Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

 Открывается  Декларацией прав человека и  гражданина, дополненной: правом  на организацию профсоюзов и  на забастовку; равноправие женщин; запрещение дискриминации по  мотивам национальности, вероисповедания  или политических убеждений; право  государства ограничивать частные  монополистические союзы; бесплатное  светское образование;

  • Законодательная власть — Двухпалатный Парламент: Национальная ассамблея (избиралась на основе всеобщего и прямого избирательного права); Совет республики (избирается коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права), имеет право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальной ассамблеей законопроекта, с которыми последняя могла не посчитаться.
  • Президент избирается парламентом на 7 лет; может быть переизбран 1 раз. Подписывает и ратифицирует договоры; обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен председателем Совета министров и одним из министров.
  • Президент намечает председателя Совета министров; министры несут коллективную ответственность перед Национальной ассамблеей за общую политику кабинета и индивидуальную ответственность за их личную деятельность. Они не несут ответственности перед Советом Республики.
  • Местные коллективы — коммуны, департаменты, заморские территории. Они свободно управляются советами, избираемыми всеобщим голосованием.

66. Пятая  республика во Франции. Конституция  1958 г.

Буржуазия была против конституции 4 республики —  требовала удаления коммунистов  из правительства (Декретом мая 1947 года это было осуществлено). Май 1958 года — части французской армии  совершили военный переворот. Противники конституции 1946 года пришли в движение. Большинство Национального собрания (Национальной ассамблеи) вручило власть генералу де Голлю. Он потребовал новой  конституции, в течение трех недель был разработан проект, в сентябре 1958 года вынесен и утвержден референдумом. Новая конституция 5 республики:

  • сосредоточила власть в руках одного человека; во всех областях государственной жизни авторитарное руководство («режим личной власти») подменило демократический контроль;
  • избрание президента в два этапа: сначала избирали выборщиков, которые избирали президента. Но в 1962 года де Голль провел новую избирательную реформу — избрание президента референдумом.
  • Бессилие парламента перед президентом (последний в любое время вправе распустить его, он не ответственен ни перед ним, ни перед избравшим его народом);
  • Сосредоточение всей правительственной власти в руках президента (де Голль председательствовал на заседаниях света министров, назначал министров и смещал их по своей воле);
  • Зависимость судов от правительства и чиновников (правительство создает по своей воле чрезвычайные суды, назначает на судебные должности);
  • Конституционный совет (9 человек на 9 лет, 1/3 состава обновляется каждые три года) — следит за правильностью избрания президента, депутатов, сенаторов и следит за правильностью проведения референдума, объявляет его результаты; закон, объявленный неконституционным не может быть обнародован и введен в действие. Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подлежат и обязательны для государственных властей, административных и судебных органов.

67. Государство  и право Германии в годы  фашистской диктатуры. 

30 января  1933 г. президент Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером, что явилось началом планового разрушения институтов буржуазного парламентаризма, ликвидации демократических завоеваний немецкого народа и установления тоталитарного режима. В феврале 1933 г. для оправдания чрезвычайных мер и репрессий против левых Фашисты осуществили поджог рейхстага. С первых дней прихода к власти Гитлер взял курс на установление диктатуры. С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом — ставилась задача сплотить немцев в некую “народную общность”, на втором — превратить ее в “общность боевую”.В феврале; 1933 г. был издан декрет "в защиту народа и государства", который по существу отменял свободу личности, слова, печати, собраний, а декрет "в защиту германского народа" наделил неограниченными правами полицию. В марте 1933 г. была запрещена компартия, а затем и все остальные партии. Право на легальное существование было признано лишь за нацистской партией и руководимыми ею организациями. Действующие профсоюзы были распущены, их имущество конфисковано. Вместо них были созданы новые профсоюзы, подконтрольные фашистской партии. В декабре 1933 г. был издан закон "Об обеспечении единства партии и государства", объявивший фашистскую партию единственной "носительницей немецкой государственной мысли". Назначение на любую должность могло состояться только с согласия фашистской партии. После смерти Гинденбурга 1 августа 1934 г. должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрировалась в руках Гитлера, который был объявлен фюрером (вождем) и пожизненным рейхсканцлером. В 1934 г. законодательным путем были ликвидированы ландтаги, а в феврале 1934 г. - рейхстаг. Земли были лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением "О германских общинах" ликвидировалась система местного самоуправления. Хотя сохранялось прежнее административное деление, страна была разделена на 32 области.

Законом от 27 февраля 1934 г. в Германии утвердились так называемые хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные, на которые были возложены полномочия по регулированию экономической жизни и социальных отношений. В 1938 г. была установлена трудовая повинность - каждый работник мог быть направлен на любую работу в какую-нибудь область Германии.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры  было Министерство пропаганды, осуществлявшее идеологическую обработку населения.

Особую роль играли репрессивные органы: штурмовые  отряды (СА), охранные отряды (СС), тайная полиция - гестапо, специальная служба порядка (СД). б 1939 г. было создано главное управление имперской безопасности. Для расправы с оппозиционерами были учреждены Народные трибуналы, а в армии - военно-полевые суды.

Одновременно, при попустительстве западных держав, шло активное строительство армии  и флота. В 1938 г. Германией были захвачены Австрия и Чехия. В сентябре 1939 г. Гитлер, отдав приказ о нападении на Польшу, развязал Вторую мировую войну.

 

68. Потсдамская  конференция 1945 г. Образование ФРГ. Конституция ФРГ (Боннская конституция) 1949 г.

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставили вопрос о ее будущем государственном устройстве. Важнейшие соглашения по "германскому вопросу" были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии, происходившей в Потсдаме в июле-августе 1945 г. Было решено установить в Германии временный оккупационный режим, для чего ее территория была разделена на 4 зоны (советскую, американскую, английскую и французскую). Предусматривалось проведение демилитаризации (роспуск вооруженных сил и ликвидация генерального штаба, предание суду военных преступников), денацификации (запрет и роспуск фашистских организаций), декартелизации экономики (ликвидация монополий, прежде всего в области военной промышленности), демократизации германского общества. Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный совет, состоящий из глав военных администраций союзников, все его решения должны были приниматься на основе консенсуса.

Так продолжалось до сентяря 1946 г. , когда началось сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), была создана так называемая "Бизония", а затем и тремя, включая французскую. Несмотря на решение Потсдамской конференции о сохранении единой Германии, западные союзники взяли курс на формирование сепаратных органов власти, экономической системы и, в конечном счете, на расчленение Германии. В мае 1947 г. в западной зоне оккупации из представителей ландтагов земель был образован Экономический совет, которому были приданы законодательные полномочия в сферах, не закрепленных за оккупационными властями. Был создан Директорат, выполнявший роль немецкого правительства. В 1948 г. Экономический совет получил дополнительные функции, главным образом в налоговой сфере. Директорат стал называться Исполнительным сове-том. В 1946-1948 гг. в западных зонах создаются центральные банки земель, а в январе 1948 г. образуется Банк немецких земель, который должен был проводить самостоятельную денежно-финансовую политику, осуществлять контроль за эмиссией. В 1948 г. в западных зонах проводится сепаратная денежная реформа, в результате которой была ликвидирована единая денежная система Германии. В отношении западных земель стал действовать "план Маршалла".

В июле 1948 г. конференция 6 государств (США, Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург) выработала рекомендации о создании германского государства-. В соответствии с ними был разработан проект германской конституции. В-апреле 1949 г, западные оккупационные власти принимают так называемый оккупационный статут, который закрепил право экономического и политического контроля США, Великобритании и Франции за западногерманскими властями,

8 мая 1949 г. конституция была принята Парламентским Советом и утверждена оккупационными властями. После одобрения землями конституция вступила в силу. 23 мая 1949 г. считается днем образования Федеративной Республики Германии. Принятие конституции ФРГ юридически и политически закрепило раскол Германии.

8 октябре  1949 г. Немецкий Народный Совет, представлявший политические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил ребя временной Народной палатой и ввел в действие конституцию ГДР.

Конституция 1949 г. Провозгласила ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т. д. ). К числу основных принципов, на которых построена* конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям. Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг - высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной  избирательной системе. Существующий 5% избирательный барьер позволяет  отсеять наиболее радикальные группировки  как правого, так и левого толка Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет формирует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом так называемого "конструктивного вотума", когда отставка правительства возможна только при утверждении ими нового канцлера.

Бундесрат - орган представительства интересов  земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель, и они связаны императивным мандатом. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется  для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру  земельных органов и т. д.

Главой государства  является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным органом - федеральным  собранием. Президент обладает ограниченными  полномочиями: представляет на утверждение  главу правительства, увольняет  и назначает федеральных судей  и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное  руководство исполнительной властью  осуществляет федеральное правительство  во главе с канцлером. Канцлер, как  правило является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Канцлер самостоятельно формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.

Исключительную  роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных  актов, рассматривает споры о  правах и обязанностях высших органов  власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете  политических партий ввиду их антиконституционности. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50% их утверждается бундестагом, 50% - бундесратом.

69. Объединение  Германии 1990 г.

Раздельное  существование германских государств продлилось относительно Недолго. В результате глубоких изменений, прошедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны. Во второй половине 80-х гг. ГДР, как и другие страны социалистического лагеря, находилась в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса. Все активнее звучали требования открытия границ и политических перемен в стране. В мае 1989 г. после открытия австро-венгерской границы через Венгрию начался массовый выезд восточных немцев в ФРГ. В ноябре власти ГДР были вынуждены открыть границы. Вслед за этим был утерян контроль над политической и экономической ситуацией в стране. В повестку дня ставится вопрос об объединении Германии.

Однако правительства  Г. Коля (ФРГ) и Г. Модрова (ГДР) рассматривали  возможное объединение на основе договорного процесса. 18мая 1990 г. был заключен Договор об экономической, валютной и социальной унии. В результате на территории двух государств было установлено единое платежное средство - марка ФРГ, что явилось сокрушительным ударом по экономике ГДР.

В августе  1990 г. был заключен Договор об избирательной унии, формировалась единая избирательная территория, выборы должны проходить по правилам и законам ФРГ.

23 августа  1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа 1990 г. договор подписывается обеими сторонами. В сентябре 1990 г. договор был ратифицирован ГДР и ФРГ. Согласно договору ГДР как государство ликвидировалось, а 5 воссоздаваемых на ее территории земель с 3 октября 1990 г. включались в состав ФРГ. Государственная система ГДР демонтировалась, на территорию Восточной Германии распространилось действие конституции ФРГ.

В сентябре 1990 г. состоялась конференция министров иностранных дел четырёх великих держав (СССР, США, Англия, Франция) и Западной \лВосточной Германии, призванная обеспечить внешние условия объединения. Итоговый документ конференции зафиксировал незыблемость границ Германии, запретил ФРГ производить, владеть и распоряжаться оружием массового уничтожения, обязал сократить вооруженные силы ФРГ и потребовал, чтобы с ее территории "исходил только мир". . В то же время был признан полный суверенитет ФРГ во внутренних и внешних делах.

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран