политики свидетельствует  о том, что сложились и существуют два основных противоположных подхода  к его раскрытию. При этом методологической основой этих двух противоположных позиций является различное понимание права.

Несмотря на многоаспектность подходов к раскрытию природы  и сущности права, для выявления  гносеологии противоречивых взглядов на соотношение права и политики, имеет существенное значение выделение двух основных типов правопонимания. Первый тип правопонимания предлагается условно обозначать в качестве юридической концепции (от jus -право). "В рамках юридической гносеологии, - пишет B.C. Нерсесянц, -различение права и закона (позитивного права) предполагает (включает в себя) все возможные формы их соотношения - от разрыва и противостояния между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случае правового закона). Та же логика действует применительно к отношениям между правом и государством, которое с позиций юридической гносеологии трактуется во всем диапазоне его правовых и антиправовых проявлений (от правонарушающего до правового государства)"1. В соответствии со вторым типом правопонимания, правом признается только закон. Этот тип правопонимания предлагается именовать легист-ским. "В основе легистской (юридико-позитивистской) гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти".

Эти два типа правопонимания и обусловили формирование двух противоположных  взглядов на соотношение права и  политики. В соответствии с юридической  гносеологией приоритет в этом соотношении  отдавался праву, а позитивная роль политической власти государства связывалась с защитой права, путем возведения его в ранг общеобязательных правил поведения, подкрепляемых принудительной силой государства. 2

Концепция приоритета права  над политикой в ее различных  аспектах нашла широкое отражение  в рамках естественно-правовой теории и теории правовой государственности. Политико-правовой проблемой именно этих теорий всегда выступало выявление соотношения и приоритета категорий право-государство-закон, а также границ роли и деятельности государст-венной организации в обществе . Особенно важными для осмысления методологического обоснования приоритета права над политикой представляются идеи представителей школы естественного права Гроция, Гоббса, Локка, Спинозы, Пуффендорфа, Тамазия, Лейбница, Руссо и др. В зависимости от политической тенденции этой школы, изменявшейся с течением времени, право рассматривалось в следующих аспектах: как то, что было бы, если бы не существовало государства и установленных им законов; как политический и юридический идеал, к которому должна стремиться государственная власть; как право, которое должно бы действовать вместо сложившегося в государстве порядка; как действующее право, которое должно применяться там, где молчат законы, а иногда и там, где законы противоречат разуму.

Информация о работе Право и политика