Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 23:28, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Текущий этап развития государства ставит перед наукой конституционного права значительное множество вопросов, связанных с необходимостью законодательного закрепления статуса главы правительства. Ставя целью построить в России правовое, демократическое государство, должно учитывать опыт стран, которые в течение длительного времени функционируют на принципах разделения властей, народовластия, идеологического и политическогомногообразия. Речь идет о странах западной демократии. В процессе государственного строительства важно учитывать их опыт государственного управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА…………...…………...…….....5
1.1 Глава правительства при парламентской, смешанной и президентской форме правления………………………………………………………….11
2.1 Президент и монарх как глава правительства…………………………..24
2. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ..……………….………………………………..35
2.1 Премьер-министр Великобритании……………………………………..35
2.2 Федеральный канцлер Германии………………………………………...41
2.3 Премьер-министр Франции………………………………………………44
3. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИИ………………………………………………….………………………….46
3.1 Премьер-министр Японии……………………………………………..…46
3.2 Премьер Госсовета КНР………………………………………………….48
3.3 Премьер-министр Индии…………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………...

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 109.74 Кб (Скачать файл)

У Премьер-министра имеется собственный значительный кабинет (или же рабочий аппарат), состоящий из советников и референтов, коим руководит Директор кабинета Премьер-министра. Николя Саркози существенно изменил порядок взаимодействия президента и премьер-министра, лишив на деле последнего его традиционных функций и влияния. С 2007 по 2012 год, данный ответственный пост занимал выпускник ЭНА и советник Государственного совета Жан-Поль Фожер.8

Сильное влияние на государственные дела оказывал Клод Геан (фр. Claude Guéant), выпускник ЭНА, Генеральный секретарь Елисейского дворца – руководитель администрации Президента Франции, которого называли даже вторым лицом после Николя Саркози, его «серым кардиналом». После реорганизации Правительства 14 ноября 2010 года влияние Франсуа Фийона существенно возросло, он даже рассматривался как потенциальный кандидат правых на президентские выборы 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИИ

 

3.1 Премьер-министр  Японии

 

Премьер-министр Японии – традиционная передача наименования должности главы японского правительства, хотя дословный перевод японского наименования – « Премьер-министр Кабинета». Премьер-министр назначается императором Японии по предложению Парламента. Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права назначать и смещать министров может поддерживать согласие в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Пост премьер-министра был создан в 1885 году и собственную окончательную форму приобрёл с принятием конституции 1947 года. Первым премьер-министром Японии был Ито Хиробуми. Сегодняшний премьер-министр – Синдзо Абэ.9

Кандидат на пост премьер-министра Японии избирается обеими палатами Парламента. Японская Конституция не учитывает возможности отклонения императором предложенной кандидатуры. В случае если Палата представителей и Палата советников избирают одного и того же человека, то император Японии назначает его на должность премьер-министра. В случае если Палата советников и Палата представителей изберут различных претендентов на пост премьер-министра, то обязана состояться согласительная процедура. Если она не дает результата, решение Палаты представителей становится решением Парламента. Следовательно, на практике партия либо коалиция, имеющая большинство в Палате представителей, постоянно имеет возможность продвинуть на пост премьер-министра своего кандидата. Партийная дисциплина обязует депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Избираемый парламентом премьер-министр является в первую очередь лидером правящей партии, владеющей в парламенте большинством мест. Практически кабинет в лице лидеров правящей партии управляет парламентским большинством, а не парламентское большинство управляет кабинетом.

Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по собственному усмотрению всех других министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на обсуждение парламента законопроекты, проекты бюджета и прочие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Основываясь на решениях кабинета, он управляет всеми звеньями исполнительной государственной власти и контролирует их работу. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Закон уполномочивает его приостанавливать временно (до рассмотрения кабинетом) деятельность и постановления всех иных государственных исполнительных учреждений. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону заключительное слово при решении вопросов, связанных с определением зоны ответственности любого министра.

Сообразно Конституции, в случае если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, обязан в полном составе уйти в отставку. Порой, когда премьер-министр временно не имеет возможности осуществлять своих функций или на время оставил свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, если соблюдать условие, что он заблаговременно был уполномочен на это премьер-министром. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из других министров либо поручает их другому министру, коль скоро кто-нибудь из министров оставил свой пост либо не имеет возможности исполнять своих функций.

Присутствие на этом посту дает возможность политическому деятелю, оказывать самое большое сравнивая с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны. Предоставленные премьер-министру права делают его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Пост премьер-министра - высший административный пост страны - неизменно является предметом вожделения политических деятелей партии парламентского большинства, и за обладание им время от времени развертывается борьба между разными группами правящего лагеря. Незаменимым условием победы в данной борьбе служит поддержка более авторитетных кругов финансового мира Японии.

В непосредственном повиновении у главы кабинета пребывает Канцелярия премьер-министра. А в непосредственном подчинении у министров - 12 министерств: финансов, просвещения, зарубежных дел, юстиции, здравоохранения и общественного обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, промышленности и внешней торговли, связи, транспорта, труда, строительства, местного самоуправления.

При Канцелярии премьер-министра имеется ряд управлений и комитетов, некоторые из них возглавляют государственные министры.

В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были упразднены в результате послевоенных реформ государственного аппарата, чтобы исключить возможность возрождения полицейского произвола и милитаризма. Большинство прежних функций министра внутренних дел возложено на министра по делам местного самоуправления, который одновременно возглавляет и Государственный комитет общественной безопасности, а функции военного министра фактически выполняет государственный министр, возглавляющий Управление национальной обороны.

 

 

3.2 Премьер Госсовета  КНР

 

Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Конституции как центральное народное правительство, исполнительный орган верховного органа государственной власти, верховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государственного совета, председателей комитетов, министров, основного ревизора, начальника секретариата. Данный орган, так же как и правительства иных государств, управляет административной работой общегосударственного масштаба, деятельностью министерств и ведомств и наделен соответствующими возможностями и функциями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем заключительная из них - это «другие полномочия, которые возлагаются на него» ВСНП и ПК ВСНП.

В период между сессиями ВСНП перемены в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера. Кандидатура Премьера Государственного совета утверждается ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утверждаются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП правомочен освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа.

Необходимо пояснить, что члены Государственного совета - это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они «помогают Премьеру». Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Премьер, его заместители, члены Государственного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председательствует на них.

Конституция в ст. 92 установила ответственность и подотчетность Государственного совета в отношении ВСНП и ПК ВСНП.

Особенности правового и фактического статуса этого органа определяются тем, что он часто выступает «в паре» с ЦК КПК, точнее, решения ЦК КПК нередко оформляются как совместные решения ЦК КПК и Государственного совета. Надо сказать, что и собственные акты этого органа нередко носят характер политической директивы, предписаний ориентирующего характера, «установок», какими являются, например: «Некоторые положения об индивидуальной промышленности и торговле в деревне», «Некоторые политические установки Государственного совета об индивидуальных хозяйствах в городах и поселках, не связанных с сельским хозяйством», «Постановление о внедрении курса на урегулирование народного хозяйства на предприятиях коммун и производственных бригад» и прочее.

Государственный совет учреждает ревизионный орган для контроля и надзора за доходами и расходами ведомств Государственного совета и районных правительств, государственных валютно-финансовых органов, предприятий и учреждений. На министров и председателей комитетов Конституция возложила обязанность за управление работой соответствующих ведомств, которые на базе законов и актов Государственного совета издают в пределах своей компетенции инструкции, распоряжения и положения. Под начальством Премьера ревизионный орган согласно с законом функционирует самостоятельно, без вмешательства других общественных организаций, административных органов и отдельных лиц.

 

 

 

 

3.3 Премьер-министр  Индии

 

Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров и иных должностных лиц). Более сложные вопросы решает наиболее узкая коллегия («президиум») Совета министров – Кабинет министров. Возглавляет правительство премьер-министр, которым становится лидер партии, выигравший на выборах в Народную палату. Он ведь формирует состав правительства, в которое входят, как правило, высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше членов от разных штатов, национальностей, религиозных, языковых и других групп. В следствии этого по своему составу правительство традиционно довольно пестрое. По указанию премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается методом голосования. Правительство и премьер-министр практически возглавляют исполнительную власть в стране. Министры в Индии обязаны быть членами одной из палат парламента или же быть ими на протяжении шести месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с согласия президента.

Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти) наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра.

Индию зачастую именовали «супер - премьерминистериальной» республикой. Премьер-министр занимал свой пост длительные годы, единовластно управлял государством, совмещал несколько постов, обладал практически диктаторской харизмой и передавал власть по наследству. Таковыми премьер-министрами были:

- Джавахарлал Неру –  первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии  и сын основоположника партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру;

- Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;

- Раджив Ганди (1984-1989гг.) –  сын И. Ганди, внук Д. Неру и  правнук М. Неру.

Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом данного клана от управления государством. В последнее время наметился отход от этой тенденции и сокращение личной роли премьер-министра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Глава правительства - это основное должностное лицо исполнительной ветви власти, часто стоящее во главе кабинета. В парламентской системе власти главу правительства нередко именуют премьер-министром, председателем правительства и так далее. В президентских республиках либо монархиях руководитель правительства может быть главой страны, которого нередко именуют, президентом или же монархом.

Премьер-министр, хотя де-юре и считается первым из числа равных ему по рангу коллег по кабинету, практически располагает большей долею его формальной власти. Не последнюю роль в данном распределении власти играет тот прецедент, что премьер-министр имеет возможность приглашать или же увольнять членов кабинета. Премьеры председательствуют на заседаниях кабинета, они осуществляют контроль повестки дня, назначают и смещают членов кабинета и в пределах 80 младших министров, не входящих в кабинет; они характеризуют кроме того состав и повестки дня от 25 до 30 неизменных и временных комитетов, через которые ведется немалая часть наиболее весомых правительственных решений. Они возглавляют партию большинства в палате общин и в провинции и представляют страну за границей. Премьер-министры помимо прочего обладают правом назначать госслужащих на всевозможные муниципальные должности, а также оказывают большое влияние на различного рода иные назначения и лично осуществляют контроль системы преимуществ и почетных званий (пэрства, рыцарства и т.д.). Расширению сферы возможностей премьера способствуют и прогрессивные средства глобальной информации, придающие особенное значению личностному фактору власти Правительства, министерства и ведомства в иностранных государствах.

Информация о работе Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах