Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по истории государства и права зарубежных стран.docx

— 186.03 Кб (Скачать файл)

Заключению брака предшествовала помолвка, которая рассматривалась  как соглашение, неисполнение которого влекло ответственность. Развод допускался лишь в строго определенных случаях. Имущественные отношения определялись брачным договором. Оно могло  быть объединено или остаться в раздельной собственности.

Наследование осуществлялось по закону или по завещанию. Завещать могло любое дееспособное лицо старше 16 лет, но до 21 года завещание делалось. в публичной форме. Свобода завещания была ограничена наличием обязательных наследников, которые должны были получать определенную часть имущества. К наследованию па закону. призывались все, кто мог доказать свое родство с наследователем. Но ближайшая степень родства устраняла от наследования последующую. Торговый кодекс, В связи с принятием ГГУ возникает необходимость выработки нового Тортового кодекса, который был принят в 1897 г. и введен в действие одновременно с ГГУ.

Торговый кодекс включал в себя 4 книги. В первую книгу входили нормы о торговых деятелях (маклерах, торговцах); 2-я была о торговых товариществах; 3-я - о правилах торговых сделок; 4-я - о морском праве.

Согласно кодексу торговыми  считались сделки, заключенные коммерсантами, а торговое право рассматривалось  как комплекс норм, регулирующих коммерческую деятельность.

57. Политический  режим кайзеровской Германии. «Исключительный  закон» против социалистов 1878 г.

Политический режим кайзеровской Германии отличался неустойчивостью. Непосредственное влияние на частые изменения политического режима оказывали сложные социально-экономические  процессы исторического развития объединенной Германии. Канцлер (ранее — министр-президент  Пруссии) О. Бисмарк играл в этих процессах особую роль. С его именем связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм»  и пр. Для первых лет канцлерства  Бисмарка характерно преобладание либеральных  методов и средств осуществления  государственной власти. В это  время не только снимается множество  феодальных препон для развития предпринимательства  и торговли, но и создается общеимперская  партийная система, растут рабочие  организации, партийная печать.

Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому  развитию. Промышленная революция в  Германии в целом началась сравнительно поздно, но при этом совпала с  крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических  процессов. Индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта  развитых стран, а промышленность строилась  на базе современных технологий. Вскоре Германия станет перегонять Англию. Вместе с тем быстро росла численность  немецкого рабочего класса. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 году возникает и первая рабочая  Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 году в результате объединения  в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Германская социал-демократия становится крупнейшей из социалистических партий Европы. Социалистическая идеология становится господствующей среди рабочего класса, расширяется  круг социалистических партийных изданий, представительство социал-демократов в Рейхстаге со временем все больше растет.

В создавшейся ситуации Бисмарк  прибег к мерам уголовной и  административной репрессии. В 1878 году, ставшим вехой наступления конца  «либеральной эры» канцлерства Бисмарка, рейхстаг, по его настоянию, проводит так называемый исключительный закон  против социалистов. Тюремное заключение и крупный штраф угрожали каждому  за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем  социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений». Запрещались также собрания и  печатные издания, пропагандирующие «подобные  стремления», сбор средств с этой целью и пр. Полиции и местным  властям по их усмотрению предоставлялось  право запрещать собрания и распространение  политической литературы, объявлять  «малое осадное положение» и высылать лиц, «опасных для общественной безопасности», из мест их «вредной деятельности».

На основе «исключительного закона» правительство добилось тюремного заключения для 1500 членов социал-демократической партии и  высылки 900 человек, к ней принадлежащих; 1300 печатных изданий партии было запрещено.

Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено  тяжелым положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью  которых было улучшение положения  рабочего класса. В 1883 году был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 году введено страхование  от несчастных случаев, а в 1889 году закон  о страховании по инвалидности и  старости, что и явилось одним  из ярких примеров неизменно проводимой им политики социального маневрирования (бонапартизма). Действие закона распространялось, однако, лишь на часть рабочих, за счет которых и проводилось само страхование, что послужило основанием его резкой критики в рейхстаге представителем социал-демократии А. Бебелем.

58. Государственный  строй Японии в Новое время.  Буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в. Конституция 1889 г.

Следствием "революции  мейдзи" явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве. Конституция 1889г. юридически утвердила статус императора как главы государства, наделенного очень широкими полномочиями:

  1. императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;
  2. император обладал правом объявлять войну и мир;
  3. заключать международные договоры;
  4. вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;
  5. в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц.
  6. Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров.

 Кабинет министров  нес ответственность только перед  императором. Его не могли свалить  ни вотум недоверия, поскольку  последний не был предусмотрен  конституцией, ни отставка отдельных  министров, поскольку законодательство  не предусматривало коллегиальной  ответственности министров, ни  отклонение парламентом бюджета,  так как конституция разрешала  в этом случае применение бюджета  предшествующего года.

Кабинет министров был  немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из 10 человек: министра-президента, министра иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи.

Законодательная власть принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли  быть обнародованы и приняты к  исполнению без императорского утверждения  и подписи. В промежутках между  сессиями парламента император мог  издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент  и закрывал его, переносил сроки  парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также  имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.

Японский парламент состоял  из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов.

В палату пэров входили: члены  императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором.

Вторую палату составляли депутаты, победившие на выборах. Конституция  не упразднила деятельность совещательных  органов при императоре. К их числу  относились: "тайный совет", "генро" - внеконституционный совещательный  орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших  государственных дел. Правительство  советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение  императорских указов о назначениях; он имел право толкование конституции.

Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны.

Буржуазные реформы 70-80гг:

  • аграрная реформа 1872-1873 гг., Земля превратилась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Если крестьяне, наследственные держатели земельных участков, получали их в собственность, то крестьяне-арендаторы никаких собственнических прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля - луга, леса, пустоши.
  • административная реформа 1871 г., на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством. Таким образом, ликвидировался феодальный сепаратизм, завершалось государственное объединение страны, являющееся одним из главных условий развития внутреннего капиталистического рынка.
  • В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности.
  • В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий, упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к "простому народу".
  • Капиталистическому развитию страны способствовали и ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, тарифных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности.
  • в 1872 г. Закон о всеобщем образовании,

59. Революция  1918 г. в Германии. Веймарская республика. Конституция 1919 г.

Ноябрьская революция  в Германии Падение империи. Крупные  неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную  ситуацию. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверением о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (считая и крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п. Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное - приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской. Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Баден - 3 и т.д. Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера. Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности точно так же находились в компетенции президента. Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет "опасным для существующего порядка". При этом за чрезвычайным положением могли последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод, декретированных конституций. Наконец, в непременной компетенции президента находилось и назначение правительства - и его главы, и всех министров. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг. Конституция подчеркивала особое положение главы правительства - канцлера республики, которому поручалось "формулирование основных принципов политики" руководимого им правительства. Революционная обстановка, еще сохранившаяся в побежденной Германии, предвыборные обещания буржуазных и особенно социал-демократических партий, равно как и политика социальных уступок трудящимся, начатая еще Бисмарком, привели к тому, что в Веймарскую конституцию были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися- с другой.

Конституция провозглашала  и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т.д. Но и в  данном случае законодатель проявил  явную осторожность. Отделив школу  от церкви, конституция предусматривала  обязательное религиозное воспитание детей, "нравственное попечение о  душе", т.е. противодействие атеизму  было государственной политикой. Особое значение имела ст. 165 конституции, предписывавшая создание рабочих советов на предприятиях и в округах. "Рабочие и служащие, - говорилось в конституции, - призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием (закона)". Защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы - рабочие советы предприятий, окружные рабочие советы и, наконец, имперский рабочий совет. При этом каждый законопроект социального и хозяйственного значения, вносимый в рейхстаг, правительство представляло па заключение имперского экономического совета. Более того, совет сам мог вносить в парламент подобные законопроекты. Наконец, указывалось в конституции, рабочим и экономическим советам в известных отраслях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия. Итоги германской революции 1918-1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, "права на труд и охрану труда" свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Германии являлись узаконение 8-часового рабочего дня, право на заключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права и др. Несмотря на свой буржуазно-демократический характер, революция 1918 г. в Германии была проведена в значительной мере пролетарскими средствами, о чем наглядно свидетельствуют советы рабочих и солдатских депутатов, забастовки и демонстрации, наконец, образование недолговременной Баварской советской республики.

Ве́ймарская республика — принятое в историографии наименование Германии с 1919 по 1933 год, называемое по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системе государственного управления и закреплённой принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. Официально государство продолжало именоваться «Германское государство», как и во времена Германской империи .

Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран