Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 23:28, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Текущий этап развития государства ставит перед наукой конституционного права значительное множество вопросов, связанных с необходимостью законодательного закрепления статуса главы правительства. Ставя целью построить в России правовое, демократическое государство, должно учитывать опыт стран, которые в течение длительного времени функционируют на принципах разделения властей, народовластия, идеологического и политическогомногообразия. Речь идет о странах западной демократии. В процессе государственного строительства важно учитывать их опыт государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА…………...…………...…….....5
1.1 Глава правительства при парламентской, смешанной и президентской форме правления………………………………………………………….11
2.1 Президент и монарх как глава правительства…………………………..24
2. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ..……………….………………………………..35
2.1 Премьер-министр Великобритании……………………………………..35
2.2 Федеральный канцлер Германии………………………………………...41
2.3 Премьер-министр Франции………………………………………………44
3. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИИ………………………………………………….………………………….46
3.1 Премьер-министр Японии……………………………………………..…46
3.2 Премьер Госсовета КНР………………………………………………….48
3.3 Премьер-министр Индии…………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………...
В Великобритании премьер-министр, члены кабинета и младшие министры числятся членами парламента (в большинстве своем членами палаты общин). Правительство осуществляет деятельность с согласия парламента - в особенности палаты общин, - владеющего правом вынесения вотума недоверия правительству, после сего следует его уход в отставку. Это и произошло в 1979 г., когда палата общин объявила о недоверии лейбористскому правительству, что возглавлял Джеймс Каллаген.4
В Германии на должность канцлера назначается представитель партии, получившей наибольшее число мест в бундестаге (или партии, сумевшей сделать коалицию, обладающую в палате наиболее большим количеством мест). Канцлер располагает обширными возможностями, включая контроль над экономической политикой государства, защитой и внешней политикой, он ведь назначает министров, создающих собой федеральное правительство.
При парламентской форме властвования связь правительства с парламентским большинством часто наделяет премьер-министра значимой властью. Но случаются и ситуации иного рода. Правительства, опирающиеся в незначительное большинство или не имеющие большинства в палате, имеют все шансы привлекать в свой состав (и находиться в зависимости от них) членов иных партий. В схожих критериях премьер-министру нередко приходится уступать требованиям тех, на помощь которых правительство вынуждено основываться под угрозой противодействия со стороны парламента.
При парламентской форме властвования исполнительная ветвь власти сформирована из состава законодателей и коллективно подотчетна в своих действиях законодательной власти. Должности главы страны и главы исполнительной власти поделены, и заключительную занимает лицо, являющийся лидером самой большой общественно-политической партии либо коалиции партий, пользующийся поддержкой законодателей, коему голова страны дает образовать руководство. Пребывание его у власти находится в зависимости от возможности сохранить поддержку законодателей, что глава исполнительной власти традиционно имеет возможность советовать главе страны расформировать законодательное собрание, после объявляются всеобщие выборы. Такая форма властвования есть, в частности, в Англии и Германии.
В Англии премьер-министр, члены кабинета и младшие министры считаются членами парламента (в большинстве своем членами палаты общин). Правительство осуществляет деятельность с согласия парламента - в особенности палаты общин, - владеющего правом вынесения вотума недоверия правительству, после чего надлежит его уход в отставку. Собственно такое произошло в 1979 г., когда палата общин заявила о недоверии лейбористскому правительству, каковое возглавлял Джеймс Каллаген.5
В Германии на должность канцлера назначается представитель партии, получившей наибольшее количество мест в бундестаге (либо партии, сумевшей создать коалицию, владеющую в палате большим количеством мест). Канцлер располагает широкими полномочиями, включая наблюдение надо финансовой политикой державы, обороной и внешней политикой, он же назначает министров, формирующих собой федеральное правительство.
При парламентской форме управления связь правительства с парламентским большинством нередко наделяет премьер-министра значительной властью. Впрочем, случаются и ситуации иного рода. Правительства, опирающиеся в незначительное большинство либо совсем не обладающие большинством в палате, могут привлекать в свой состав (и находиться в зависимости с их) членов остальных партий. В похожих условиях премьер-министру зачастую нельзя не уступать условиям тех, в помощь которых правительство вынуждено опираться перед опасностью противодействия с стороны парламента.
Рассмотрим вопрос о полномочиях главы страны на определенных примерах.
В качестве примера полномочий при парламентарной форме управления изложим положения Конституции Чешской Республики 1992 года, касающиеся к полномочиям Президента Республики, который сообразно ч. 1 ст. 54 представляет собой главу государства.
Сообразно ст. 62–64 Конституции Президент Республики назначает и отзывает Председателя и иных членов Правительства и принимает их отставку, отзывает Правительство и принимает его отставку, поручает отозванному либо подавшему в отставку Правительству временно выполнять обязанности до назначения нового Правительства. Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства, требовать от Правительства и его членов отчетов и обсуждать с Правительством либо его членами вопросы их зоны ответственности.
Сообразно с отношениями с Парламентом Президент устанавливает выборы в Палату депутатов и Сенат, созывает сессии Палаты депутатов, распускает ее, подписывает законы, располагая преимуществом возвращать их Парламенту (не считая конституционных законов). Он обладает правом принять участие в заседаниях обеих палат Парламента, их комитетов и комиссий и получать слово соответственно своему притязанию. Он назначает президента и вице-президента Верховного контрольного управления (счетной палаты), членов банковского совета Чешского национального банка. В сфере судебной власти Президент назначает судей Конституционного суда, его Председателя и заместителя Председателя, назначает прочих судей, назначает из числа судей Председателя и заместителя Председателя Верховного суда, осуществляет право помилования, включая смягчение назначенного наказания, прекращение производства по уголовному делу, снятие судимости, имеет право осуществлять амнистию.
В сфере внешней политики Президент заключает и ратифицирует международные договоры (заключение договора может передать Правительству или с его согласия отдельному его члену), представляет государство, назначает и отзывает руководителей дипломатических миссий, принимает руководителей дипломатических миссий.
В сфере обороны Президент присваивает и повышает генеральские звания, а так же является верховным главнокомандующим вооруженными силами.
Президент если не уполномочит на это иной орган, присваивает государственные отличия или награждает ими.
Полномочия Президента могут быть расширены законом.
Решения Президента по вопросам назначения судей, внешней политики и обороны, награждений, осуществления амнистии, а также принятые в осуществление полномочий, переданных Президенту законом, нуждаются в контрасигнатуре Председателя или уполномоченного им члена Правительства. За эти решения ответственность несет Правительство, и Президент, следовательно, самостоятельно эти решения принимать не может. Остальные же свои полномочия носят дискреционный характер, то есть он осуществляет по собственному усмотрению.
Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что для парламентарной республики, каковой является Чехия, дискреционные полномочия Президента довольно значительны. Здесь сказывается традиция, характерная для чешской (ранее – чехословацкой) государственности, обусловленная, как можно предположить, вначале особой популярностью – харизмой первых чехословацких президентов – Эдуарда Бенеша и Томаша Масарика на фоне значительной политической раздробленности общества, а затем продолженная и использованная коммунистическим режимом в интересах концентрации власти. Вацлав Гавел нынешний Президент Чешской Республики также обладает харизмой.
Приведем еще пример, на этот раз парламентарной монархии, используя действующую Конституцию Королевства Дании 1953 года.
Законодательная власть осуществляется совместно Королем и Фолькетингом (однопалатным парламентом), а исполнительная власть – Королем, согласно ст. 3 Конституции Королевства Дании. В Дании ныне царствует Королева Маргрет II, и все, что в Конституции говорится о Короле, относится к ней. Король обладает верховной властью по всем вопросам Королевства, в пределах установленных Конституцией, и осуществляет ее через министров (ст. 12). Будучи неприкосновенным, за свои действия он не несет ответственности, которая возлагается на министров (ст. 13). Король устанавливает общее число министров и распределение функций между ними, назначает и увольняет в отставку Премьер-министра и других министров. Законодательные и административные акты, подписанные Королем, имеют силу при условии контрасигнатуры министра (ст. 14). За ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Король (как и Фолькетинг) может предать министров суду, передав дело в Высший суд Королевства (ст. 16). Король ведет заседания Государственного совета, включающего также министров и совершеннолетнего наследника престола, в этом органе обсуждаются важные правительственные акты и законопроекты. Однако Король может поручить это Совету министров, возглавляемому Премьер-министром (ст. 17, 18).
Согласно ч. 1 ст. 19 Король представляет Королевство в международных делах, но не может без согласия Фолькетинга подписывать акты, возлагающие на Королевство особо важные обязательства или такие, исполнение которых требует согласования с Фолькетингом, а так же акты изменяющие территорию Королевства. Опять же требуется его согласие, для денонсации международного договора, заключенного с согласия Фолькетинга. Король не может использовать вооруженные силы против иностранного государства без согласия Фолькетинга, кроме случаев обороны от вооруженного нападения, но и в случае нападения Фолькетинг подлежит немедленному созыву и должен рассмотреть акты Короля (ч. 2 ст. 19).
Король имеет право инициативы законов и других актов Фолькетинга. Принятые Фолькетингом законопроекты подлежат в течение 30 дней одобрению Короля, который промульгирует их и следит за их исполнением. Король вправе издавать временные законы, в условиях чрезвычайного положения, когда Фолькетинг собраться не может, которые не противоречат Конституции и как только он соберется незамедлительно передаются на рассмотрение Фолькетинга(ст. 21–23). Статья 24 наделяет Короля правом амнистии и помилования, однако только с согласия Фолькетинга возможно помилование осужденных Высоким судом Королевства министров. Кроме того, Король может через правительственные органы или непосредственно даровать привилегии или изъятия из сферы применения законов, которые соответствуют установлениям, действовавшим до 5 июня 1849 года, либо законам, принятым позднее (ст. 25). Решение о выпуске в обращение денег в установленном законом порядке, так же относится к компетенции Короля (ст. 26). В соответствии со ст. 27 Король назначает определенные категории государственных служащих.
Дания подобно Нидерландам, Великобритании, Норвегии и др. принадлежит к числу так называемых старых монархий, где конституционный статус монарха давно уже не обновлялся. И хотя свои прерогативы монархи в этих странах осуществляют по указаниям правительств или их глав, возможны ситуации кризисные, в которых монархи могут использовать свои прерогативы и в дискреционном порядке. Например, за последние 70 лет в истории Великобритании было четыре случая, когда монарх самостоятельно решал вопрос о назначении Премьер-министра, поскольку победившая партия не могла определить своего лидера или ни одна из партий не получала абсолютного большинства мест в Палате общин.
Напротив, новые монархические конституции в демократических государствах (например, в Японии, Швеции) сколько-нибудь серьезных прерогатив часто за монархами не признают, оставляя им, по существу, роль символов национального единства, и от собственного авторитета монарха зависит, как эта роль будет реализована.
Для полномочий главы государства при президентской форме правления характерно то, что глава государства осуществляет наряду со своими функциями также непосредственное руководство функционированием центральной исполнительной власти. Так, согласно разд. 1 ст. VII Конституции Республики Филиппины 1987 года Президенту Филиппин вверена исполнительная власть.
Конституция в разд. 16 указанной статьи устанавливает, что Президент предлагает и с согласия комиссии по назначениям, назначает послов, глав исполнительных департаментов, других публичных министров и консулов, капитана первого ранга или офицеров вооруженных сил от полковника и выше, иных должностных лиц, назначение которых возложено на него Конституцией. Он также назначает всех других должностных лиц Правительства, иной порядок назначения которых не предусмотрен законом или назначать которых, он уполномочен законом. Конгресс может законом уполномочить Президента единолично назначать нижестоящих должностных лиц. Он может производить назначения во время любых перерывов в работе Конгресса, но эти назначения действительны только до тех пор, пока заседания Конгресса не будут снова отсрочены или пока комиссия по назначениям не выразит свое неодобрение.
Согласно разд. 17 Президент осуществляет контроль в отношении всех исполнительных департаментов, бюро и учреждений, обеспечивая добросовестное исполнение законов.
В соответствии с разд. 18 Президент является верховным главнокомандующим всеми вооруженными силами и, когда это необходимо, может призвать вооруженные силы пресечь или подавить вторжение мятеж, или незаконные насилие. В случае вторжения или мятежа, если этого требует публичная безопасность, он может не более чем на 60 дней, ввести на Филиппинах или в любой их части военное положение (martial law) или приостановить действие привилегии судебного приказа хабеас корпус с представлением в течение последующих 48 часов личного или письменного доклада Конгрессу. На очередном или специальном заседании Конгресс большинством голосов всех своих членов и совместным голосованием палат может отозвать решение Президента, причем Президентом отзыв не может быть отклонен. Таким же образом по инициативе Президента определив срок, Конгресс может продлить действие его мер, если вторжение или мятеж продолжаются и публичная безопасность требует этого. Верховный суд может проверить достаточность фактической основы для упомянутых мер Президента или для их продления по ходатайству любого гражданина, заявленному в соответствующем порядке, и в течение 30 дней должен промульгировать свое решение.
Состояние военного положения не приостанавливает действия Конституции, функций гражданских судов или законодательных собраний, не управомочивает на введение юрисдикции военных судов и агентств в отношении гражданских лиц там, где способны действовать гражданские суды, и не приостанавливает автоматически привилегию судебного приказа. Приостановление этой привилегии применяется только к лицам, привлеченным к судебной ответственности по обвинению в содействии вторжению или в мятеже или связанное с ним. Любое лицо, арестованное или задержанное в данной связи, если ему в течение трех дней не предъявлено обвинения перед судом подлежит освобождению.
Информация о работе Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах