Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 03:00, шпаргалка

Описание работы

1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство.

Файлы: 1 файл

De cuong Ls Nga.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

Крестьяне составляли основную массу зависимого населения  и являлись главной производительной силой общества. Крестьяне разделялись  на следующие разделы:1)государственные крестьяне, платили оброк государству и несли повинности; 2)крепостные (частновладельческие) несли повинности: оброк и барщину; 3)монастырские и церковные; 4)дворцовые (крестьяне царских вотчин); 5)посессионные (приписанные к заводам); 6)однодворцы (потомки служилых людей, поселенных на окраинах государства). Крестьяне платили подушную подать (введенную Петром I в 1719 году), несли барщину и оброк, рекрутскую, постойную и мостовую повинности.

 

  1. Государственный аппарат абсолютной монархии при Петре I.

В период абсолютизма  большое внимание уделялось укреплению государственного аппарата. В результате реформ сформировался разветвленный, строго централизованный, бюрократический государственный аппарат.В 1711 году был создан Правительствующий Сенат (Присутствие + Канцелярия), а Боярская Дума прекратила свое существование. Сенат являлся высшим исполнительно-распорядительным, судебным органом. В отсутствии царя и по его распоряжению он осуществлял функции верховной государственной власти. Состав Сената назначался царем. При Сенате была учреждена должность генерал - прокурора, осуществлявшим контроль за деятельностью Сената, он мог приостановить исполнение решений Сената и докладывать об этом царю. Петром I вместо системы приказов были созданы новые органы отраслевого управления - коллегии : военная, адмиралтейская, иностранных дел, берг и мануфактур-коллегия, комерц-коллегия, штатс-контор-коллегия (расходы финансов), ревизион-коллегия (контроль над финансами), юстиц-коллегия, духовная коллегия, камор-коллегия, Главный магистрат, Преображенский приказ.

В 1708 году произведена  губернская реформа, в результате которой  России была разделена на 8 губерний: Московская, Ингермаландская, Архангельская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Сибирская.

При Петре I в России была создана полиция  общая и политическая.В XVIII в. были созданы судебные органы. Петр I принял попытку отделить суд от администрации с целью ограничить судебный произвол. В 1719 году в 9 городах были созданы коллегиальные суды, а в других городах - единоличные.

 

  1. Суд и процесс при Петре I.

Судебная  реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю  судебную систему России. Основная задача реформы - отделение суда от администрации. Во главе судебной системы  стоял монарх, который решал самые  важные государственные дела. Он был  верховным судьей. Следующим судебным органом был Сенат, который являлся  апелляционной инстанцией, давал  разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению  к надворным судам, являлась органом  управления над всеми судами, разбирала  некоторые дела в качестве суда первой инстанции. Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы  и вице-губернаторы. Некоторые категории  дел решались иными учреждениями в соответствии с их компетенцией. Судебные функции исполняли почти  все коллегии, исключая коллегию Иностранных  дел. Политические дела рассматривали  Преображенский приказ и Тайная канцелярия. В 1722 году была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам. Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным. Существовало три закона процессуального законодательства конца. Одним из них был Указ 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском. В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб", которое устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В нем содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора. Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса.

 

  1. Артикул Воинский 1715 г. (общая характеристика)

Начало XVIII в. в России отмечено крупными имперскими преобразованиями, охватившими все  сферы жизни государства. «Артикул воинский» — изданный 25 апреля 1715 года военно-уголовный кодекс (без  общей части, в основном излагал  наказания за воинские преступления). Состоит из 209 статей-артикулов. Основные источники: Строевой устав русской пехоты 1700 года, Уложение Шереметьева 1702 года, Краткий артикул Меньшикова 1706 года, военные законы шведского короля Карла IX. Устав определял порядок военной службы, правила взаимоотношений военнослужащих, военно-уголовную систему, систему воинских чинов, судебную систему и многие другие вопросы. В Уставе были введены наказания за многие деяния, которые вообще не охватывались ранее действовавшим законодательством, резко ужесточена ответственность за преступления. Устав ввёл в явном виде формальную силу доказательств, определяя набор необходимых для доказательства свидетельств и доказательную силу каждого из них. При Петре впервые появляется термин «преступление» для определения наказуемых деяний. Преступление рассматривалось не только как нарушение законов, но и как действие, причинявшее вред государству. Впервые появляются такие институты уголовного права, как умысел, неосторожность, случайность, смягчающие, отягчающие и исключающие ответственность обстоятельства. Наказания в Уставе делились на 5 групп: 1. Обыкновенные телесные наказания; 2. Жестокие телесные наказания; 3. Наказания смертные; 4. Легкие наказания чести;5. Тяжелые наказания чести.Широко вводилась розыскная форма процесса, четко определялась подсудность судов. Процесс делится на 3 части: повещание – позбуждение дела, розыск и судебное разбирательство и вынесение приговора.

 

  1. Развитие государственного аппарата в послепетровский период (1725 г. – конец XVIII века).

В 1726 г. был  создан Верховный тайный совет —  новый высший орган власти, который  оттеснял на вторые позиции Сенат. В  этих условиях продолжение крупных  реформ стало невозможным. Пришедшая  к власти в 1730 году Анна Иоанновна  провозгласила себя самодержавной  императрицей, упразднила Верховный  тайный совет, а его наиболее активных членов отправила в Сибирь. Вместо Верховного тайного совета был восстановлен Сенат, который уже через год был оттеснен на второй план Кабинетом, составленным царицей. Петра III в июле 1762 г. сменила на престоле его супруга Екатерина II, царствовавшая 34 года. Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената. Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н.И. Панин представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей и двух советников. Все важнейшие вопросы должны были рассматриваться Советом в присутствии императрицы, которая принимала окончательные решения. Кроме того, предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов. Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть императрицы, был ею отклонен, однако мысль о разделе Сената была проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутренними и политическими делами, второй - судебными, третий ведал делами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образованием, полицией; четвертый - военными и морскими делами. Два московских департамента соответствовали первому и второму петербургским.

Управление  отдельной губернией было возложено  на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме  губернатора в него входили два  губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно  с вице-губернатором ведало всеми  полицейскими учреждениями губернии и  уезда. Уездным исполнительным органом  был нижний земский суд, возглавляемый  капитаном-исправником. Он считался начальником  уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, проводил предварительное следствие  по судебным делам.

 

 

  1. Изменения в правовом положении дворянства и крепостного крестьянства во второй половине XVIII в.

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась  прежде всего на дворянство, и уже  в первые годы ее правления закладываются  основы самоуправления этого сословия. Реформа 1775 г. увеличила влияние  дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее  существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю  и крепостных, право быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые  новые привилегии, в частности, запрещалась  конфискация имений дворян за уголовные  преступления, было облегчено получение  дворянства и т.д. Помимо этого, в 1785 г. губернскому дворянству, как раньше уездному, как единому целому были предоставлены права юридического лица. В конечном итоге система  дворянского управления, сложившаяся  в годы правления Екатерины II, имела  следующий вид. Помимо выборов должностных  лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также  проблемы, связанные с сословной  дисциплиной. Кроме того, собрания имели  право представлять свои пожелания  губернатору.Однако наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объективно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостничества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II всемерно поддерживать помещиков и держать в повиновении крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею освобождения крестьян, крепостным было запрещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов - здесь в конце XVIII в. было распространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепостные составляли около 50% общей их численности, более половины из них были на барщине, которая увеличилась до пяти дней в неделю. Распространилась торговля крепостными.

 

  1. Изменения в правовом положении крепостного крестьянства России в первой половине XIX в.

В первой половине XIX в. крестьянство составляло примерно 9/10 производительного населения  России. В социальном и правовом положении крестьян в этот период наблюдались заметные перемены. Усиливалась  хозяйственная дифференциация различных  категорий крестьян. Характерным  явлением стало сокращение крестьянских наделов и увеличение объема повинностей  крестьян. Первый закон, содержавший некоторое ограничение помещичьей власти, был изданный при Павле I Манифест 1797 г. о 3-хдневная недельной барщине. Александр I искренно желал освобождения крепостных крестьян, но встретии сопротивление окружающих, и исполнил одно свое решение — не раздавать больше казенных населенных имений в частные руки. Затем, при нем произошло безземельное освобождение крестьян в Прибалтийских губерниях. Александр издал 20 февраля 1803 г. закон, который дозволял помещикам отпускать своих крестьян на волю, с земельными наделами. Николай I вступил на престол с намерением улучшить положение крестьян. В результате длительных секретных обсуждений 2 апреля 1842 г. был издан закон об «обязанных крестьянах», который вызвал много шуму и толков среди помещиков, но не имел почти никаких последствий. Указ 30 авг. 1827 г. регулировал и частью ограничивал право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь; закон дозволял отсылать в Сибирь людей не старше 50 лет, не дряхлых и не увечных. Указом 2 мая 1838 г. было запрещено принимать крепостных людей без земли в обеспечение и удовлетворение частных долгов, а также запрещена продажа крепостных людей. Указом 2 янв. 1841 г. было подтверждено правило о запрещении продажи крестьян отдельно от их семейств. Крестьяне собственно разделялись на две основные группы — оброчных, плативших господину лишь определенную денежную сумму, и барщинных, обязанных работать на господском поле. Положение оброчных крестьян было, в общем, значительно более благоприятным, чем положение барщинных. Они имели большие земельные наделы, ибо помещики в нечерноземных губерниях часто вовсе не вели сельского хозяйства и отдавали все удобные земли в пользование крестьян. Положение крестьян в барщинных вотчинах было во всех отношениях хуже, чем положение «оброчников». Вмешательство господ в крестьянскую жизнь и хозяйство было здесь неизмеримо более чувствительным.

 

  1. Государственный аппарат России в первой половине XIX в.

Важное значение в государственном строе России имел  Негласный комитет, существовавший с 9 мая 1801 г. по 9 ноября 1803 г. Он состоял из так называемых  "молодых  друзей"  Александра I.  Негласный комитет  не  имел организации  государственного  учреждения. С осени 1803 г. Александр  стал рассматривать важнейшие вопросы государственного управления в кругу подчиненных ему высших чиновников-министров в Комитете министров. Созданный законодательным актом 1 января 1810 г. Государственный совет был высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались царем  из влиятельных чиновников России;  по  должности в состав Совета входили министры.  Председатель  Государственного совета  назначался  императором. Аппарат  Государственного  совета  состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух  комиссий  и государственной  канцелярии. В действительности Государственный совет не был единственным законосовещательным учреждением России. Довольно часто после рассмотрения  в Комитете министров, Собственной его императорского  величества  канцелярии, Синоде,  отдельных  высших  комитетах, Военном  и Адмиралтейском советах законопроекты  поступали  на  утверждение   царя,   минуя   общее   собраниеГосударственного совета. Одновременно с  министерствами  8  сентября  1802  г был учрежден  Комитет министров, состоявший из министров и главноуправляющих на правах  министров. Комитет  министров  являлся органом, характерным для абсолютной монархии.  Это  было  высшее  административное учреждение,  совещание неограниченного монарха  по  вопросам  управления государством. В  первые   годы   царствования  Александра  проводится  ряд реформ Правительствующего Сената, изменивших его функции, состав и положение в системе государственного аппарата.В  результате Сенат представлял собой совокупность ряда полусамостоятельных    департаментов, скрепленных главенством стоявшего над Сенатом генерал-прокурора. Возникшая еще в конце ХVIII в. Собственная его императорского величестваканцелярия приобрела  характер  общегосударственного  высшего  учреждения с1812 г. С 1826 по 1842 гг. Канцелярия состояла из 6 отделений. Первое отделение заведовало разнообразными делами, связанными с  отчетностью министров императору,  изготовлением "высочайших" указов т.п. Создание и деятельность Второго отделения  канцелярии  было связано с кодификацией законов - составлением различных сборников законов России. Особое место в государственном аппарате России занимало Третье  отделение - орган политического сыска и следствия. Четвертое отделение было создано из канцелярии императрицы  Марии  Федоровны (жены Павла 1),  Это отделение ведало  благотворительными  учреждениями  и женскими учебными заведениями. Пятое и Шестое отделения канцелярии считались  временными.  Пятое  отделение было учреждено для разработки реформ о государственных крестьянах. Шестое  отделение  было  создано "для водворения  в Закавказье   прочного устройства", т. е.  для  разработки  административной  реформы на  Кавказе.

 

  1. Систематизация русского законодательства М.М. Сперанского.

Николай I дал  установку привести в порядок  существующие нормы. Работу надкодификацией возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист.Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. Сначала преступили к созданию Полного собрания законов. Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод – уже по отраслевому. Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила законы об органах власти и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления, 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройств, 7-я – уставы благочиния, 8-я – законы уголовные. После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса. Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко.

 

  1. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

Уложения  были направлены на защиту феодальной государственности, классовых интересов  и сословных привилегий дворян-помещиков. Уложение 1845 года о наказаниях уголовных и исправительных состояло из 2224 статей. Его структура такова: 12 разделов, распадающихся на главы, на отделения, отделы. Достаточно четко прослеживалось деление закона на общую и особенную части. В Уложении дается четкое понятие преступления. Это определение позволяет выделить три основные характеристики преступного деяния. Во-первых, главным признаком преступления считалось противоправность деяния. Во-вторых, преступные деяния подразделялись на преступления и проступки. В-третьих, преступлением называлось как действие, так и бездействие. Система наказаний была чрезвычайно сложной и громоздкой. Она представляла собой лестницу наказаний, в которой все наказания подразделялись на рода, виды и степени по их тяжести. Было установлено 12 родов наказаний, которые образовывали убывающую прогрессию, начиная от смертной казни и кончая внушением. К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и смертная казнь, лишение всех прав состояния и ссылка на каторгу, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение в Сибирь, лишение всех прав состояния и ссылка на поселение на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав, преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав. К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости, арест, выговор в присутствии суда, замечания и внушения, сделанные судом или должностным лицом, денежные взыскания. Лишение всех особенных прав и преимуществ заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"