Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 03:00, шпаргалка

Описание работы

1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство.

Файлы: 1 файл

De cuong Ls Nga.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

 

  1. Причины возникновения сословно-представительной монархии в России.

Сословно-представительная монархия — форма правления, которая  предусматривала участие сословных  представителей в управлении государством, составлении законов; складывалась в условиях политической централизации.Причины возникновения: 1) относительная слабость монарха, который стремился к усилению позиций самодержавия, но был вынужден делить власть с Боярской Думой; 2) формирование и существование Земских Соборов.Земский собор представлял систему, состоящую из царя, боярской думы, духовенства в полном составе. Земский собор представлял временное совещание для обсуждения, а чаще всего для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Кроме Боярской Думы и верхушки духовенства в земские соборы входили представители дворянства и посадских верхов. Следует помнить, что появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии. Спецификой сословно-представительных органов было то, что роль «третьего сословия» в них была гораздо слабее, земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Земские соборы в своих решениях поддерживали московских царей. Первая половина XVII века явилась периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов. В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса, поэтому земские соборы заседали почти непрерывно. Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года: требования усиления феодальной зависимости крестьян; посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде. Решения Земского собора облачались в форму соборного акта - протокола за печатями царя, патриарха, высших чинов.

 

  1. Государственный механизм сословно-представительной монархии.

Система Земских  соборов, разработанная Иваном Грозным, стала важнейшей частью государственного устройства России в XVI-XVII вв. Практика созыва и порядок заседаний, состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Функции Земского собора:1) внешняя политика (война, ее продолжение  или подписание мира); 2) налоги; 3) после 80-х гг. XV века избирали царя (так  избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов); 4) принятие законов, также их обсуждение.Земские соборы в отличие от Боярской думы были представлены более широкими общественными слоями. Кроме Боярской думы и "освященного собора", они включали представителей поместного дворянства от различных земель. Появление Земских соборов ознаменовало установление в России сословно-представительной монархии. Наиболее активную роль в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики Земские соборы играли в первой четверти XVII в., в условиях разрухи и тяжелейшего финансового кризиса после иностранной интервенции. Государство в XVII в. сохранило облик сословно-представительной монархии. Земские соборы в первой трети века достигли вершин своего развития. Они действовали расширенным составом и фактически беспрерывно.Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно — своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы. Таким образом, подводя итоги сословно-представительного периода в России, следует отметить, что в данное время изменялись властные институты. В разные временные отрезки усиливалась роль то одного, то другого из них.

 

  1. Соборное Уложение 1649 года.

Предпосылки создания Соборного Уложения 1649 года определились еще задолго до его создания: 1) потеря Россией части своих территорий после войны со Швецией;  2) после похода на Москву в 1617-1618 потеря Смоленской земли и большей части Северной Украины; 3) последствия войны, вылившиеся в упадке и разорении хозяйства страны, требовали срочных мер по его восстановлению;4) после некоторого укрепления деревни и города все виды обложений вновь увеличиваются. Источники  Уложения: 1) Судебник царский и Указные приказов;Уложения — «о суде». 2) греко-римские  кормчие книги, новеллы; 3) Важнейшим источником Уложения был Литовский статут 3-й редакции.В Соборном Уложении  определялся статус  главы  государства  —  царя, самодержавного и наследного монарха. Преступный умысел,  направленный против персоны монарха, жестоко наказывался. Уложение  содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие    отрасли государственного  управления.  Эти   нормы    можно   условно   отнести   к административным.  Прикрепление  крестьян  к   земле, посадская реформа, изменившая положение  «белых  слобод», перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях, регламентация  работы  органов  местного  самоуправления,  режим въезда и выезда - все эти меры  составили  основу  административно-полицейских преобразований. Соборное уложение  состояло из  25  глав,  включавших    в   себя  967 статей.  В  этом  большом по  объему  памятнике  феодального   права   были систематизированы на  более  высоком  уровне юридической техники правовые нормы, действовавшие ранее. Кроме того,  имелись  и новые правовые  нормы, появившиеся главным образом под давлением дворянства и чернотяглых  посадов. Система  довольно   беспорядочная. Система преступлений охватывала разнообразные стороны жизни  общества: преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления;  преступления против благочиния;  должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления  против  нравственности. Система наказаний: физическое устрашение, заключение в тюрьму, смертная казнь, членовредительские наказания. Особенности системы наказания: индивидуализация наказания, жена и дети преступника не  отвечали  за совершенное им  деяние; сословный характер наказания, этот признак выражался в том,  что за одни и те же  преступления  разные  субъекты  несли разную ответственность; неопределенность в установлении наказания, этот признак был связан сцелью наказания – устрашением; тюремное  заключение,  как специальный   вид   наказания,   могло устанавливаться на  неопределенный срок.

 

  1. Основные этапы закрепощения крестьянства на Руси.

946. При княгине  Ольге "полюдье" древний  сакральный сбор дани с подвластного  населения превращается в "урок" фиксированную норму обложения,  государственное тягло, рентный  налог (оброк).

1061, 1072. "Русская  правда" Ярослава Мудрого; "Правда" Ярославичей. Основная масса крестьян - смерды - еще свободны. Появляются  первые формы зависимости: рядовичи; изорники - разорившиеся общинники, жившие на земле хозяина и обрабатывающие ее хозяйским инвентарем; огнищане (дружинники) и тиуны привилегированные домоправители и ключники, добровольно отдавшиеся в услужение.

1497. судебник  Ивана III. Установление правила Юрьева дня: крестьяне могут переходить к другому землевладельцу в ограниченный срок - за неделю до и неделю после 26 ноября. При этом росла плата за пожилое.

1550. Судебник  Ивана IV. Отменено рабство за  долги, подтвержден Юрьев день, но при этом увеличена плата  за "пожилое". Прикрепление к  тяглу посадских людей. 1585. Первый  указ о "заповедных летах", запрещающий переход крестьян  в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

Ноябрьское (1597 г.) Уложение царя Федора Иоановича. Установление пятилетнего срока исков о беглых крестьянах и пожизненной службы по кабалам.

1601. Указ  Бориса Годунова. Запрет перехода крестьянам, записанным в писцовых книгах

1646, 1649. Соборное  Уложение Алексея Михайловича.  Срок давности по искам о  беглых и вывезенных крестьянах  вовсе отменен. Полное запрещение  переходов крестьян, включая и  "Юрьев день". Прикрепление  к личности владельца, а не  к земле. Запрещен выход из  городского сословия. Окончательное  оформление крепостного права.

1718-1721. Указы  Петра I. Введена подушная подать и ответственность землевладельцев за уплату крестьянских податей. Подати возросли в три раза. Оформление практики "посессионного крестьянства": права купцов и промышленников покупать крестьян для работы на заводах. Прикрепление крестьян к заводам, а не к личности владельца

1765-1785. Указы  Екатерины II. Дворяне получили право посылать крестьян на каторгу. Освобождение дворян от налогов и их монополия на владение землями и крестьянами.

 

  1. Формы землевладения в период сословно-представительной монархии.

В соответствии с Соборным Уложением 1649 года основными  формами земельных владений в  этот период были царские дворцовые  земли, вотчины и поместья. Чернотяглые земли, находящиеся во владении сельских общин составляли собственность государства. В соответствии с Уложением дворцовые земли принадлежали царю и его семье, государственные (чернотяглые, черносошные) земли принадлежали царю, как главе государства. Фонд этих земель к этому времени существенно уменьшился, вследствие раздачи за службу.Вотчинное землевладение в соответствии с главой XVII Соборного уложения делилось на родовое, купленное и жалованное. Вотчинники имели привилегированные права по распоряжению своими землями, чем помещики, так как имели право продать, заложить или передать по наследству. Уложение установило право родового выкупа в течение 40 лет, причем точно определенными Уложением лицами. На купленные вотчины право родового выкупа не распространялось. Родовые и выслуженные вотчины не могли передаваться по завещанию посторонним лицам, если у завещателя были дети или боковые родственники. Запрещалось родовые и выслуженные вотчины дарить церкви.Купленные же у сторонних людей вотчины после передачи их по наследству становились родовыми. Глава XVI Соборного уложения обобщила все существующие изменения в правовом статусе поместного землевладения: 1) владельцам поместный могли быть как бояре, так и дворяне; 2) поместье передавалось по наследству в установленном порядке; 3) часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери; 4) разрешалось давать поместье в приданое; 5) разрешался обмен поместья на поместье или вотчину, в том числе большее на меньшее. Помещики не имели права свободной продажи земли без царского указа или заложить ее.

 

  1. Судебные органы периода сословно-представительной монархии.

Все судебные органы  XVII в. делились на государственные, церковные и вотчинные. Таким образом, система судебных органов соответствовала системе органов государственной власти и управления.

Государственные судебные органы состояли из трех инстанций: 1) губные, земские учреждения, воеводы  на местах, 2) приказы и 3) суд Боярской  думы и царя. Суд полковых воевод и судей при них над воинскими людьми в период их службы и полках тоже был разновидностью государственного суда. Уложение 1649 года, развивая установление Судебника 1550 года, провозглашало все категории лиц государственного аппарата, причастные к судопроизводству. Важнейшим   центральным  судебным  звеном были  приказы, среди которых имелись судебные (судные, четвертные приказы) и приказы со специальной подсудностью  (Земский, Поместный, Разбойный, Холопий).Высшей судебной и апелляционной инстанцией в отношении приказов были Боярская дума и царь. Приказы могли быть некомпетентны в рассмотрении  некоторых дел, относящихся к компетенции царя и Боярской думы. Аналогичная ситуация предусмотрена и в отношении местного суда в лице воеводы или губного старосты. Не будучи в состоянии решить  судебное дело, они обязаны отправить его в Москву, в приказ, и одновременно выслать поручные записи на истца и ответчика об их явке в суд. Уложение  регламентировало порядок работы судей прежде всего в приказах и на местах. В приказах обычно было несколько судей. Во главе некоторых приказов стоял боярин, или окольничий, или думный человек. Уложение предписывало решать судебные дела  коллегиально. Судебное делопроизводство в приказах, как и всякое другое, лежало на дьяках и подьячих. Подьячий  был обязан положить  дело «на стол к вершению вскоре». Запрещалось показывать судное дело сторонам и выносить из приказа. Подьячие вели в приказах и книги записи судебных дел и сбора судебных пошлин с точным обозначением даты слушания  дела. Книги скреплялись подписями дьяков.

 

  1. Процессуальные системы (формы процесса) в XVI-XVII вв.

С принятием  Соборного Уложения 1649 года изменения  произошли в области судебного  права. Был разработан ряд норм, касающихся организации и работы суда. Происходит еще большее разделение на две формы: “суд” и “розыск”. Суд основывался на двух процессах собственно “суд” и “вершение”, т.е. вынесение приговора, решения. Суд начинался с подачи челобитной жалобы. Ответчик вызывался в суд приставом, он мог представить поручителей. Судом принимались и использовались различные доказательства: свидетельские показания (не менее десяти свидетелей), письменные доказательства (наиболее доверительные из них - официально заверенные документы), крестное целование, жребий. Для получения доказательств использовались обыск “общий” - опрос населения по поводу факта совершенного преступления, и обыск “повальный” - по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении. В практику суда вводился так называемый “правеж”, когда ответчик регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания. Судоговорение было устным, но протоколировалось в “судебном списке” и каждая стадия оформлялось особой грамотой. Розыск или “сыск” применялся только по наиболее серьезным уголовным делам, причём особое место и внимание в розыске отводились преступлениям, в которых затрагивался государственный интерес. Дело в розыскном процессе могло начаться с заявления потерпевшего, с обнаружения факта преступления или с обычного наговора. Впервые устанавливается такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли служить результаты “обыска”, когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть против него. Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз, с определенным перерывом; а показания, данные на пытке (“оговор”), должны были быть перепроверены с помощью других процессуальных мер (допроса, присяги, обыска).

 

  1. Причины возникновения абсолютной монархии в России.

Время возникновения  абсолютной монархии на территории России - вторая половина ХVII в., а окончательное  ее оформление - первая четверть ХVIII в.Причины образования абсолютной монархии: 1) значительное развитие производства и торговли, образование всероссийского рынка, усиливающийсяобмен между областями, постепенно растущее товарное обращение, концентрирование небольших местных рынков в один всероссийский рынок; 2) начинает складываться класс буржуазии, руководителями и хозяевами становления всероссийского рынка были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было не чем иным, как созданием буржуазных связей; 3) росла и внешняя торговля. Но возможности внешней торговли были ограничены из-за отсутствия удобных морских портов. Эта задача могла быть решена только силой в ходе войны со Швецией и Турцией. А для этого необходимо сильное государство; 4) для успешного развития экономики необходима была сильная власть монарха, чтобы окончательно ликвидировать обособленность отдельных земель, чтобы действовали единые законы, чтобы защищать интересы своих купцов на международной арене; 5) не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий; 6) в сильной власти монарха в какой-то степени были заинтересованы все феодалы. Усиливается эксплуатация крестьянских масс. Обострялись классовые противоречия. Но государственный аппарат сословно-представительской монархии не мог справиться с растущими выступлениями сельского и городского населения; 7) Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было бороться за политическую и экономическую независимость.

 

  1. Общественный строй периода становления абсолютизма.

Особенностью  общественного строя России периода  становления абсолютизма является тенденция правовой регламентации  положения каждого сословия. Все  общество в это время делилось на 4 сословия: 1) дворянство, 2) духовенство, 3) мещане, 4) крестьянство.Дворяне - самое привилегированное сословие царской России. В 1718 года было закреплено положение дворянства как неподатного сословия. Дворяне имели ряд личных преимуществ. Дворянское достоинство могло передаваться жене и детям. Дворяне имели право поступать на службу в другие державы. Создавался дворянский суд, выборный судебный орган, избирались органы дворянской опеки. Дворяне имели фамильный герб, составлялись родовые дворянские книги. Дворяне разделялись на следующие категории:1)действительные дворяне имеющие происхождение от коронованных особ; 2)военное дворянство; 3)восьмиклассное дворянство; 4)иностранное дворянство; 5)титульное дворянство; 6)древние дворяне.Духовенство в России продолжительное время оставалось замкнутым сословием. Вместе с тем в конце XVII начале XVIII вв. усилилась правовая регламентация духовенства и шел процесс подчинения его государству. С 1722 года устанавливались жесткие правила вступления в духовное сословие из дворян. Практически духовенство оставалось замкнутым, закрытым сословием.Мещане (городовые обыватели) - составляли большинство городского населения и разделялись на 6 разрядов: 1. Настоящие обыватели; 2. Купцы в свою очередь разделялись на три гильдии; 3. Ремесленники, записанные в цеха; 4. Иностранные гости и иностранные лица, записанные в мещане; 5. Именитые горожане; 6. посадское население, не вошедшее в первые 5 разделов.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"