Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по истории государства и права зарубежных стран.
60. Реформы парламента Англии в конце XIX – XX вв. Акт о парламенте 1911 г.
В конце XIX - начале XX в. английский
парламент превратился в орудие
правительства, располагавшего большинством
в палате общин. Организационная
структура и партийная
Реформа парламента 1911 г. представляла собой очередной вариант старого компромисса между буржуазией и аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить в жизнь финансовые меры без помех со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия не собиралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь на ее "сдерживающую" роль по отношению к нижней палате. В условиях меняющейся политической ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо "невыгодного" законопроекта могла оказаться фатальной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене "двойного вотума", который вносился в парламент в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами и в результате изменившихся обстоятельств (война и мировой экономический кризис) неоднократно снимался с повестки дня.
В 1949 г. был принят Закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей. Кроме того, в первые послевоенные годы был отменен Закон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социальных служб.
61. Избирательные реформы в
В XX веке было принято несколько избирательных законов, осуществлявших демократизацию избирательною права.
Первая избирательная реформа была проведена непосредственно после Первой мировой войны, в 1918-1919 гг. Согласно закону 1918 г. право голоса получали все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью с годовым доходом не ниже пяти фунтов стерлингов, либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющим последнему условию. Таким образом, новый избирательный закон вводил всеобщее мужское и частичное женское избирательное право.
Накануне парламентских выборов 1929 г. консервативное правительство провело еще одну реформу избирательного права, предоставив женщинам равные с мужчинами избирательные права.
Новый этап в демократизации избирательною" права наступил после Второй мировой войны. Акт о народном представительстве 1948 г. , принятый лейбористским правительством, внес изменение в распределение избирательных округов и, что более важно, отменил двойной вотум (право голосовать дважды в различных избирательных участках).
Наконец, в 1969 г. лейбористское правительство принимает Акт о народном представительстве, которым возрастной ценз снижается с 21 года до 18 лет.
62. Экономический кризис в США 1929 – 1933 гг. «Новый курс» Рузвельта.
В1929 г. именно в США начинается мировой экономический кризис. Точкой отсчета принято считать крах на фондовой бирже. Вследствие недостаточного спроса, произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась не реализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. К моменту начала кризиса господствующее положение в США занимала идеология «американского индивидуализма», не признающая государственного регулирования экономики, его вмешательства в дела частного бизнеса. К моменту прихода к власти администрации Франклина Делано Рузвельта (1882–1945) 4 марта 1933 г. экономическая ситуация была катастрофической. Банковский кризис грозил перерасти в денежный, так как население было охвачено паникой и в массовом порядке стремилось разменять банкноты на золото. Промышленное производство упало до самого низкого уровня. В стране было 14 млн безработных, не имевших никакой государственной поддержки. Администрацией Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «новый курс Рузвельта» (New Deal). Он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Суть «нового курса» заключалась в выходе на первый план государства, его совершенно беспрецедентном подключении к процессам регулирования экономической жизни. Линия «нового курса» складывалась в жестокой борьбе, и окончательные ее очертания представляли собой некую равнодействующую многих сил: крупного бизнеса, банковских кругов, мелких предпринимателей, фермеров, профсоюзов. Наибольшую поддержку «новый курс» имел на своем раннем этапе, когда практически все общество перед лицом экономической катастрофы ощущало сплоченность и необходимость решительных действий.
Основной причиной кризиса,
по мнению разработчиков «нового
курса», являлась недостаточная покупательная
способность. Соответственно целями экономической
политики стали: приостановление дефляции,
повышение цен для
В осуществлении «нового курса» выделяют два этапа: первоначальный – с 1933 до 1935 г. и второй – с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево. В числе первоочередных мероприятий «нового курса» было спасение банковской системы. Для преодоления нарастающего потока объявлений о несостоятельности банков и их последующего закрытия президент своим указом, позже подтвержденным чрезвычайным законом о банках, приостанавливает работу банков. За период «банковских каникул», согласно закону, были проведены следующие мероприятия:
В апреле 1933 г. с целью стабилизации и подъема цен на продукцию реального сектора была проведена девальвация доллара по отношению к установленному ранее золотому паритету.
Центральное место в мероприятиях «нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. Для этого в июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. Результатом всех принятых мер стал резкий подъем объемов производства промышленный продукции. С марта по июль 1933 г. он составил 66%.
63. Изменения в государственном строе США в XX в.
64. Изменения в избирательной системе США в XX в. Законодательство против расовой дискриминации 50-60-х гг.
Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.):
либо
избирательного или иного
менения имели место во всех штатах.
Принятые
поправки и соответствующие законы
не смогли, однако, гарантировать
Массовое движение протеста черных американцев против расовой дискриминации привело к принятию в 1957 г. Закона о гражданских правах, дополненного в 1960 г., которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. С этой целью была создана Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе "цвета кожи, расы, религии или национального происхождения" (эта комиссия, входящая в Исполнительное управление президента, действует до сих пор и состоит из лиц, назначаемых президентом с согласия Сената). 1963 год принято считать началом "негритянской революции" в США, которая проходила не только в форме демонстраций и шествий протеста, но и в форме стихийных бунтов в гетто больших городов. Под напором мощного выступления негров в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. Характерной чертой Закона 1964 г. было то, что он затрагивал проблему равных прав американцев на труд. С этой целью была создана особая Комиссия содействия равной занятости, которая, однако, не смогла решить эту проблему, так как действие закона не распространялось на рабочих мелких предприятий, с числом занятых менее 15 человек. Если работник обращался в Комиссию содействия равной занятости или в суд, предприниматель мог всегда сослаться на его низкую квалификацию.
В 1965 году в
качестве новой радикальной меры
был принят Закон об избирательных
правах, согласно которому применение
специальных проверок (тестов), отсеивающих
избирателей, могло быть приостановлено
в любом штате, если они, по мнению
суда, могли привести к ограничению
избирательных прав граждан на основании
"расовой принадлежности или цвета
кожи". Федеральному правительству
было разрешено посылать своих регистраторов
в штаты и избирательные
Расширение избирательных, гражданских прав, став общей тенденцией развития американской демократии в XX в., происходит между тем медленно и противоречиво. В октябре 1990 г. президент Буш наложил вето на законопроект о гражданских правах, одобренный перед этим большинством голосов в обеих палатах конгресса. Законопроект предусматривал значительное усиление федеральной защиты американцев из числа национальных меньшинств и женщин от дискриминации при найме на работу. Предусматривалась, в частности, денежная компенсация предпринимателей лицам, пострадавшим от дискриминации. Законопроект прямо был направлен на отмену шести принятых ранее постановлений Верховного суда США, которые были расценены как подрыв гражданских прав лиц, подвергшихся дискриминации из-за цвета кожи, религиозных убеждений, пола или национальности. При повторном рассмотрении законопроекта в конгрессе он не получил требуемых 2/3 голосов.
65. Становление
Четвертой республики во
В качестве первоочередных задач после освобождения Франции встали вопросы о государственном режиме и устройстве основных государственных органов. Необходимо было выработать новую систему, которая не допустила бы ошибок Третьей республики. Выборы 1945 г. завершились в пользу коммунистов, социалистов и международной католической партии. В 1946 г. разрабатывается проект конституции, который устраивал всех представителей парламента. Конституция 1946 г. состоит из 106 статей. По объему она значительно превосходит не только конституцию 1875 г., но также обе конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного консульства, равно как и конституции Второй империи. В преамбуле конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, предусматривалось учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Состав палаты должен был периодически обновляться. Высшим представителем государственной власти конституция объявляет президента республики, избираемого парламентом сроком на семь лет. Он лишался права роспуска нижней палаты, назначения без согласования высших дол-жност- ных лиц. Непосредственное управление страной осуществлял Совет министров. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику кабинета. Проект новой конституции вырабатывался всеми тремя партиями правительственной коалиции. Коммунисты — за 1-нопалатный парламент и ответственное перед ним правительство, против предоставления президенту широких полномочий (этот проект был отвергнут на референдуме). Второй проект — двухпалатный парламент, усиленная власть президента -стал законом в октябре 1946 года — конституцией 4 республики:
Информация о работе Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран