Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 03:00, шпаргалка
1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство.
Основные события гражданской войны в России пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г. В этот период ежегодно созывались Всероссийские съезды советов. В декабре 1919 г. постановлением Съезда “О советском строительстве” устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца, чрезвычайные сессии — по мере необходимости, по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК. Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В апреле 1920 г. СРКО преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республик, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обязательные для всех ведомств и учреждений. В особых условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и наркомату по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры. В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В феврале 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом. В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принимает Положения о сельских советах и о волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы. Параллельно с конституционными органами власти на местах возникали чрезвычайные органы —революционные комитеты (ревкомы). В их задачи входили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизаций.
В первые годы после победы Октябрьской революции были проведены работы по кодификации советского права. В 1918 году были приняты Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс о труде. В 1922 году – Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Земельный кодексы, в 1923 году – Гражданско-процессуальный кодекс. Историческое значение этой кодификации состоит в том, что она явилась первой в истории человечества кодификацией социалистического права, причем кодификацией, осуществленной невиданно быстрыми темпами. В самом деле, первые советские кодексы появились в течение года после победы Октябрьской революции (1918 год), для завершения кодификационных работ понадобилось всего лишь 5 лет. Историческое значение кодификации 20-х годов заключается также и в том, что она воплотила в себе созданную в результате победы Октябрьской социалистической революции систему социалистического права. Тот факт, что советское право в первые годы после победы Октябрьской революции было воплощено в кодексах, свидетельствует о том, что уже в эти годы в СССР создается система нового, социалистического права. Для Советского государства значение первых кодексов состояло еще и в том, что они явились базой для соответствующего текущего нормотворчества. Кроме достоинств кодификация советского права, конечно же, имела и недостатки. Эти недостатки относятся, прежде всего, к неполноте первой кодификации – неполноте первоначальной и неполноте последующей. Первоначальная неполнота дает знать о себе и при ознакомлении со структурой отдельных кодексов. Так, в Гражданский кодекс с самого начала не были включены такие важнейшие разделы гражданского права, как урегулирование транспортных и некоторых других договорных отношений. Что же касается последующей неполноты, то она была обусловлена тем обстоятельством, что уже после кодификационных работ создается ряд новых институтов советского права, оставшихся за пределами тех кодексов, к которым они тяготеют по своему содержанию. Другой весьма существенный недостаток возник вследствие того, что издание новых законов не всегда сочеталось с проведением необходимых работ по согласованию уже осуществленной кодификации с нововведениями более позднего времени.
Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в СССР в 1920-е годы. Переход к нэпу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX Всероссийского съезда Советов в декабре 1921 г. Новая экономическая политика имела цель: восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Причины: 1) недовольство крестьян продразверсткой; 2) недовольство матросов, солдат и рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны; 3) хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма». Основные мероприятия: 1) введение натурального налога, который был меньше продразверстки; 2) свобода торговли; 3) отмена декрета о полной национализации промышленности; 4) предприятия получили большую хозяйственную самостоятельность; 5) создание концессий с привлечение иностранного капитала. Главное противоречие НЭПа: начало создания рыночных отношений и стремление государства к жесткому контролю над всеми сферами жизни общества. Новые веяния во внутренней политике не изменили методы политического руководства страной. Государственные вопросы по-прежнему решал партийный аппарат. Вторым звеном в политической системе советской власти продолжал оставаться аппарат насилия – ВЧК, переименованная в 1922 г. в Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы и концлагеря. Насаждая большевистскую идеологию в обществе, Советское правительство нанесло удар по русской православной церкви и поставило ее под свой контроль, несмотря на декрет об отделении церкви от государства. В 1922 г. под предлогом сбора средств для борьбы с голодом была конфискована значительная часть церковных ценностей. Для подрыва внутрицерковного единства правительство оказывало материальную и моральную поддержку “обновленческим” течениям, призывавшим мирян повиноваться власти. Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая “диктатура пролетариата в союзе с крестьянством” на деле означала диктатуру ЦК РКП(б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.
В связи с переходом к нэпу произошла значительная перестройка правоохранительных учреждений. Меняется карательная политика государства. В 1921 г. был поставлен вопрос о необходимости подвергнуть ВЧК реформе. Декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК и его органы были упразднены, а при НКВД создавалось Главное Политическое Управление (ГПУ). На него были возложены задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению враждебных действий против государственной власти. ГПУ имело право: а) розыскной деятельности; б) на проведение дознания и следствия в определенные сроки; в) применять меры административного воздействия. В первые годы нэпа были внесены существенные изменения в организационную структуру милиции. Происходит ее перестройка, так как отпали военные функции. В НКВД появилось Главное управление милиции. В 1922 г. для улучшения организации борьбы с уголовными преступлениями из органов был выделен уголовный розыск. В составе НКВД создано Управление уголовного розыска.Кроме того, Советское государство воссоздало прокуратуру, наделив ее правом осуществлять надзор за законностью в деятельности наркоматов и исполкомов местных советов, должностных лиц и принимать незамедлительные меры по устранению выявленных правонарушений. В юридической литературе большое внимание уделялось документу, посвященному мерам по укреплению законности, – Положению о прокурорском надзоре. Согласно Положению о прокурорском надзоре в составе НКЮ (Народный Комиссариат Юстиции) учреждалась прокуратура для осуществления от имени государства надзора за законностью действий всех органов власти, организаций и отдельных граждан; для наблюдения за правильностью содержания заключенных под стражей.
Уголовный кодекс РСФСР вступил в действие с 1 июня 1922 года. Впервые появляется четкое деление на Общую и Особенную части. В общем понятии преступления указывались его главные черты – общественная опасность и противоправность, преступными признавались только виновные действия. Вводилось понятие аналогии: при отсутствии прямых указаний на отдельные виды преступлений, могли применяться сходные нормы УК. Провозглашёнными целями наказания были предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления, совершённого им. Система наказаний включала: 1)Изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; 2)Лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой; 3)Принудительные работы без содержания под стражей; 4)Условное осуждение;5)Конфискацию имущества, полную или частичную; 6)Штраф; 7)Поражение прав;8)Увольнение от должности; 9)Общественное порицание; 10)Возложение обязанности загладить вред. К другим мерам социальной защиты, заменяющим по приговору суда наказание, относятся: 1)Помещение в учреждение для умственно- или морально-дефективных; 2)Принудительное решение; 3)Воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом; 4)Удаление из определённой местности. Самое легкое наказание – общественное порицание – заключалось в публичном объявлении вынесенного судом осуждения данному лицу или опубликовании приговора в печати за счет осужденного. Схема родов преступлений выглядела следующим образом: государственные преступления, должностные, нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные, против личности, имущественные, воинские.
Кодекс различал
две категории субъектов
Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья обратились в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации", который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. Однако В. И. Ленин идею автономизации отверг. Он сформулировал идею создания союза равноправных советских республик – «объединения вместе с РСФСР» в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия. Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию. 29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и
Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации иДоговора об образовании СССР. Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой Конституции союзного государства. 27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР. Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – СоветНародных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II Всесоюзным съездом Советов.
Конституция СССР 1924 года — первый основной закон СССР. Государственное устройство отражало многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларация об образовании СССР; Договор об образовании СССР. В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. Она не просто декларировала создание Союза. Первая союзная Конституция дала исчерпывающий перечень предметов ведения. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены: внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства. Верховным органом СССР объявлялся Съезд Советов СССР, в период между съездами верховным органом власти был ЦИК СССР, который состоял из Союзного совета и Совета национальностей. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным органом был Президиум ЦИК. ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР.
Для уголовного права в рассматриваемый период характерно усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектом которых являлась социалистическая собственность. Еще одной особенностью уголовного законодательства являлось ужесточение мер наказания. Некоторые законы использовались государством для проведения репрессий против невиновных людей. Государством принимались как нормативные акты, являвшиеся юридическим основанием массовых незаконных репрессий, так и законы, закреплявшие демократические положения уголовного процесса.
Принципы уголовного процесса — гласность судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту и т. д.Многие демократические положения уголовного процесса во времена репрессий игнорировались или нарушались. В июле 1927 г. ЦИК и СНК утвердили новое положение о воинских преступлениях. В него были включены такие составы воинских преступлений, как: 1) уклонение от несения обязанностей военной службы под предлогом религиозных или иных убеждений; 2) оскорбление военнослужащим другого военнослужащего при отсутствии между ними отношений подчиненности и старшинства; 3) нарушение лицом, входящим в суточный наряд уставных правил внутренней службы. Установление авторитарного режима в стране и централизация управления породили тенденцию к усилению уголовных репрессий. Допускалось широкое толкование понятия "измена Родине". Признанные виновными карались высшей мерой наказания - расстрелом, а при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок 10 лет. Данный закон предусматривал, что если заочно приговоренному военнослужащему удавалось скрыться, то члены его семьи карались решением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. В 1929 г. ЦИК принял Постановление об объявлении вне закона советских граждан, оставшихся за рубежом. Объявление вне закона влекло за собой расстрел в течение 24 часов и конфискацию имущества. В 1932 г. ЦИК и СНК приняли постановление «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации».Закон рассматривал социалистическую собственность в качестве священной и неприкосновенной, и устанавливал, что лица,покушающиеся на нее, рассматривались в качестве врагов народа. Этот закон получил название у колхозников "закон о колосках". Голод и бесплатный труд толкали крестьян на мелкие хищения продовольствия. Для того чтобы быть осужденным по этому закону, достаточно было собрать несколько колосков с убранного колхозного поля.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"