Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и метод ИОГП ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.
Вопрос 2 Особенности становления институтов гос-ва и прва у народов нашей страны в период древн мира: госсударственного образования закавказья северного причерноморья средней азии. Тюрский и хазарский каганаты булгарское царство.
Вопрос 3 Восточные славяне в прегосударственный период: социально-экономический уклад, особенности организации общественной власти, ппротогосударства.
Вопрос 54 1я Советская Конституция 1918г : подготовка и основные положения.

Файлы: 1 файл

IOGP_ekzamen (1).docx

— 425.63 Кб (Скачать файл)

 Правом отделения прежде всего воспользовалась Финляндия. В декабре 1917 г. Советское государство признало ее независимость. Советское правительство признало и состоявшееся при Временном правительстве отделение Польши. В Финляндии произошла короткая, но ожесточенная гражданская война, в которой еще стоявшие тамсоветские войска поддержали рабочее правительство. Вопрос был решен вводом германских войск. В июне 1918 г. из состава России вышла Тува, присоединенная к России по ее просьбе в 1914 г.

 Когда в государствах Украины,  Белоруссии, Эстонии, Латвии и  Литвы существовала Советская  власть, эти республики вступали  между собой и РСФСР в тесные  отношения, помогая друг другу  в решении военных, экономических  и других проблем. По декрету  BЦИK «Об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом» подлежали объединению республиканские органы военной организации и военного командования, СНХ, наркоматы финансов, труда, путей сообщения. Для руководства этими отраслями создавались единые коллегии.

 В 1919 г. в Литве, а в  1920 году в Эстонии и Латвии, была утрачена Советская власть. В Закавказье в апреле 1920 г.  провозглашается Азербайджанская  ССР, в ноябре 1920 г. Армянская  ССР, а в феврале 1921 г. —  Грузинская ССР.

 Дальний Восток был оккупирован  японскими войсками. Чтобы избежать  столкновения, Советское государство  пошло на создание в 1920 г.  буферного государства — Дальневосточной  республики (ДВР) с территорией  к востоку от Байкала до  Тихого океана, включая Сахалин  и Камчатку. 27 апреля 1921 г. Учредительное  собрание приняло Конституцию  ДВР. Во многом повторялась  Конституция РСФСР, но с демократическими  добавками (были провозглашены  свободы: собраний, печати, создания  союзов и обществ; личность, жилище  и переписка граждан объявлялись  неприкосновенными; никто не мог  быть наказан без суда). Когда Красная Армия освободила Дальний Восток от войск интервентов и белогвардейцев (25 октября 1922 г.), Народное собрание ДВР 14 ноября 1922 г. постановило передать власть Советам, отменило Конституцию и все законы ДВР и обратилось во ВЦИК с просьбой присоединить Дальний Восток к РСФСР. 15 ноября ВЦИК объединил Дальний Восток с РСФСР.

 В первой половине 1918 г. стали  создаваться автономные республики  на территории РСФСР. Появились  Туркестанская, Таврическая, Донская,  Кубано-Черноморская, Терская республики. Возникали они по инициативе  местных советских и партийных  органов в рамках прежних административно-территориальных  единиц. Четкого правового статуса  этих республик не было. Большая  часть их перестала существовать  в результате захвата их территорий  интервентами и белогвардейцами.  После освобождения они не  восстанавливались (Туркестанская  республика существовала до 1924 г.).

 В конце 1918 г. появляется  Трудовая Коммуна немцев Поволжья. В 1919 г. — Башкирская и Крымская  автономные республики. В 1920 г.  были образованы: 8 июня Карельская  Трудовая Коммуна, 24 июня Чувашская  автономная область, 26 августа Киргизская (позже Казахская) АССР, 4 ноября  Калмыкская и Марийская автономныеобласти  и Автономная область Вотякского  народа.

 Учреждение РСФСР было провозглашено  25 октября 1917 г., при этом понятие  «федеративная республика» не  было разъяснено. В «Декларации  прав трудящегося и эксплуатируемого  народа» уже сказано определеннее: РСФСР «учреждается на основе  свободного союза свободных наций  как федерация Советских национальных  республик».

 Поскольку национальные образования  в составе РСФСР в начале 1918 г. занимали очень небольшое  место, речь шла о том, что  Россия как федерация на деле  представляла собой унитарное  государство с этническими автономиями.  В Республике Советов отношения  центра с губернскими Советами  не были федеративными, под  федерацией понимался, скорее, коммунализм  — местное самоуправление. Однако  само представление об РСФСР  как федерации, включавшей многочисленные  национальные автономии, стало  стереотипом, который во многом  повлиял на дальнейшее государственное  строительство — было положено начало созданию этнополитических территориальных образований.

 В этой политике Наркомат  по делам национальностей (нарком  И.В.Сталин) испытывал сильное давление  и справа, и слева. «Интернационалисты»  требовали расширения прав автономий,  а старые большевики обвиняли  Наркомнац в том, что он «создает  национальности» и разжигает  национальные чувства, которых  объективно нет. В мае 1920 г.  была проведена «реорганизация»  наркомата. Из представителей  народов был создан Совет Национальностей,  который был поставлен «во  главе» Наркомнаца и стал «своего  рода парламентом национальностей». Объем функций наркомата быстро  расширялся — от политических  и культурных задач к экономическим. В нем помимо национальных отделов появились и функциональные управления — сельского хозяйства, лесничества, армии и т. д., что вызывало нарастающие трения с другими наркоматами.

 В целом Наркомнац выполнил  свою задачу — обеспечить поддержку  Советской власти со стороны  нерусских народов, вовлечь их  в государственное строительство  с постепенным усилением центральной  власти и подготовить объединение  республик в Союз. После образования  СССР Наркомнац был ликвидирован, а Совет Национальностей стал  второй палатой ВЦИК.

 Подход к самоопределению  наций и федерации может быть  понят лишь в контексте гражданской  войны. Главная установка Советского  государства была в том, что  порожденный Февралем национализм  не может быть подавлен. Единственный  выход — овладеть этой стихией,  соединить с социальными интересами  масс через идею «пролетарского федеративного государства» и превратить в оружие в войне против белых и интервентов. Как минимум — нейтрализовать. Для этого были приняты требования самоопределения, выдвинутые рядом национальных движений, а такжеВсероссийским мусульманским съездом (май 1917 г.).

 Эта цель была достигнута, что стало одной из важных  причин победы Советов в гражданской  войне. Напротив, белые оттолкнули  массу крестьян (своей позицией  по вопросу о земле) и одновременно  восстановили всех, в ком проснулось  национальное чувство.

 На раннем этапе развития  СССР (до середины 20-х годов) была  сделана попытка остановить процесс  огосударствления национальностей  — кампания, известная как «районирование».  Инициатором ее был Госплан  (до него — комиссия ГОЭЛРО), задачей — изменить старое  административное деление, доставлееся  в наследство от Российской  Империи в соответствии с задачами  хозяйственного строительства и  планирования. Побочной задачей  было укрупнение территориальных  единиц с целью повысить управляемость  и снизить затраты на госаппарат.

 Попытка разделения территории  не по национальным границам, а на экономические районы, сразу  изменила бы административное  устройство таким образом, что  тенденция к огосударствлению  этносов оказалась бы резко  ослабленной (предлагалось даже  сменить название Совета национальностей  на Совет экономических районов). Оказалось, однако, что эта попытка  была преждевременной: сопротивление  республик (особенно Украины)  и автономий было таким сильным,  что Госплан потерпел поражение.

Вопрос 48

Учредительное собрание. Декрет ВЦМК о роспуске УЧР  собрания от 6 января 1918г

 

  ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ  ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТДЕКРЕТ от 6 января 1918 года

 

О РОСПУСКЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯРоссийская революция, с самого начала своего, выдвинула Советы Раб., Солд. и Кр. Деп., как массовую организацию всех трудящихся и эксплуатируемых классов, единственно способную руководить борьбою этих классов за их полное политическое и экономическое освобождение.В течение всего первого периода Российской революции Советы множились, росли и крепли, изживая иллюзии, на собственном опыте, соглашательства с буржуазией, обманчивости форм буржуазно — демократического парламентаризма; приходя практически к выводу о невозможности освобождения угнетенных классов без разрыва с этими формами и со всяким соглашательством. Таким разрывом явилась октябрьская революция, передача всей власти в руки Советов.Учр. Собрание, выбранное по спискам, составленным до октябрьской революции, явилось выражением старого соотношения политических сил, когда у власти были соглашатели и кадеты.Народ не мог тогда, голосуя за кандидатов партии эс-эров, делать выбора между правыми эс-эрами, сторонниками буржуазии, и левыми сторонниками социализма. Таким образом, что Учр. Собрание, которое должно было явиться венцом буржуазно — парламентарной республики, не могло не встать поперек пути октябрьскойреволюции и Советской власти. Октябрьская революция, дав власть Советам и через Советы трудящимся и эксплуатируемым классам, вызвала отчаянное сопротивление эксплуататоров, в подавлении этого сопротивления вполне обнаружила себя, как начало социалистической революции.Трудящимся классам пришлось убедиться на опыте, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, что он совершенно несовместим с задачами осуществления социализма, что не общенациональные, а только классовые учреждения (каковы Советы) в состоянии победить сопротивление имущих классов и заложить основы социалистического общества.Всякий отказ от полноты власти Советов, от завоеванной народом Советской Республики в пользу буржуазного парламентаризма — и Учредительное Собрание было бы теперь шагом назад и крахом всей октябрьской рабоче — крестьянской революции.Открытое 5 Января Учредительное Собрание дало в силу известных всем обстоятельств, большинство власти правых эсеров, партии Керенского, Авасентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускающее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, признать «декларацию прав трудящагося и эксплуатируемого народа», признать октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное Собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного Собрания фракции большевиков и левых с.-р., которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.А вне стен Учредительного Собрания партия большинства Учр. Собрания, правые с.-р. и меньшевики ведут неравную борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению ее, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.Ясно, что оставшаяся часть Учредительного Собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контр — революции за свержение власти Советов.Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет:Учредительное Собрание распускается.

 

 Вопрос 49

Преобразования  в обл управления экономикой 1917-1918г

«Кавалерийская атака» на капитал. Деятельность Советского государства  в области экономикиСоциалистическую  реорганизацию общества большевики планировали провести путем экспроприации  частной собственности, ликвидации товарно-денежных отношений и эксплуататорских классов, осуществления прямого  продуктообмена между городом и  деревней и т. д.Экспроприация частной собственности осуществлялась последовательно и систематически. 26 декабря на II Всероссийском съезде Советов был принят Декрет оземле, согласно которому отменялась частная собственность на землю. Помещичьи имения, удельные, монастырские и церковные земли переходили в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов. В декабре 1917г. изымалась из оборота городская недвижимость, в августе 1918 г. она была передана в собственность государства. В начале 1918 г. были аннулированы все государственные долги. С апреля 1918 г. запрещены покупка, продажа и аренда торговых и промышленных предприятий. В мае 1918 г. отменено право наследования.В области промышленности необходимо отметить следующие мероприятия новой власти: введение рабочего контроля и проведение национализации.На II Всероссийском съезде было отмечено, что Советская власть установит рабочий контроль над производством. 14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Положение о рабочем контроле. Согласно этому акту во всех промышленных, торговых, банковских, транспортных и других предприятиях в целях планомерного регулирования народного хозяйства над производством, куплей, продажей, хранением, а также над финансовыми отношениями вводится рабочий контроль. Контроль должны были осуществлять рабочие предприятия через свои выборные органы.Национализация промышленности началась осенью 1917 г. Этот процесс прошел три стадии.На первой стадии (осень 1917 — весна 1918 г.) были национализированы предприятия, владельцы которых не соблюдали новые законы, эмигрировали или саботировали решения центральных или местных властей. В собственность государства перешли железные дороги. 14 декабря ВЦИК издал Декрет о национализации банков, в соответствии с которым банковское дело объявлялось государственной монополией. Все существовавшие частные банки объединялись с Государственным банком. В январе 1918 г. был национализирован морской и речной флот. В апреле 1918 г. национализирована внешняя торговля.Вторая стадия — национализация целых отраслей промышленности — началась весной 1918 г. В мае — июне была проведена национализация сахарной и нефтяной промышленности. В июне 1918 г. СНК издает Декрет о национализации предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной и другой промышленности.Третья стадия национализации промышленности проходила в годы гражданской войны. К концу 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем была объявлена национализация средней промышленности. 20 ноября 1920 г. ВСНХ принял постановление, согласно которому все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии механического двигателя на предприятии) или десяти (без двигателя) человек объявлялись национализированными.Декретом ВЦИК и СНК от 2 декабря 1917 г. в качестве центрального органа по руководствуэкономикой страны учреждался Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве.ВСНХ должен был разрабатывать планы и нормы регулирования экономики страны. Он согласовывал и регулировал деятельность центральных и местных органов, занимавшихся топливом, металлургией, транспортом, продовольствием и др. ВСНХ предоставлялось право конфискации, реквизиции, секвестра и проведения других мероприятий. Все законопроекты по регулированию народного хозяйства вносились в СНК через ВСНХ.Структура ВСНХ состояла из Всероссийского совета рабочего контроля, комиссии из представителей народных комиссаров, группы экспертов, отраслевых отделов. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.Местными органами ВСНХ были образованные

 

 

 

  Вопрос 50

Поллитика военного коммунизма в период гражданск  войны в Советской России: основн направления ее осуществления. Декрет СНК о разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в  распоряжение гос-ва, между производящими  губерниями 1919г

Ликвидация частных банков и  конфискация вкладов

 Одним из первых действий  большевиков во время Октябрьской  революции был вооружённый захват  Государственного банка. Были  захвачены и здания частных  банков. 8 декабря 1917 г. был принят  Декрет СНК «Об упразднении  Дворянского земельного банка  и Крестьянского поземельного  банка». Декретом «о национализации  банков» от 14(27) банковское дело  было объявлено государственной  монополией. Национализация банков  в декабре 1917 г. была подкреплена  конфискацией денежных средств  населения. Конфисковывалось всё  золото и серебро в монетах  и слитках, бумажные деньги, если  они превышали сумму в 5 тысяч  рублей и были нажиты «нетрудовым  путем». Для малых вкладов, оставшихся  неконфискованными, была установлена  норма получения денег со счетов  не более 500 рублей в месяц,  так что и неконфискованный  остаток быстро съедался инфляцией.

 Национализация промышленности

 Уже в июне-июле 1917 года из  России началось «бегство капитала».  Первыми бежали иностранные предприниматели,  искавшие в России дешёвую  рабочую силу: после Февральской революции установление явочным порядком 8-часового рабочего дня, борьба за повышение заработной платы, узаконенные стачки лишили предпринимателей их сверхприбылей[1]. Постоянно нестабильная обстановка побуждала к бегству и многих отечественных промышленников. Но мысли о национализации ряда предприятий посещали совсем не левого министра торговли и промышленности А. И. Коновалова ещё раньше, в мае, и по другим причинам: постоянные конфликты промышленников с рабочими, вызывавшие забастовки с одной стороны и локауты с другой, дезорганизовали и без того подорванную войной экономику[2].

 С теми же проблемамистолкнулись  и большевики после Октябрьского  переворота. Первые декреты Советской власти никакой передачи «фабрик рабочим» не предполагали, о чём красноречиво свидетельствует и утверждённое ВЦИК и СНК 14 (27) ноября 1917 г. Положение о рабочем контроле, которое специально оговаривало права предпринимателей[3] Однако и перед новой властью встали вопросы: что делать с брошенными предприятиями и как предотвратить локауты и прочие формы саботажа?

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"