Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 23:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Текущий этап развития государства ставит перед наукой конституционного права значительное множество вопросов, связанных с необходимостью законодательного закрепления статуса главы правительства. Ставя целью построить в России правовое, демократическое государство, должно учитывать опыт стран, которые в течение длительного времени функционируют на принципах разделения властей, народовластия, идеологического и политическогомногообразия. Речь идет о странах западной демократии. В процессе государственного строительства важно учитывать их опыт государственного управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА…………...…………...…….....5
1.1 Глава правительства при парламентской, смешанной и президентской форме правления………………………………………………………….11
2.1 Президент и монарх как глава правительства…………………………..24
2. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ..……………….………………………………..35
2.1 Премьер-министр Великобритании……………………………………..35
2.2 Федеральный канцлер Германии………………………………………...41
2.3 Премьер-министр Франции………………………………………………44
3. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИИ………………………………………………….………………………….46
3.1 Премьер-министр Японии……………………………………………..…46
3.2 Премьер Госсовета КНР………………………………………………….48
3.3 Премьер-министр Индии…………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………...

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 109.74 Кб (Скачать файл)

В порядке старшинства определённым королевской властью Премьер-министр, если исключить членов королевской семьи, располагаться ниже лишь Архиепископа Йоркского, Архиепископа Кентерберийского и Лорд-канцлера.

В региональных правительствах Шотландии, Уэльса, и Северной Ирландии, должность соответствующая премьер-министру называется Первый министр.

Суть должности премьер-министра определяется не кодифицированными законами, а не писанными и изменчивыми обычаями, известными как конституционные обычаи, которые развивались на протяжении британской истории. В настоящее время эти обычаи пришли к тому, что премьер-министр и кабинет министров должны пользоваться поддержкой демократически выбранной части Парламента Великобритании: Палаты общин. Суверен, как конституционный монарх всегда действует в согласии с этими обычаями, как и сам премьер-министр.

Когда должность премьер-министра оказывается незанятой, Суверен назначает нового премьер-министра. Назначение формализовано как церемония известная под названием Целование рук. В согласии с не писанными конституционными обычаями монарх должен назначить человека, пользующегося поддержкой палаты общин: обычно, лидера партии получившей большинство в палате. Если ни у одной партии нет большинства (редкий случай при избирательной системе Соединённого Королевства), две или более группы могут создать коалицию, лидер которой становится премьер-министром. Партия большинства становится «Правительством её Величества» а следующая крупнейшая партия «Верной оппозицией её Величества». Глава крупнейшей оппозиционной партии становится 'Лидером оппозиции' и носит титул 'Лидера верной оппозиции её Величества'.

Срок полномочий премьер-министра связан со сроком полномочий Палаты общин. Максимальный срок полномочий палаты – пять лет, на практике, однако, она по запросу премьер-министра распускается Монархом раньше. Чтобы получить больше голосов на выборах, обычно премьер-министр выбирает наиболее выгодный для его партии момент для роспуска. В некоторых обстоятельствах премьер-министр может быть вынужден либо уйти в отставку, либо распустить Палату общин. Это происходит, в случае если палата отказывается выразить доверие или выражает недоверие. Если Палата общин отказывается принять бюджет, или какую-то другую особенно важную часть программы правительства, происходит то же самое. Такое, однако, происходило редко: дважды в 1924, и однажды в 1979. Первый случай произошёл сразу после неопределённого исхода выборов и привел к смене правительства, другие два случая завершились новыми всеобщими выборами.

Какой бы ни была первопричина – истечение пятилетнего срока, выбор премьер-министра либо поражение правительства в Палате общин, в последствии роспуска следуют новые всеобщие выборы. В случае если партия премьер-министра теряет большинство в Палате общин, премьер-министр уходит в отставку. Лидер победившей партии либо коалиции назначается премьер-министром Монархом. Обычай, обязывающий премьер-министра незамедлительно уйти в отставку после выборов, возник сравнительно недавно. Ранее премьер-министр имел возможность встретить новый парламент и предпринять попытку добиться его доверия. Данная возможность исчезла не полностью и может быть применена в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства. Что-то похожее произошло в 1974, когда ни одна партия на выборах не получила безусловного большинства. Тогда Эдвард Хит предпочёл не уходить в отставку незамедлительно, а пробовал прийти к соглашению с третьей, Либеральной партией о формировании коалиции. Впрочем, Хиту всё-таки пришлось уйти в отставку впоследствии неудачи переговоров.

Наконец, проигрыш на выборах не единственное событие, которое может окончить полномочия премьер-министра. К примеру, Маргарет Тэтчер оставила свой пост, так как утратила поддержку своей собственной партии. Премьер-министр может оставить свой пост по личностным причинам (таким как состояние здоровья). Последним премьер-министром, умершим на своём посту был Генри Джон Темпл, третий виконт Пальмерстон в 1865. Единственным убитым премьер-министром был Спенсер Персеваль в 1812.

Основной обязанностью премьер-министра является формирование правительства, то есть создание Кабинета, который сможет удержать поддержку Палаты общин после назначения Монархом. Он координирует политику и различных правительственных департаментов, и действия кабинета представляя собой «лицо» правительства её Величества. Монарх исполняет многие из королевских прерогатив по совету премьер-министра.

Монарх является главнокомандующим британских вооружённых сил. Однако de facto развёртыванием и расположением вооружённых сил обычно распоряжается премьер-министр. Премьер-министр может дать разрешение на использование британского ядерного оружия. Объявлять войну и заключать мир может только монарх. Причем, не только от имени Британии, но и от имени других государств, признающих над собой власть британской короны, это, например, Канада и Австралия.

Премьер-министр также располагает большой властью в назначениях на должности. В большинстве случаев, сами назначения делаются монархом, но подбор кандидатур и рекомендации делаются премьер-министром. Послы и Верховные комиссары, Тайные советники, Министры, высшие чиновники, старшие офицеры, члены важных комитетов и комиссий подбираются и, в некоторых случаях, могут быть смещены премьер-министром. Кроме того по совету премьер-министра Монарх жалует рыцарство и пэрство. Формально, он также даёт совет Монарху о назначении архиепископов и епископов англиканской церкви, но здесь он ограничен существованием Королевской комиссии по назначениям. Назначение высших судей, хотя формально и происходит по совету премьер-министра, сейчас решается на основании работы независимых органов. Из британских наград премьер-министр не контролирует Орден Чертополоха, Орден Подвязки, Орден Виктории и Орден Заслуг, которые являются личными подарками Монарха. Распределение власти над назначениями между Монархом и премьер-министром неизвестно, оно, вероятно, зависит от личных отношений между Монархом и текущим премьер-министром.

Существует несколько ограничений на власть премьер-министра. Во-первых, он или она (по крайней мере, теоретически) только первый среди равных в Кабинете министров. Власть премьер-министра над кабинетом может быть разной. В некоторых случаях премьер-министр может быть только номинальным главой правительства, в то время как реальная власть принадлежит другому человеку. Номинальные или слабые премьер-министры были обычным делом до двадцатого века; в качестве примера можно привести четвёртого герцога Девонширского, Вильяма Кавендиша и Вильяма Кавендиша-Бентинка, третьего герцога Портлендского. В противоположном случае, однако, премьер-министры могут быть настолько сильны, что становятся «полу-президентами» Примерами сильных премьер-министров могут быть Уинстон Черчилль, Дэвид Ллойд-Джордж, Вильям Гладстон, Невилл Чемберлен, Тони Блэр и Маргарет Тэтчер. Власть некоторых премьер-министров исчезала, в зависимости от их энергии, внешних событий или политического искусства: Рамсей Макдональд, например, был сильным премьер-министром в лейбористском правительстве, но при «национальном правительстве» его власть уменьшилась настолько, что в последние годы он оставался только номинальным главой правительства.

Власть премьер-министра также ограничена Палатой общин, поддержку которой он должен сохранять. Палата общин частично контролирует действия премьер-министра через время вопросов и через слушания в комиссиях, время выделяемое раз в неделю, в которое премьер-министр должен отвечать на вопросы лидера оппозиции и других членов палаты. Однако, правительство, имеющее большинство в палате, на практике, может особенно не опасаться «восстания заднескамеечников».

Члены парламента могут занимать министерские должности (существует до 90 должностей различного уровня), и опасаться смещения с должности, если не будут поддерживать премьер-министра. Кроме того, очень сильна партийная дисциплина: член парламента может быть исключён из своей партии, если не будет поддерживать свою партию по важным вопросам, и хотя это не означает немедленного лишения места в парламенте, это сделает для него перевыборы очень сложным делом. Если у правящей партии есть значительное большинство в палате, то контроль над действиями правительства со стороны палаты совсем ослабевает. В целом, премьер-министр и его коллеги могут провести практически любой закон.

За последние 50 лет роль и власть премьер-министра подверглись значительным изменениям. Происходил постепенный переход от коллективного принятия решений кабинетом к преобладанию премьер-министра. Некоторые комментаторы, такие как Майкл Фоли, утверждают, что de facto существует «Британское президентство». Многие источники, такие как бывшие министры, утверждают, что в правительстве Тони Блэра кабинет оставался в стороне, а основные решения принимались Тони Блэром и Гордоном Брауном. Отставные министры, такие как Клэр Шорт и Крис Смит критиковали такое положение дел. Во время своей отставки, Шорт осудила «централизацию власти в руках премьер-министра и всё меньшего числа советников».

Премьер-министр получает свою зарплату как первый лорд казначейства, а не как премьер-министр. На 2006 год она составляет £127,334, сверх того, что он получает £60,277 как член парламента. Премьер-министр традиционно живёт на Даунинг-стрит 10 в Лондоне, в доме который Георг II подарил Роберту Уолполу как личный подарок. Уолпол, однако, согласился принять его только как официальную резиденцию Первых лордов, а не как подарок для себя лично, и поселился там, в 1735 году. Хотя большинство Первых лордов жили на Даунинг-стрит 10, некоторые жили в своих частных домах. Обычно так поступали аристократы, которые сами владели большими домами в центре Лондона. Некоторые, такие как Гарольд Макмиллан и Джон Мейджор жили в Адмиралтейском доме, пока на Даунинг-стрит 10 вёлся ремонт и реконструкция. В примыкающем доме Даунинг-стрит 11 располагается резиденция второго лорда казначейства. Даунинг-стрит 12 является резиденцией главного «кнута».

 

2.2 Федеральный канцлер Германии

 

Федеральный канцлер (нем. Bundeskanzler) является председателем Федерального правительства Германии. В его компетенцию входит назначение федеральных министров и определение политического курса правительства. Бундесканцлер избирается бундестагом (парламентом Германии) сроком на 4 года и может быть смещен со своего поста до истечения срока полномочий только с помощью механизма конструктивного вотума недоверия. В настоящее время пост канцлера занимает Ангела Меркель. Единственный избираемый член федерального правительства – Федеральный канцлер. Конституция предоставляет ему право самостоятельно выбирать министров в качестве руководителей важнейших политических органов власти. Кроме того, канцлер определяет число министерств и закрепляет за ними сферы ответственности. Он обладает директивной компетенцией, которая дает канцлеру право предписывать основные направления правительственной деятельности, которых следует придерживаться в обязательном порядке. Благодаря этим полномочиям федеральный канцлер обладает арсеналом руководящих средств, который можно сравнить с властью президента в демократическом государстве с президентской формой правления.

Парламентский совет, принявший в 1949 г. Основной закон, взял за образец для поста федерального канцлера пост британского премьер-министра. Последний обладает такими же властными полномочиями, как и канцлер, однако в действительности у канцлера значительно меньше власти, чем у премьер-министра. В рамках парламентской системы Великобритании всегда правит только одна партия, так как британская мажоритарная избирательная система создает благоприятные условия для сильнейшей партии. В Бундестаге, как правило, ни одна партия не имеет абсолютного большинства голосов. Поэтому для избрания канцлера обычно необходима коалиция, то есть союз различных партий.

Избранию канцлера предшествуют детальные консультации между партиями, которые желают править вместе. В ходе них, в частности, речь идет о том, как будут распределены министерства между партиями, какие министерства следует сохранить и какие создать заново. Сильнейшей партии в рамках правительственной коалиции предоставляется право выдвинуть кандидатуру федерального канцлера. Далее партии договариваются о проектах, которые они в ближайшие годы намерены осуществить. Результаты коалиционных переговоров находят свое отражение в коалиционном договоре. Лишь после этого избирается федеральный канцлер. Переговоры между правящими партиями подготавливают решения федерального правительства, партии следят также за их исполнением. Если запасы политических точек соприкосновения исчерпываются до очередных выборов в Бундестаг, становится актуальным освобождение федерального канцлера от должности. Наряду с освобождением действующего канцлера от должности в результате – конструктивного – вотума недоверия необходимо одновременно избрать нового канцлера. Такой наступательный характер вотума недоверия заставляет представленные в Бундестаге партии формировать дееспособное правительственное большинство еще до свержения канцлера. Попытка свергнуть канцлера предпринималась дважды, лишь один раз, в 1982 г., она удалась: тогдашнему канцлеру Гельмуту Шмидту (СДПГ) был вынесен вотум недоверия, вместо него был избран Гельмут Коль (ХДС).7

Федеральный канцлер, однако, в любое время может поставить в Бундестаге вопрос о доверии, чтобы проверить, пользуется ли он еще безоговорочной поддержкой правящих партий. Если он терпит поражение при голосовании по этому вопросу, т.е. если часть правительственного большинства отворачивается от канцлера, тогда решение о том, распустить ли Бундестаг и назначить ли новые парламентские выборы, принимает федеральный президент. Федеральный президент может также призвать представленные в Бундестаге партии попытаться сформировать новое правительство.

Действительного поражения при голосовании по вопросу о доверии в истории Федеративной Республики еще никогда не было. Однако трижды имело место, заранее обговоренное поражение. Депутаты от правящих партий или министры воздерживались при голосовании, чтобы таким образом свалить правительство (1972 г., 1982 г., 2005 г.). Такой путь выбирался для того, чтобы добиться досрочных новых выборов в Бундестаг, которые иначе – согласно конституции – были бы невозможны. Такой путь не является бесспорным и возможен лишь с одобрения федерального президента. Еще в 1983 г. Федеральный конституционный суд подчеркнул, что здесь речь идет о сомнительной, нежелательной в конституционном плане процедуре. В 2005 г. также было предпринято обращение в высшую судебную инстанцию, однако конституционные судьи отклонили жалобу двух депутатов по этому вопросу.

 

2.3 Премьер-министр  Франции

 

Премьер-министр Французской республики, глава французского правительства.

В 1870-1958 официально должность называлась Председатель совета министров.

Резиденция премьер-министра - Матиньонский дворец в Париже.

В Пятой республике премьер-министр отвечает за текущую внутреннюю и финансовую политику. В отличие от министров, правомочен издавать декреты общего характера. Считается непосредственно ответственным за политику правительства; популярность его прямо зависит от текущего состояния дел в государстве. В период, когда президент и премьер представляют различные партии, у премьер-министра традиционно несколько больше самостоятельности в действиях.

Премьер-министр визирует нормативные акты Президента, заменяет его в качестве председателя в советах и комитетах, определенных статьей 15 Конституции. Премьер-министр инициирует принятие законов в Национальном Собрании и обязан обеспечить их исполнение.

Премьер-министр назначается президентом республики. Так как Национальное собрание имеет право в любой момент объявить правительству вотум недоверия, обычно премьер представляет ту партию, которая имеет в НС большая часть мест (в том числе и в случае если президент принадлежит к другой партии), хотя утверждения его кандидатуры Национальным собранием не требуется. Премьер-министр составляет перечень министров своего состава правительства и представляет его на утверждение президенту республики. Для прекращения полномочий премьер-министра необходимо его заявление об отставке, которое дальше принимается, или отклоняется президентом. С 2012 г премьер-министром является Франсуа Олланд.

Информация о работе Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах