Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 03:00, шпаргалка
1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство.
В 30-е произошло
окончательное становление
Репрессии 30-х годов — важное явление в судьбе России и русского народа. Система ГУЛАГа включала в себя спецпоселения, колонии и лагеря. К "сталинским репрессиям" относятся приговоры по ст. 58 (Особенная часть УК РСФСР 1926 года) о контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлениях. Данная статья включала такие преступления, как измена Родине, вооруженное восстание, шпионаж, совершение террористических актов, пропаганда, агитация и т.д. Это приговоры к высшей мере или к лишению свободы в лагере. 30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации". Согласно этому постановлению, кулаки были разделены на три категории: 1) первая категория - организаторы террористических актов; 2) вторая категория - остальная часть контрреволюционного актива; 3) третья категория - остальные кулаки. В 1930 году издается приказ ОГПУ № 44/21, который предусматривал немедленную ликвидацию "контрреволюционного кулацкого актива". Власти решили в 1932 году принять репрессивные меры к нарушителям производственной дисциплины. Постановление 1932 года предусматривало за прогул следующие меры наказания: немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение нарушителей с места жительства. Самым главным стало введение в 1932 году внутригосударственного паспорта. Паспортизация помогла ограничить проникновение кулаков в города, а также их рыночную деятельность. Весной 1934 года правительство предпринимает репрессивные меры в отношении малолетних беспризорников и хулиганов. В 1935 году Политбюро издало указ, в соответствии с которым предусматривалось "привлекать к суду и применять необходимые по закону санкции к подросткам, достигшим 12 лет, уличенным в грабежах, насилии, нанесении телесных повреждений, членовредительстве и убийствах". 30 июля 1937 был принят приказ НКВД № 00447 "Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов". Приказом НКВД для ускоренного рассмотрения дел были образованы "оперативные тройки". В состав тройки обычно входили: председатель - местный начальник НКВД, члены - местные прокурор и первый секретарь комитета ВКП (б). 9 марта 1936 года Политбюро ЦК ВКП (б) издало постановление "О мерах, ограждающих СССР от проникновения шпионских, террористических и диверсионных элементов". К сентябрю 1938 года основная задача репрессий была выполнена. В июле-сентябре был осуществлён массовый отстрел ранее арестованных партфункционеров, коммунистов, военачальников, сотрудников НКВД, интеллигентов и прочих граждан, это стало началом конца террора.
Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии. Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей. Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты. Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти. Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза. Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, устанавливался переход к тайному голосованию.
Конституционные основы советского государства и права в годы Великой Отечественной войны остались незыблемыми: продолжали функционировать СНК, Верховный Совет СССР. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета издал Указ «О военном положении», власть на территориях, объявленных на военном положении, была передана военным органам управления. 23 июня 1941 г. была создана Ставка Главнокомандования– высший стратегический военный орган. 30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) был создан Государственный комитет обороны. ГКО являлся высшим чрезвычайным государственным органом в период военного времени. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ о всеобщей мобилизации граждан 1905–1918 гг. рождения. Начали формироваться отряды народного ополчения, совершенствовалась структура Рабоче-Крестьянской Красной Армии.На военные рельсы была переведена промышленность. Были созданы новые народные комиссариаты (Народный комиссариат боеприпасов). В годы ВОВ резко возросла значимость партийно-командной системы СССР, практиковались совместные постановления СНК, ЦК ВКП(б) и Президиума Верховного Совета СССР. Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего. В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.
В середине
50-х были предприняты меры, направленные
на приостановление правового
В 1961 г. Верховный Совет утвердил Основы гражданского законодательства союзных республик. Основы закрепляли государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций. В рассматриваемый период встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. На смену отраслевому принципу управления промышленностью пришел территориальный. Переход к территориальной системе управления преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. В 1954 г. из состава МВД был выделен и образован КГБ. В 1956 г. МВД и милиция в областях и краях были образованы в единые управления внутренних дел. В 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с данным Положением высший надзор за исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности. В 1958-г. были пересмотрены полномочия высшего судебного органа страны — Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик. Были расширены права министерств союзных республик по управлению промышленностью: в мае 1955 г. был изменен порядок планирования и финансирования хозяйств союзных республик. Их Советы министров стали сами утверждать планы производства и распределения. Для координации межреспубликанской экономической политики была образована Экономическая комиссия Совета Национальностей. В задачи комиссии входило также согласование экономических интересов автономных республик. В 1957 г. Верховный Совет СССР принял законы «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов» и «Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов их устройства». На основании этих актов союзные республики провели ряд территориальных преобразований и изменений в статусе национально-государственных образований. Уголовное право. Изменение круга субъектов, видов наказания, отмена чрезвычайных положений закона.
Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы. Вся власть в СССР принадлежала народу. СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в результате добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза. Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Конституция предусматривала личную собственность граждан, в которой могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства. В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставляемые для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР. Конституция устанавливала организацию судебной системы в СССР, основанную на принципах выборности судей, коллегиальности рассмотрения дел с участием народных заседателей. Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.
Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Централизованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В условиях острой критики социализма в политическом руководстве происходит раскол. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы. В июне 1988 года конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались. Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу – КПСС. В 1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.
Распад СССР
— прекращение существования
СССР в конце 1991 г. 25 декабря 1991 —
Президент СССР М. С. Горбачев объявил
о прекращении своей
5)инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР; 6)растущее недовольство населения, связанные с периодическими перебоями с продовольствием; 7)Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря; 8)ряд техногенных катастроф.Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В течение 1990—1991 гг. произошёл «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими. Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. 12 июня 1990 года Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Декларация утвердила приоритет Конституции и Законов РСФСР над законодательными актами СССР. В марте 1991 года состоялся референдум, на котором проголосовало за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик» более 76 % от числа принявших участие в референдуме. В апреле 1991 года – проектирование нового Союзного договора, существенно расширяющего права республик. 19 августа 1991 года – создание ГКЧП, который ввел ЧП, запретил проведение митингов и демонстраций, установил контроль над СМИ, ввел в Москву войска (попытка путча). 22 августа – арест членов ГКЧП. 8 декабря – Беловежское соглашение, прекращение существования СССР. Создание СНГ. 27 декабря – заявление Горбачева об отставке. СССР прекратил свое существование.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"