Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 23:28, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Текущий этап развития государства ставит перед наукой конституционного права значительное множество вопросов, связанных с необходимостью законодательного закрепления статуса главы правительства. Ставя целью построить в России правовое, демократическое государство, должно учитывать опыт стран, которые в течение длительного времени функционируют на принципах разделения властей, народовластия, идеологического и политическогомногообразия. Речь идет о странах западной демократии. В процессе государственного строительства важно учитывать их опыт государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………..3
1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА…………...…………...…….....5
1.1 Глава правительства при парламентской, смешанной и президентской форме правления………………………………………………………….11
2.1 Президент и монарх как глава правительства…………………………..24
2. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ..……………….………………………………..35
2.1 Премьер-министр Великобритании……………………………………..35
2.2 Федеральный канцлер Германии………………………………………...41
2.3 Премьер-министр Франции………………………………………………44
3. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ АЗИИ………………………………………………….………………………….46
3.1 Премьер-министр Японии……………………………………………..…46
3.2 Премьер Госсовета КНР………………………………………………….48
3.3 Премьер-министр Индии…………………………………………………50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...…………………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..…………...
Раздел 19 уполномочивает Президента, за исключением случаев импичмента и других предусмотренных Конституцией случаев, смягчение наказаний и освобождение от них, на помилование, уменьшение сумм конфискаций и штрафов после вступления в силу приговора суда. С согласия большинства всех членов Конгресса Президент может объявлять амнистии.
Согласно разд. 20 Президент может гарантировать или заключать иностранные займы в пользу Республики Филиппины с соблюдением установленных законом ограничений и с предварительного согласия Валютного управления. Валютное управление ежеквартально представляет Конгрессу полный отчет о своих решениях по использованию займов, заключенных или гарантированных корпорациями, принадлежащими Правительству либо контролируемыми им, или Правительством, если эти займы увеличивают иностранный долг. Международные договоры заключаются Президентом и требуют согласия не менее 2/3 всех членов Сената.
В течение 30 дней после открытия каждой очередной сессии Президент представляет Конгрессу основу общего билля об ассигнованиях, бюджет расходов и источников финансирования, включая существующие и предполагаемые меры по обеспечению государственных доходов.
Он может обращаться к Конгрессу при открытии очередных сессий, а также в любое другое время. Согласно разд. 27 ст. VI Президенту принадлежит право отлагательного вето в отношении принятых Конгрессом законов, которое преодолевается 2/3 голосов членов каждой палаты при поименном голосовании.
При смешанной форме правления ситуации с полномочиями главы государства весьма разнообразны, как разнообразны сами смешанные республики. Среди них есть такие, как, скажем Франция, где положение Президента позволяет ему, по выражению одного из сподвижников Ш. де Голля, быть «замком свода» всего конституционного здания, а есть такие, которые, за исключением избрания президента народом, практически не отличаются от парламентарных.
Что касается стран, воспринявших французскую модель, то они реализуют ее в условиях авторитарных политических режимов, когда любые ограничения президентской власти со стороны иных конституционных органов в основном фиктивны. Поэтому мы решили взять не совсем крайний пример, но близкий к нему, обратившись к Конституции Румынии 1991 года. Эта Конституция в ст. 80, определяя роль Президента, устанавливает, что он представляет государство и является гарантом национальной независимости, следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием публичных властей, единства и территориальной целостности страны, осуществляя в этих целях функцию посредничества между властями государства, а также между государством и обществом.
В ст. 99 Конституция установила, что декреты Президента, изданные в осуществление полномочий в области обороны и безопасности, внешней политики, а также о присвоении званий, награждениях и помиловании нуждаются в контрасигнатуре Премьер-министра. Этим румынская Конституция существенно отличается от французской, согласно которой чрезвычайные меры Президента контрасигнатуры не требуют: этот весьма важный вопрос он решает единолично. Румынский Президент единолично осуществляет остальные свои полномочия, кроме только что перечисленных.
Полномочия главы правительства при советской форме правления лучше всего рассмотреть на примере Кубы, форма правления которой из существующих ныне социалистических государств наиболее близка к классической советской. В соответствии с Конституцией Республики Куба 1976 года некоторые функции главы государства возложены на Государственный совет, хотя согласно части второй ст. 72 главой государства и главой Правительства является Председатель Государственного совета.
Государственный совет, осуществляет, в частности, согласно части второй ст. 89 Конституции верховное представительство кубинского государства внутри и вне страны. Его компетенция, определенная в ст. 90 Конституции, представляет собой незакрытый перечень полномочий и функций из 20 позиций, из которых характерными для главы государства можно считать следующие:
− созыв внеочередных заседаний Национальной ассамблеи (п. «а»);
− издание распоряжений о проведении референдумов, о которых постановила Национальная ассамблея (п. «е»);
− назначение выборов в Национальную ассамблею (п. «b»);
− замена по представлению Председателя, членов Совета министров в период между сессиями Национальной ассамблеи (п. «g»);
− объявление всеобщей мобилизации, объявление войны и заключение мира, если Национальная ассамблея не заседает и нет гарантии ее срочного созыва (п. «f»);
− назначение и смещение по представлению Председателя дипломатических представителей (п. «j»);
− производство награждений и присвоение почетных званий (п. «k»);
− дача агремана (согласия на аккредитацию) иностранным дипломатическим представителям или отказ в нем (п. «n»).
− осуществление помилования (п. «ll»);
− ратификация и денонсация международных договоров (п. «m»);
А вот Председатель Государственного совета имеет, в частности, такие полномочия главы государства, предусмотренные ст. 93 Конституции, как:
− организовывать деятельность Государственного совета и Совета министров и руководить ею, созывать их заседания и председательствовать на них (п. «b»);
− представлять государство и Правительство и руководить их общей политикой (п. «а»);
− принимать отставку членов Совета министров (п. «e»);
− осуществлять верховное главнокомандование всеми вооруженными формированиями (п. «g»).
− принимать верительные грамоты иностранных дипломатических представителей (может делегировать это полномочие любому своему заместителю по Государственному совету) (п. «f»);
Прочие полномочия Председателя Государственного совета связаны с его председательством в обоих органах, главным образом в Совете министров (контроль за деятельностью министерств и других центральных органов администрации, принятие на себя руководства любым из них и др.).
Примечательно, что согласия Государственного совета и его Председателя с принятыми Национальной ассамблеей законами не требуется, а промульгация их осуществляется председателем Национальной ассамблеи. Это отвечает характерному для советской формы правления принципу полновластия представительных органов, но на деле значения не имеет, поскольку содержание будущих законов заранее определено руководством Коммунистической партии Кубы, первый секретарь центрального комитета, которой занимает должность Председателя Государственного совета. Примечательно также, что перечисление титулов главы Кубинского государства Рауля Кастро в печати начинается с указания на его должность Верховного главнокомандующего, затем указывается, что он первый секретарь ЦК КП Кубы, а уже затем – что Председатель Государственного совета (и Совета министров).
В современном сообществе институт монархии кажется архаизмом, всё же в тех странах, где существует, употребляется в силу традиции либо заслуг определенного самодержца авторитетом и из-за этого даже в отсутствии властных полномочий содействует стабильности и государственной преемственности. Опросы социального мнения, скажем в Японии, Англии удостоверяют, что сохранение самодержавия поддерживает подавляющее большинство народонаселения. В зависимости с возможностями государя, мы различаем вариации самодержавной формы правления.
Абсолютная монархия – данная форма властвования типична для позднего феодализма, как скоро в глубинах сельскохозяйственного режима зреют зародыши промышленного.6
Характеризуется она тем, что в руках государя концентрируется вся полнота государственной власти. Он лично издает законы, вершит верховный суд, имеет возможность непосредственно управлять административной деятельностью либо определять для сего правительства. Практически никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя нравственно-моральные, общественно-политические, верующие и другие имеют все шансы находиться и обыкновенно в той либо другой мере присутствуют. Подданные вначале де-юре бесправны, так как монарх никак не наделил их какими-то правами.
В сегодняшних условиях абсолютная монархия – чрезвычайная редкость. В качестве образца позволительно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Эти страны имеют все шансы сейчас обладать даже октроированные «конституции», но данные акты никак не считаются конституциями в полном смысле слова, так как никак не ограничивают власть государя. Таковой «конституцией» можно, к примеру, считать Временную конституцию Катара 1972 года.
В Саудовской Аравии, Омане монархи числятся еще верховными церковными лицами, который еще больше усиливает их власть. Однако все же данная власть небезграничная: особенная значимость принадлежит правящей семье, которая в собственном мире постановляет, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно отпрыск бывшего государя) и имеет возможность вынудить государя отказаться от трона.
Для абсолютной монархии отличителен авторитарный общественно-политический распорядок, а муниципальный распорядок называется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия – начальная форма конституционной, либо ограниченной, монархии. Тут мы наблюдаем уже появляющееся либо даже достаточно развитое деление властей, во всяком случае, деление власти исполнительной от законодательной.
Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными либо конкретной частью их, если избирательное право – цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который имеет возможность исполнять ее чрез назначаемое им правительство либо непосредственно. Судебная власть принадлежит монарху, однако имеет возможность быть и более или менее независимой.
Но деление властей при предоставленной форме правления традиционно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом резолютивного, либо безусловного, вето, то есть в отсутствии его утверждения закон в силу никак не вступит. Не считая того, монарх традиционно имеет возможность издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и в том числе и наиболее высокую, а главное, имеет возможность распускать парламент, сменяя практически дуалистическую монархию безусловной. К примеру, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы произошли только в 1989-м.
Правительство, ежели этакое имеется, за собственную деятельность несет ответственность только пред монархом, однако никак не пред парламентом. Последний имеет возможность повлиять на руководство, лишь применяя свое право ставить бюджет страны. Рычаг этот, хотя и довольно мощнейший, имеет возможность, однако, употребляться только раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и чрез него – с монархом, никак не могут не чувствовать неизменной опасности роспуска парламента.
Для монархии дуалистической, как и для абсолютной монархии, стереотипен авторитарный общественно-политический распорядок. Государственный же распорядок имеет возможность быть отмеченным как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая самодержавие есть демонстрация компромисса между царящей феодальной элитой общества и другой его частью, так что преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Форма властвования, которая характеризуется выборностью главы страны, называемого традиционно президентом - это республика.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием конституционных законов 1875 года после двукратной реставрации монархии. Миниатюрное государство Сан-Марино и Швейцария имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских государств обрели ее после военных и революционных потрясений XX века, связанных, прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий так же, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Азии, и в Африке распад колониальной системы в середине XX века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете, основываются на мандате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.
Дело в том, что существуют некоторые разновидности республики, характеризующиеся не легитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно –вождем, координатором, президентом, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (политбюро, хунту и т.п.), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, – словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в бывшем бельгийском Конго в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличались от абсолютной монархии многие республики, возникшие в Тропической Африке после ликвидации колониальной системы: несмотря на наличие парламента, формально независимых судов власть президента была там практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов происходила там обычно лишь в результате военного переворота или их смерти, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носили скорее ритуальный, чем реальный характер. К примеру, до недавнего времени Президент в Малави, вообще считался находящимся в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого) секретаря компартии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента или/и премьер-министра, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин.
Информация о работе Правовой статус главы правительства в Зарубежных странах