- Отмена крепостного права в России. Организация быта крестьянской общины.
19 февраля
1861 года Александр II утвердил
Положения об отмене крепостного
права и издал в связи с
этим Манифест об освобождении
крестьян от крепостной зависимости.
По закону крестьяне получили право выкупить
у помещиков свои усадьбы и, сверх того,
могли по соглашению с помещиками приобрести
у них в собственность полевые наделы.
Пока крестьяне пользовались наделами,
не выкупив их, они находились в зависимости
от помещиков и назывались временно-обязанными
крестьянами. Когда же выкуп был произведен,
крестьяне получали полную самостоятельность
и становились крестьянами-собственниками.
Выкуп производился по заключении соответствующих
договоров ("уставных грамот"), при
этом казна уплачивала помещикам стоимость
их земель, отошедших под крестьянские
наделы. После этого крестьяне должны
были в течение 49 лет погасить свой долг
государству ежегодными взносами "выкупных
платежей". Крестьянские надельные
земли не были собственностью отдельных
крестьян или крестьянских "дворов".
Они передавались во владение крестьянским
обществам, в которые соединялись по месту
жительства вышедшие из крепостной зависимости
крестьяне. Выкупные платежи и все подати
крестьяне платили миром, который был
связан "круговою порукою". Органом
крестьянского мира был сельский сход,
в котором участвовали все крестьяне-домохозяева
и который в своих внутренних делах имел
широкую компетенцию. Сельский сход выбирал
сельского старосту, а также уполномоченных,
которые образовывали волостной сход.
Одним из самых трудных и сложных вопросов
в деле крестьянской реформы было определение
размеров крестьянского полевого надела.
Земледелие не везде было главным занятием
крестьян. Под влиянием столь разнообразных
местных условий и приходилось определять
размеры крестьянского полевого надела
особо для каждой "полосы" государства
и для отдельных губерний и даже уездов.
Так было совершено великое дело отмены
крепостного права.
- Судебная реформа 1864 года.
Судебная
реформа 1864 года внесла значительные изменения
в судоустройство крепостнической
России. Реформа отразила классовые интересы
русской буржуазии, которая в целях упрочения
своих позиций нуждалась в объявлении
формального равенства всех перед судом,
в утверждении начал буржуазной законности.
Это проявилось во введении суда присяжных,
адвокатуры, реорганизации прокуратуры,
в новой организации судебного процесса
и судебных учреждений. Судебными уставами
1864 года создавалась оригинальная и эффективная
система правосудия. Она имела две ветви,
две подсистемы, которые объединял высший
судебный орган – Сенат: общие суды и мировые
суды. Кроме того, существовали суды особой
подсудности: военные, волостные, коммерческие
и другие, создание которых предусматривалось
иными законодательными актами. Более
значительной гарантией независимости
судов стал принцип несменяемости судей.
Для рассмотрения дел о преступлениях,
за которые могло быть назначено наказание
в виде лишения прав привлекались присяжные
заседатели. Реформой 1864 года была установлена
следующая система судов: суды с избираемыми
судьями – мировые судьи и съезды мировых
судей – и суды с назначаемыми судьями
– окружные суды и судебные палаты. Сенат
в процессе судебной реформы также претерпел
изменения. Он превратился в единственный
в стране кассационный суд. Судами
первой инстанции
были окружные суды. Второй инстанцией
в системе общих судов являлась
судебная палата. Адвокатура по судебным
уставам была двух категорий. Адвокатами
высшей категории являлись присяжные
поверенные, которые объединялись в корпорации
по округам по округам судебных палат.
Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли
частные поверенные. Большое значение
для утверждения новых демократических
принципов судопроизводства имела и реорганизация
прокуратуры. После судебной реформы прокуратура
освободилась от функции общего надзора,
ее деятельность ограничивалась только
судебной сферой. Судебная реформа создала
не только новый суд, но и новую систему
правоохранительных органов, более того,
новое понимание и представление о законности
и правосудии.
- Реформы местного самоуправления 60-70 гг. XIX в.
Земская реформа
была проведена в 1864 г. и явилась
следствием отмены в Российской империи
крепостного права. Причина введения
органов местного самоуправления –
негодное состояние дорог. Земская
реформа проводилась на основе «Положения
о губернских и уездных земских
учреждениях». Сущность земской реформы
заключается в привлечении общественных
масс к участию в хозяйственно-административном
управлении на местах (уездах и городах);
реформа устанавливала регулирование
капиталов, имущества и деньгами
земства, содержания земских зданий
и путей сообщения, учреждениями
здравоохранения, образования и
т. д. Выделялись исполнительные и распорядительные
органы самоуправления. Распорядительным
органом в этот период времени
является уездное земское собрание.
Во главе его стоял местный
предводитель дворянства. Выборы в
органы местного самоуправления поводились
по 3-м куриям: 1)крупные землевладельцы;
2)представители сельских обществ; 3)городские
избиратели. Формировались губернские
собрания из представителей земских собраний.Исполнительные
органы на местах – земские и губернские
управы. Управы состояли из председателя
и двух членов.Городская реформа была
проведена в 1870 г., в результате которой
было введено городское управление. Причины
городского самоуправления – необходимость
административно-хозяйственного управления
в городе. 16 июля 1870 г. было принято «Городовое
положение». С этого момента было положено
начало городской реформе.Сущность реформы
заключалась во введении системы органов
городского общественного управления.
Городская дума – выборный орган, возглавляемый
городским головой. Городской голова назначался
из кандидатов, предложенных думой или
губернатором, министром внутренних дел,
в Москве и Петербурге – императором.
Кандидаты в городскую думу должны были
отвечать возрастному цензу (25 лет) и имущественному.
Не могли быть выбраны в земские органы
власти осужденные лица, отрешенные от
должности, подследственные либо лишенные
духовного сана. Компетенция городских
учреждений: назначение выборных должностных
лиц; установление городских сборов;управление
городским имуществом; городская недвижимость;
кредиты-займы.
- Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX века.
Новый министр
народного образования делал
все возможное, чтобы ограничить
само «народное образование». Обер-прокурор
Синода Победоносцев по правилам 1884 г.
подчинил церковному ведению «школы грамоты»
- низшие начальные учебные заведения.
Передача земской школы в ведение Святейшего
Синода могло похоронить систему начального
образования для простого народа. Другая
мера коснулась гимназий. В 1887 г. был издан
циркуляр, печально известный как «Циркуляр
о кухаркиных детях».Был введен новый
университетский устав, который уничтожил
традиционное университетское самоуправление.
И преподаватели, и студенты попали в зависимость
от чиновников – попечителей учебных
округов. Хуже всего пришлось студентам.
Они не только лишились возможности слушать
лекции прекрасных профессоров, но и вынуждены
были платить намного больше за свое обучение.Правительство
создавало специальный контрольный орган,
ведавший прессой, - Особое совещание четырех
министров. По правилам, во-первых, вводилось
такое положение, что те органы печати,
которые были временно приостановлены,
могли начать выходить только подособого
рода предварительной цензурой. Вторым
правилом было вновь учреждение особого
ареопага, которому предоставлялось право
навсегда прекращать вредное издание.
Не отвечал
представлениям правительства о
сильной центральной власти и
независимый суд, учрежденный уставами
1864 г. Суд подвергся только частичным
ограничениям: ограничивалась гласность
судебного процесса, повышался ценз
для присяжных, из ведения общих
судов изъяли политические дела, Сенат
получил более реальные права
увольнять с должности судей-правонарушителей.На
первом плане стоял вопрос об облегчении
положения тех крестьян, которые уже раньше
перешли на выкуп, т.е. вопрос о понижении
выкупных платежей. В 1881 г. отменялось
временнообязанное положение, понижались
выкупные платежи. Был разработан и проведен
ряд мер, направленных к борьбе с крестьянским
малоземельем. В этом отношении следует
указать три главные меры: учреждение
Крестьянского банка, при помощи которого
крестьяне могли бы иметь дешевый кредит
для покупки земель; облегчение аренды
казенных земель и урегулирование поселений.Земская
контрреформа обеспечила преобладание
дворян в земских учреждениях, вдвое сокращала
число избирателей по городской курии,
ограничивала выборное представительство
для крестьян. Деятельность земских учреждений
ставилась под полный контроль губернатора.
Укреплению «государственного элемента»
служила и городская контрреформа. Она
устраняла от участия в городском самоуправлении
городские низы, значительно повышая имущественный
ценз. Таким образом, контрреформа в сфере
местного управления и суда привели к
усилению контроля над выборной властью
со стороны государства, увеличению в
них дворянского представительства.
- Изменения в государственном аппарате России в период первой русской революции.
В феврале 1905
года публикуются два взаимоисключающих
правительственных акта: указ, разрешавший
населению подавать проекты об усовершенствовании
государственного устройства, и манифест,
утверждающий незыблемость самодержавия.
В мае 1905 года был внесен проект об Учреждении
Государственной Думы. 17 октября 1905 года
“Манифест об усовершенствовании государственного
порядка” провозгласил: 1)дарование свободы
совести, слова, собраний и союзов; 2)привлечение
к выборам более широких слоев населения;
3)обязательный порядок утверждения Государственной
Думой всех издаваемых законов. Данный
законодательный акт был первым в истории
Российской Империи, в котором император
заявлял о буржуазно-демократических
свободах. Историческое значение Манифеста
заключалось в распределении единоличного
права Российского Императора законодательствовать
между собственно монархом и законодательным
органом — Государственной Думой. Прежде
всего, Манифест 17 октября, определив,
что ни один закон не может получить силы
без участия народного представительства,
- этим постановлением закрепляется права
граждан на участие в избирательном процессе.
Необходимо отметить провозглашение принципов
буржуазного права, таких как, принципы
неприкосновенности личности, жилища,
имущества. Одновременно с “Учреждением”
было принято новое Положение о Государственном
совете, который стал верхней палатой,
обладающей теми же правами, что и Государственная
дума. Все законы, принятые Думой, должны
были затем поступать в Государственный
совет и лишь в случае принятия их Советом
представляться на утверждение императору.
В 1905 г. происходит реорганизация Совета
министров, который становится постоянно
действующим органом. Функции упраздненного
в 1906 г. Комитета министров передавалась
частично Совету министров, частично Государственному
совету.
- Столыпинская аграрная реформа.
Столыпинская
аграрная реформа — комплекс мероприятий
в области сельского хозяйства, проводившихся
под руководством П. А. Столыпина начиная
с 1906 года. Реформа представляла собой
комплекс мероприятий, направленных на
две цели: краткосрочной целью реформы
было разрешение «аграрного вопроса»
как источника массового недовольства,
долгосрочной целью — устойчивое процветание
и развитие сельского хозяйства и крестьянства,
интеграция крестьянства в рыночную экономику.
Если первую цель предполагалось достичь
немедленно, то вторую цель сам Столыпин
считал достижимой в двадцатилетней перспективе.
Реформа разворачивалась в нескольких
направлениях: 1)Повышение прав собственности
крестьян на землю, замена коллективной
и ограниченной собственности сельских
обществ полноценной частной собственностью;2)Искоренение
устаревших сословных гражданско-правовых
ограничений; 3)Повышение эффективности
крестьянского сельского хозяйства; поощрение
выделения крестьянам-собственникам участков
«к одному месту», что требовало проведения
работ по разверстанию чересполосных
общинных земель; 4)Поощрение покупки частных
земель крестьянами, через Крестьянскийбанк;
5)Поощрение наращивания оборотных средств
крестьянских хозяйств через кредитование
во всех формах; 6)Расширение прямого субсидирования
мероприятий так называемой «агрономической
помощи»;7)Поддержка кооперативов и товариществ
крестьян. Реформа была направлена на
усовершенствование крестьянского надельного
землепользования и мало затрагивала
частное землевладение. Реформа проводилась
в 47 губерниях Европейской России; реформой
не затрагивалось казачье землевладение
и землевладение башкир.
- Государство и право России в период первой мировой войны.
Первая империалистическая
война усилила революционную
борьбу в стране.
В России, как
и в других воюющих странах, возникла
революционная ситуация. В стране
нарастал революционный подъем. Подъем
революционного движения в стране ярко
свидетельствовал о назревании новой
буржуазно-демократической революции
в России. Во время войны царское правительство
издало ряд правовых актов, направленных
на приспособление деятельности отдельных
органов к военным условиям. В 1915 г. были
образованы межведомственные особые совещания.
Первым было учреждено Особое совещание
по снабжению армии. Далее было создано
Особое совещание по устройству беженцев.
Наиболее важную роль играло Особое совещание
для обсуждения и объединения мероприятий
по обороне, относящееся к числу высших
государственных учреждений. Военная
обстановка вызвала расширение компетенции
генерал-губернаторов и военных властей
в местностях, находящихся на военном
положении. Широкие полномочия приобретали
губернаторы. В начале войны были созданы
Всероссийский союз земств и Российский
союз городов, объединившихся затем в
единый Всероссийский союз земств и городов.
Этот орган первоначально занимался организацией
госпиталей, а позднее снабжал фронт продовольствием
и снаряжением. В мае 1915 г. было начато
создание военно-промышленных комитетов.
Они создавались для содействия правительственным
учреждениям в деле снабжения армии и
флота снаряжением и довольствием. Законом
от 20 июля 1914 г. в районе театра военных
действий и в местностях, объявленных
на военном положении, военно-судебная
власть принадлежала полковым, этапным,
военно-окружным судам и Главному военному
суду или кассационному присутствию. Учреждались
военно-полевые суды из числа офицеров,
которые приступали к разбору дела немедленно.
- Государство и право России после Февральской революции.
2 марта 1917
года Николай II отрекся от престола,
а 3 марта Михаил Александрович
отказался от вступления на
престол. В течение 3-х дней
роль правительственной власти
выполнял Временный комитет. 2 марта
1917 года было создано Временное
правительство. В ходе революции вновь
начали возникать Советы рабочих депутатов.
В Петрограде был создан Совет рабочих
и солдатских депутатов. В результате
образовалось двоевластие, выражавшее
переходный момент в развитии революции.
Двоевластие продолжалось до июля 1917 года.
Временному правительству удалось одержать
верх в борьбе за ликвидацию Советов. Временное
правительство имело полномочие законодательного
и исполнительного органа. Был создан
ряд учреждений прежде всего, для дезориентации
народных масс и создание видимости реформ.
Были образованы новые Министерства: труда,
продовольствия, почт и телеграфов, исповеданий,
общественного призрения.