Право и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является теоретико-методологическое обоснование механизма взаимодействия права и политики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- показать традиционные методологические подходы к исследованию механизма взаимодействия права и политики;
- обосновать и сформулировать понятие механизма взаимодействия права и политики;
- раскрыть особенности причинно-следственного и структурно-функционального аспектов механизма взаимодействия права и политики;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические подходы к изучению
права и политики 8
1.1 Соотношение права и политики 8
1.2 Проблемы взаимодетерминации права и политики 19
2. Методологические подходы к исследованию механизма
взаимодействия права и политики 23
2.1 Причинно-следственная связь права и политики 23
2.2 Структурно-функциональная связь права и политики 33
Заключение 49
Глоссарий 53
Библиографический список 59
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 62

Файлы: 1 файл

Право и политика.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

 Генетически право  и политика имеют единое социальное  назначение, логику существования  и функционирования. Это единство  состоит в обеспечении объективных  потребностей общественного развития  и всеобщего блага. В этом  своем качестве право и политика в принципе призваны выполнять взаимообеспечительную функцию, отражающую их социальное назначение в жизнедеятельности общества.

 Механизм взаимодействия  права и политики представляет  собой объективно обусловленную  структурно-функциональную связь  системы политико-правовых средств, обеспечивающих прогрессивное развитие общества.

 

Глоссарий

 

Новое понятие 

Содержание 

1

Государство

основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории.

2

Политическая система  общества

совокупность норм, устанавливающих  конституционно-правовой статус государства  как особого политического образования, политических партий, общественных и  религиозных организаций.

Политическая система общества - в материальном смысле - совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется политическая власть.

3

Социальное государство

конституционно-правовая характеристика государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.

4

Политическая власть

власть, осуществляемая через формальные и неформальные политические структуры и правительственные организации. Политическая власть отличается всеобщностью, моноцентричностью, общеобязательностью для других видов власти.

5

Однопалатная система

структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, исключающая их деление на палаты.

6

Двухпалатная система

структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), при которой парламент состоит  из двух палат, обладающих разной компетенцией. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя  палата формируется путем прямых или непрямых выборов, либо формируется по наследственному признаку.

7

Палата представителей

нижняя палата парламентов  Австралии, Бельгии, Колумбии, США, Филиппин, Ямайки, Японии или однопалатный парламент  на Мальте, в Новой Зеландии и Парагвае.

8

Государственная политика

основные принципы, нормы  и деятельность по осуществлению  государственной власти. Различают  внутреннюю и внешнюю политики.

9

Государственная региональная политика

политика государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития страны

10

Государственная экономическая  политика

генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области  производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

11

Макроэкономическая политика

действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции.

12

Налоговая политика

система мер, проводимых государством в области налогов  и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых  налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

13

Национальная политика

политика многонациональных  государств по отношению к проживающим  в них нациям, народностям, племенам.

14

Тоталитарное государство

система насильственного  политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером.

15

Социальное государство

конституционно-правовая характеристика государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства.

16

Светское государство

конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.

17

Фискальная политика

- регулирование правительством  деловой активности с помощью  мероприятий в области управления  бюджетом, налогами и другими  финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

18

Социальная политика -

система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни  населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:

- социальную политику  в области образования, здравоохранения,  занятости и социально-трудовых  отношений; а также 

- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную  социальную политику.

19

Региональная политика

составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических  мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

20

Политика повышения  занятости и профессионального  обучения

государственная политика, направленная на повышение эффективности  рынка труда и сокращение безработицы  и предусматривающая:

- организацию профессионального  обучения;

- предоставление информации о рабочих местах;

- противодействие дискриминации.


 

Библиографический список

I.Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. – С.- Пб.: Корона принт, 2000.
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением ВС РСФСР от 22.11.91 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР –1991.- №52. –ст.1865.
  3. Федеральный Конституционный закон  РФ 5 февраля 2007 года N 2-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О конституционном суде РФ»
  4. Федеральный Конституционный закон РФ 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О конституционном суде РФ» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 N 1-ФКЗ, от 15.12.2001 N 4-ФКЗ, от 07.06.2004 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 2-ФКЗ, от 05.02.2007 N 2-ФКЗ)
  5. Федеральный Конституционный закон  РФ 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах РФ» (в ред. Федерального конституционного закона от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)
  6. Федеральный Конституционный закон 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (в ред. Федеральных конституционных законов
  7. от 04.07.2003 N 4-ФКЗ, от 25.03.2004 N 2-ФКЗ, с изм., внесенными  Федеральный Конституционный закон РФ 25 марта 2004 года N 1-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2005 N 5-ФКЗ, от 12.04.2006 N 1-ФКЗ)
  8. Федеральный Конституционный закон  РФ 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 04.07.2003 N 3-ФКЗ, от 05.04.2005 N 3-ФКЗ)
  9. Федеральный Конституционный закон  30 мая 2001 года N 3-ФК «О чрезвычайном положении»  (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2003 N 2-ФКЗ, от 07.03.2005 N 1-ФКЗ)
  10. Федеральный закон  2 декабря 1990 года N 395-1 
    «О банках и банковской деятельности»  (в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 N 17-ФЗ, от 31.07.1998 N 151-ФЗ, от 05.07.1999 N 126-ФЗ,от 08.07.1999 N 136-ФЗ, от 19.06.2001 N 82-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 181-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, от 21.07.2005 N 106-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 03.05.2006 N 60-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 29.12.2006 N 246-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением  онституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П, Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ)

II Учебная и монографическая литература

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006.  - 752 с.
  2. Дзодзиев В. "Проблемы становления демократического государства в России", Москва, 2006.
  3. Егоров С.А. Политическая система, политическое развитие, права. Критика немарксистских политологических концепций. - М., 2005. С. 169.
  4. История политических и правовых учений /Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 2005.
  5. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. - М., 2006. С. 213.
  6. Кененов А. А. Политика, право, демократия (методологические проблемы соотношения). В кн.: Политология/Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2003. С. 131.
  7. Козлихин И.Ю. Право и политика. - С-Пб., 2006. С. 158.
  8. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Закон и правопорядок, 2007. -  208 с.
  9. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2004. - 520 с.
  10. Мальцев Г.В. Право и политика в контексте теории власти. В кн.; Право и политика современной России. - М., 2006. С. 5.
  11. Нерсесянц В.С. Право и закон в Российской Конституции: традиции правопонимания и современность. В кн.: Право и политика современной России. - М, 2006.
  12. Общая теория права /Под ред. В.К. Бабаева. - Н.-Новгород, 2003.
  13. Общая теория права /Под ред. В.В. Лазарева, М., 2004.
  14. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина,- 2-е изд., исправленное и дополненное изд-во МГТУ им Н.Э. Баумана, 2000. 384 с.
  15. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. - М., 2004
  16. Поздняков Э.А. Философия государства и права. - М., 2005. С. 214.
  17. Синюков В.Н. Российская правовая система. - Саратов, 2004. С. 259.
  18. III Статьи из пер<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" st

Информация о работе Право и политика