Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:25, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1 Предмет и метод ИОГП ее место в системе наук. Задачи по изучению курса.
Вопрос 2 Особенности становления институтов гос-ва и прва у народов нашей страны в период древн мира: госсударственного образования закавказья северного причерноморья средней азии. Тюрский и хазарский каганаты булгарское царство.
Вопрос 3 Восточные славяне в прегосударственный период: социально-экономический уклад, особенности организации общественной власти, ппротогосударства.
Вопрос 54 1я Советская Конституция 1918г : подготовка и основные положения.

Файлы: 1 файл

IOGP_ekzamen (1).docx

— 425.63 Кб (Скачать файл)

 Начавшаяся как усыновление  бесхозных предприятий, национализация  в дальнейшем превратилась в  меру по борьбе с контрреволюцией.  Позже, на XI съезде РКП(б), Л. Д. Троцкий вспоминал[4]:  …В Петрограде, а потом и в Москве, куда хлынула эта волна национализации, к нам являлись делегации с уральских заводов. У меня щемило сердце: «Что мы сделаем? — Взять-то мы возьмем, а что мы сделаем?» Но из бесед с этими делегациями выяснилось, что меры военные абсолютно необходимы. Ведь директор фабрики со всем своим аппаратом, связями, конторой и перепиской — это же настоящая ячейка на том или другом уральском, или питерском, или московском заводе, — ячейка той самой контрреволюции, — ячейка хозяйственная, прочная, солидная, которая с оружием в руках ведёт против нас борьбу. Стало быть, эта мера была политически необходимой мерой самосохранения. Перейти к более правильному учёту того, что мы можем организовать, начать борьбу хозяйственную мы могли лишь после того, как обеспечили себе не абсолютную, но хотя бы относительную возможность этой хозяйственной работы. С точки зрения отвлечённо-хозяйственной можно сказать, что та наша политика была ошибочна. Но если поставить её в мировой обстановке и в обстановке нашего положения, то она была, с точки зрения политической и военной в широком смысле слова, абсолютно необходимой. 

 

 

Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской  мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918 года, национализировано 836 промышленных предприятий. 2 мая

 

1918 года СНК принял декрет  о Национализации сахарной промышленности, 20 июня — нефтяной. К осени  1918 в руках советского государства  было сосредоточено 9542 предприятия.  Вся крупная капиталистическая  собственность на средства производства  была национализирована методом  безвозмездной конфискации. К  апрелю 1919 года практически все  крупные предприятия (с числом  наемных рабочих более 30) были  национализированы. К началу 1920 года  была в основном национализирована  и средняя промышленность. Было  введено жёсткое централизованное  управление производствами. Для  управления национализированной  промышленностью был создан Высший  совет народного хозяйства.

 Монополия внешней торговли

 В конце декабря 1917 г внешняя  торговля была поставлена под  контроль Наркомата торговли  и промышленности, а в апреле 1918 г объявлена государственной  монополией. Был национализирован  торговый флот. Декрет о национализации  флота объявил общенациональной  неделимой собственностью Советской  России судоходные предприятия,  принадлежащие акционерным обществам,  паевым товариществам, торговым  домам и единоличным крупным  предпринимателям, владеющим морскими  и речными судами всех типов.

 Принудительная трудовая повинность

 Была введена принудительная  трудовая повинность, сначала для  «нетрудовых классов». Принятый 10 декабря

 

1918 года

 

кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для  всех граждан РСФСР[5]. Декретами, принятыми  СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход  на новую работу и прогулы, устанавливалась  суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система  неоплачиваемого добровольно-принудительного  труда в выходные и праздники  в виде «субботников» и «воскресников».

 Согласно декрету СНК от 29 января

 

1920 года «О порядке всеобщей  трудовой повинности», всё трудоспособное  население, независимо от постоянной  работы, привлекалось к выполнению  различных трудовых заданий. Декретом  при Совете обороны был создан  Главный комитет по всеобщей  трудовой повинности (Главкомтруд)  во главе с Дзержинским.

 В начале 1920 года, в условиях, когда демобилизация высвободившихся частей РККА представлялась преждевременной[6], некоторые армии были временно преобразованы в трудовые, сохранявшие военную организацию и дисциплину, но работавшие в народном хозяйстве[7]. Направленный на Урал для преобразования 3-й армии в 1-ю трудовую Л.Д. Троцкий вернулся в Москву[8] с предложением изменить экономическую политику[9]: заменить изъятие излишков продовольственным налогом (с этой меры через год начнется новая экономическая политика)[10].

 Однако предложение Троцкого  в ЦК получило лишь 4 голоса  против 11-ти [11], большинство во главе  с Лениным к изменению политики  оказалось не готово[12], и IX съезд  РКП(б) принял курс на «милитаризацию хозяйства»[13].

 Продовольственная диктатура

 Большевиками были продолжены хлебная монополия, предложенная Временным Правительством, и продразвёрстка, введенная Царским правительством. 9 мая 1918 выходит Декрет, подтверждающий государственную монополию хлебной торговли (введенную временным правительством) и запрещающий частнуюторговлю хлебом. 13 мая 1918 г. декретом ВЦИК и СНК «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», были установлены основные положения продовольственной диктатуры. Цель продовольственной диктатуры заключалась в централизованной заготовке и распределении продовольствия, подавлении сопротивления кулаков и борьбе с мешочничеством. Наркомпрод получил неограниченные полномочия при заготовке продуктов питания.  На основании декрета от 13 мая 1918 г. ВЦИК установил нормы душевого потребления для крестьян — 12 пудов зерна, 1 пуд крупы и т. д. — аналогичные нормам введенным Временным правительством в 1917 году. Весь хлеб, превышающий эти нормы, должен был передаваться в распоряжение государства по установленным им же ценам. В связи с введением продовольственной диктатуры в мае-июне 1918 г. была создана Продовольственно-реквизиционная армия Наркомпрода РСФСР (Продармия), состоящая из вооруженных продотрядов. Для руководства Продармией 20 мая 1918 г. при Наркомпроде было создано Управление главного комиссара и военного руководителя всех продотрядов. Для выполнения этой задачи создавались вооруженные продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями.

27 июля 1918 г. Наркомпрод принял  специальное постановление о  введении повсеместного классового  продовольственного пайка с разделением  на четыре категории, предусмотрев  меры по учету запасов и  распределению продовольствия. Сначала  классовый паек действовал только  в Петрограде, с 1 сентября 1918 —  в Москве — а потом был  распространен на провинцию.

 Снабжаемые делилось на 4 категории  (потом на 3): 1) все рабочие, работающие  в особо тяжелых условиях; кормящие  грудью матери до 1-го года ребенка  и кормилицы; беременные с 5-го  месяца 2) все работающие на тяжелых  работах но в обычных (не вредных) условиях; женщины — хозяйки с семьей не менее 4-х человек и дети от 3-х до 14 лет; нетрудоспособные 1-й категории — иждивенцы 3) все рабочие занятые на легких работах; женщины хозяйки с семьей до 3-х человек; дети до 3-х лет и подростки 14-17 лет; все учащиеся старше 14 лет; безработные состоящие на учете на бирже труда; пенсионеры, инвалиды войны и труда и прочие нетрудоспособные 1- й и 2-й категории на иждивении 4) все лица мужского и женского пола получающие доход от наемного чужого труда; лица свободных профессий и их семьи не состоящие на общественной службе; лица неопределенных занятий и все прочее население не поименованное выше.

 Объем выдаваемого соотносился по группам как 4:3:2:1. В первую очередь одновременно выдавались продукты по первым двум категориям, во вторую — по третьей. Выдача по 4-й осуществлялась по мере удовлетворения спроса первых 3-х. С введением классовыхкарточек отменялись любые другие (карточная система действовала с середины 1915 года). [14]

Запрет частного предпринимательства.

Ликвидация товарно-денежных отношений  и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством. Отмирание  денег.

Военизированное управление железными  дорогами.

 

Поскольку все эти меры принимались  во время гражданской войны, на практике они были гораздо менее согласованы  и скоординированы, чем было запланировано  на бумаге. Большие районы России были неподконтрольны большевикам, а  недостаток коммуникаций приводил к  тому, что даже регионам, формально  подчинявшимся советскому правительству  зачастую приходилось действовать  самостоятельно, в отсутствие централизованного  управления из Москвы. До сих пор  остается вопросом — был ли военный  коммунизм экономической политикой  в полном смысле этого слова, либо всего лишь набором разрозненных мер, принятых чтобы выиграть гражданскую  войну любой ценой.

 

 Вопрос 51

Создание  советской судебн системы. Декреты  о суде №1 1917г,№2 и №3 1918г Положение  о народном суде 1918 и 1920г

Декрет о суде № 1

 

Первоначально проект декрета был  разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР 16 ноября

 

1917 года было принято решение  о создании комиссии для рассмотрения  проекта декрета.[6]

 

После чего декрет должен был рассматриваться  ВЦИК, однако, поскольку отдельные  его положения вызывали возражения левых эсеров[7][8], большевики во главе  с Лениным фактически не допустили  полноценного рассмотрения декрета  ВЦИК, а декрет был утверждён непосредственно  Совнаркомом 22 (по другим данным 24) ноября 1917 г. по Юлианскому календарю («старый  стиль»).[9]

 

Декрет провозгласил упразднение  всех существовавших в России до его  принятия судебных учреждений

 как-то: окружные суды, судебные  палаты и Правительствующий сенат  со всеми департаментами, военные  и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.[10]

 

Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября

 

1917 года до издания особого  декрета об определении порядка  движения всех неоконченных к  этому числу дел.[11]

 

Действие института мировых  судей приостанавливалось до замены этих судей местными судами, избираемыми  «на основании прямых демократических  выборов, а до назначения таковых  выборов временно — районными  и волостными, а где таковых  нет, уездными, городскими и губернскими  Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

 Все гражданские дела, цена  иска по которым не превышала  3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало  двух лет лишения свободы (при  цене гражданского иска не  свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными  местным судам. При этомрешения  таких судов были окончательны  и не подлежали пересмотру  в апелляционном порядке.

 Допускался кассационный пересмотр  решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению  свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались  уездные (в Москве и Петрограде  — столичные) съезды местных  судей.

 Подведомственность иных дел  оставалась неопределённой до  издания «особого декрета».

 Институты судебного следствия,  прокурорского надзора и адвокатуры  также упразднялись. Производство  предварительного следствия возлагалось  на местных судей, а функции  обвинителя и защитника могли  исполнять «все не опороченные  граждане обоего пола, пользующиеся  гражданскими правами». При этом  отмечается, что

 Выступать по делу мог  любой человек, присутствующий  на суде, в том числе и заинтересованный  в исходе дела и стремящийся  намеренно выступить с целью  неправильного обвинения невиновного  или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты.

 Для разрешения споров гражданско-правового  характера и уголовных дел  частного обвинения предусматривалось  создание третейских судов, порядок  деятельности которых должен  регулироваться специальным декретом.

 

«Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел  о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями  торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц…» учреждались революционные  трибуналы в составе председателя и шести заседателей, избираемые губернскими или городскими Советами. Немногим позже деятельность трибуналов была урегулирована отдельной Инструкцией Наркомюста РСФСР.[14] Для производства по делам, подсудным трибуналам, при соответствующих Советах организовывались следственные комиссии.

 Декрет не до конца решил  вопрос о том праве, которое  должны применять вновь создаваемые  суды. Устанавливалось лишь, что

 Местные суды решают дела  именем Российской Республики  и руководятся в своих решениях  и приговорах законами свергнутых  правительств лишь постольку,  поскольку таковые не отменены  революцией и не противоречат  революционной совести и революционному  правосознанию.[10]

 

При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также  программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

 Позже (1918 год) было установлено,  что суды, признавая тот или  иной закон отменённым, должны  указать мотивы такой отмены.[15]

 

Интересно заметить, что многим позднее, в 1934 году, И. В. Сталин в беседе с  английскимписателем Г. Дж. Уэллсом  дал своеобразное теоретическое  обоснование возможности применения старых законов на первом этапе революции, сказав:

 Если же некоторые законы  старого строя могут быть использованы  в интересах борьбы за новый  порядок, то следует использовать  и старую законность.[16]

 

Сразу после издания декрета  начались меры по его претворению  в жизнь.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"