Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.
Таким образом, особенности Кодекса Наполеона 1804 года были связаны прежде всего с историческими условиями развития Французского государства.
53. Уголовный кодекс Франции 1810 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.
Уголовный кодекс 1810 г. , разработанный при Наполеоне I.В нем отстаивалась идея формального равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний и т. д.
Краткие предварительные положения, а также первая и вторая книги были посвящены общим вопросам наказаний, их видам, уголовной ответственности, т. е. представляли собой своеобразную общую часть кодекса, в которой излагались основные понятия и принципы уголовного права. В третьей и четвертой книгах содержался конкретный перечень преступных деяний и определялись в каждом отдельном случае вид и мера наказания (так называемая особая часть).
В УК 1810 г. в соответствии с идеями классической школы уголовного права особо подчеркивалось, что преступлениями являются деяния, которые запрещены законом (ст. 1), что уголовный закон не имеет обратной силы (ст. 4). В кодексе говорилось об ответственности соучастников преступления, предусматривалось освобождение от ответственности лиц, действующих в состоянии безумия или под принуждением силы и т. п., но французский Законодатель к этому времени не разработал еще многих общих вопросов уголовного права: не были определены формы вины, ничего не говорилось о давности, о совокупности преступлений и т. п. В УК упоминалось покушение, но оно полностью приравнивалось к законному преступлению, если преступное действие прерывалось не по воле покушавшегося.
УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказания делились на три группы. К первой группе относились наиболее тяжкие деяния - преступления , которые карались мучительными или позорящими наказаниями. Вторую группу составляли проступки , наказывавшиеся исправительными мерами. Для третьей группы - полицейские нарушения - были предусмотрены наказания полицейского характера.
В кодексе четко очерчивался
круг возможных уголовных санкций,
закреплялся отказ от ряда жестоких
наказаний феодальной эпохи. В нем
были восстановлены пожизненная
каторга, смертная казнь с предварительным
отсечением руки, депортация в колонии,
гражданская деградация. В качестве
дополнительного наказания
В разделе о преступлениях и проступках против частных лиц более половины статей были посвящены охране собственности. Сурово наказывались кражи, которые во многих случаях влекли за собой каторжные работы, иногда - пожизненные. Кодекс запрещал союзы и стачки рабочих, вводил уголовную репрессию против нищих и бродяг, не имевших определенного места жительства и средств к существованию.
На первое место выносились преступления против так называемых публичных интересов частных собственников. Наряду со статьями, говорящими об измене, шпионаже, посягательстве на внешнюю безопасность французского государства, содержались и специфические статьи, карающие за покушения на особу императора или членов его семьи, за попытки ниспровержения или изменения образа правления. Лица, произносящие речи, расклеивающие афиши и т. п. с целью призыва граждан к совершению преступлений против внутренней и внешней безопасности государства, рассматривались как виновные в преступлениях и заговорах.
Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), принятый в 1808 г. и подводивший итоги буржуазных преобразований в области уголовного процесса. В: период расследования дела До суда сохранялось тайное и письменное производство, которое восходило еще к дореволюционному процессу. Ведение следствия осуществлялось особыми следственными судьями, полномочия которых по УПК были весьма широки, а последующее законодательство (например, закон 1856 г. ) еще более их расширило. Следственный судья мог издать приказ о явке обвиняемого на следствие, о его принудительном приводе или аресте; он производил допрос обвиняемого, свидетелей, совершал осмотр на месте преступления и другие следственные действия.
Заключительная часть процесса - судебное разбирательство уголовных дел - строилась на принципах гласности, устности и состязательности. УПК предусматривал разграничение следствия и обвинения. Последнее на суде поддерживал не следственный судья, а прокурор. После выступления на суде прокурора адвокат имел право на ответ.
УПК подтвердил введенный еще в годы революции (под влиянием английской судебной системы) суд присяжных, которые выносили вердикт виновности или невинности обвиняемого. Но УПК Франции не требовал единогласия присяжных, вердикт мог быть вынесен простым большинством (законом 1845 г. предусматривалось квалифицированное большинство в 8 голосов из 12). В соответствии с УПК председательствующий в судебном заседании судья получил возможность давления на присяжных. Перед вынесением вердикта он обращался к присяжным с речью, в которой резюмировал дело, фиксировал основные доказательства, формулировал вопросы, на которые должны были дать ответ присяжные.
54. Образование Германского союза. Буржуазная революция 1848 г. в Германии. Прусская Конституция 1850 г.
В 1815 г. , после разгрома наполеоновских войск, Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса держав победительниц. Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового немецкого государственного объединения - Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию, в которой отсутствовали центральные органы власти и управления. В 1815 г. Германский союз включал 41 государство, а в 1866 г. (ко времени роспуска) -35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм.
Все объединившиеся государства сохраняли свой суверенитет и самостоятельность, сохранялись даже таможенные пошлины между ними.
Важным моментом было то, что союзный акт 1815 г. предусматривал принятие в германских государствах конституций. Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 г. Без уничтожения феодальных и полуфеодальных порядков, без окончательного утверждения национального единства не мог в полной мере быть обеспечен капиталистический прогресс — необходимое условие преодоления сравнительно с другими странами европейского континента отставания Германии. Апогеем германской революции стало мартовское массовое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV, объявивший еще в 1847 г. о созыве объединенного ландтага, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов, идущих навстречу ее демократическим требованиям. Им была признана необходимость конституционной монархии, создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др.
Последующий разгром революции
привел к отказу от многих демократических
обещаний. Ландтаг был разогнан,
распущены демократические
После подавлений революции король Пруссии утвердил в конце января 1850 г. первую в истории Пруссии конституцию. Это была одна из самых реакционных конституций. Не случайно она стала впоследствии образцом для абсолютистской конституции Японии 1889 г. Конституция состояла из титулов (глав): "О короле", "О министрах", "О палатах" и т. д. Под влиянием революции в нее была включена и глава "О правах пруссаков", которая не без особого замысла предшествовала главе "О короле". Здесь было немало демократических установлений: равенство всех пруссаков перед законом , неприкосновенность личности , жилища , свобода совести, науки и преподавания, отказ от цензуры ограничений свободы прессы, право на собрания и образование обществ, тайна переписки . Однако ни одно из этих демократических положений не содержало гарантий их осуществления. В конституции содержались лишь ссылки на издание будущих специальных законов для реализации этих прав и свобод, которые так и не были . изданы.
Глава государства, прусский
король, обладал обширнейшей
Ландтаг состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ формировалась королем, для выборов в палату депутатов население делилось на три избирательных курии в соответствии с суммой уплачиваемых налогов. Каждая из трех групп избирала треть состава нижней палаты ландтага, и поэтому считалась равной другим в своих правах на представительство. Однако эти группы избирателей резко различались по численному составу, и фактически один голос избирателей I курии приравнивался в разные годы к пяти, десяти, а то и у восемнадцати голосам избирателей. Ill курии. Таким образом, конституция, "подаренная королем" народу Пруссии, фактически утверждала прежние сословно-феодальные, абсолютистские порядки.
55. Образование
Германской империи.
Акт о провозглашении империи был издан в январе 1871 г. , . а в мае того же года вступила в силу имперская конституция, которая в соответствии с традициями немецкого государственного устройства закрепила неоспоримую гегемонию прусского королевства в "федеративной" Германской империи. Она состояла из 25 земель: 22 монархии (среди них 4 королевства - Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг), 18 герцогств и графств и 3 "вольных" города: Любек, Бремен, Гамбург -с республиканским устройством. Только Германская империя в целом обладала полнотой суверенных прав, ей принадлежало право управления важнейшими областями жизнедеятельности Германии (ведение внешних дел, руководство вооруженными силами, " чеканка монеты и управление финансовой и хозяйственной деятельностью империи, правовое регулирование всех, сторон жизни общества, организация судопроизводства и т. д. ). Только прусский король мог стать германским императором; при обсуждении важнейших вопросов в Союзном совете (по делам армии, флота, о таможенных тарифах и т. д. ) голос Пруссии был решающим, он оставался таковым и в случае равенства при голосовании. Не могло произойти изменение и конституции империи без согласия Пруссии. Процессы "опруссачивания" Германии постепенно принимали все новые и новые формы. Они влияли на экономические, государственно-правовые отношения и другие сферы жизнедеятельности Германской империи и привели в результате к полному подчинению всех королевств, герцогств и вольных городов прусско-имперскому руководству.
Главой государства, который
не только представлял его в
Усилению. личной власти кайзера в значительной степени способствовало и то обстоятельство, что подчинявшиеся ему органы управления Пруссией (гражданский, военный и военно-морской кабинеты) приобрели общеимперские функции Став негласными органами империй (в конституции о них нет никаких упоминаний), прусские королевские учреждения принимали непосредственное участие в важнейших решениях в области внешней и внутренней политика, обеспечивали тем самым прусскому королю широкое поле деятельности в качестве кайзера.
В соответствии с конституцией государственными делами империи непосредственно управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер); Он стал единственным имперским министром, который стоял во главе всех имперских ведомств и учреждений (за исключением военного и военно-морского). Руководители этих учреждений - государственные секретари -назначались канцлером и являлись его подчиненными. Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя коллегиальными органами власти Германской империи. Союзному совету конституцией 1871 г. были переданы права верхней палаты, принимавшей вместе с рейхстагом законы империи. Более того он обладал правом" законодательной инициативы, ему были предоставлены и значительные полномочия в сфере исполнительной власти: выносить решения относительно административных предписаний и мероприятий, устранять "недостатки, выясняющиеся при осуществлении имперских законов", принимать участие в назначении ряда высших должностных лиц (членов имперского суда, счетной палаты и др.). Союзный совет наделялся функциями арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю. Его согласие требовалось для принятия решения о вооруженной экзекуции для принуждения членов Союза к осуществлению своих конституционных обязанностей при объявлении войны, роспуске рейхстага. Фактические полномочия бундесрата все больше сужались по мере превращения империи в откровенно унитарное государство. Конституция закрепила за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения императорского бюджета и осуществление других финансовых полномочий, право одобрения международных договоров, участия в разрешении конституционных споров между землями, обращения с петициями в Союзный совет и пр. Самым важным полномочием рейхстага было, конечно, утверждение бюджета.
56. Становление
общегерманской правовой
Важнейшим событием на пути эволюции немецкого права XIX в. стало принятие Германского гражданского кодекса 1896 г. (БГБ)'. Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии общегерманской кодификацией гражданского права. Большое, значение этого памятника в истории права определяется тем, что в нем не только отразились особенности экономической и политической жизни Германии конца XIX в. , ставшей мировой державой, но и аккумулировались новые и характерные для эпохи индустриального капитализма тенденции в развитии буржуазного и гражданского права в целом. Уложение состояло из 2385 параграфов, многие из которых были перегружены терминами, сложными для понимания технико-юридическими конструкциями. Уложение не только признает юридическое лицо, но м посвящает ему специальную главу. : Германское уложение выделяет два, вида юридических лиц: ферейны (общества) и учреждения. Под Ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Учреждения образуются в силу волеизъявления частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели необходимое имущество. По Уложению, общество (Verein), если оно не имеет хозяйственных целей, приобретает гражданскую правоспособность путем внесения записи в специальный реестр при суде, с соблюдением лишь установленных в Уложении общих, правил. Общества, ставящие перед собой хозяйственные цели, приобретают правоспособность в результате правительственного разрешения, которое выдается отдельными германскими государствами - членами союза. Правоспособность и устройство общества определяется в его уставе; в нем же фиксируется порядок выборов правления и круг его деятельности. В Германском уложений нет противопоставления права и морали, наоборот, его авторы стремились ввести в гражданское право моральные нормы.В общей форме указывается, что "право собственника земельного участка простирается как на пространство, находящегося под поверхностью, так и на недрах земли". Новым в Германском уложении было призвание ценных бумаг в качестве объекта права собственности. Германское гражданское уложение в отличие от гражданского кодекса Франции дает общее понятие об обязательствах, основаниях их возникновения (договор и деликт), а также о требованиях "справедливого" поведения. "Каучуковый" характер многих положений ГГУ отнюдь не помещал законодателю реализовать в гражданском праве важнейшие требования буржуазии - обеспечение прочности гражданского оборота и надежную защиту собственнических прав и интересов. Это Уложение в большей степени, чем это делал кодекс Наполеона, придерживалось принципа выполнения публичных формальностей при совершении целого ряда гражданско-правовых действий (например, в случае обещания установить ренту - § 761, уступки требования по ипотечным листам - § 1154 и т. п. ). Приобретение вещных прав на недвижимое имущество осуществлялось, например, внесением записи в вотчинные книги. Согласно § 891, "бели в вотчинную книгу на чье-либо имя внесено известное право, то предполагается, что это право принадлежит ему".Отдельная книга ГГУ посвящена нормам семейного права. Согласно. Уложению единственной формой брака был гражданский брак. Брачной возраст устанавливался с 16 лет для девушек и 21 год - для юношей. Для заключения брака было необходимо обоюдное согласие, а для лиц младше 21 года - и их родителей.
Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран