Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 03:00, шпаргалка

Описание работы

1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория и ее критика.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Спорным является вопрос о том, как образовалось Древнерусское государство.

Файлы: 1 файл

De cuong Ls Nga.docx

— 104.37 Кб (Скачать файл)

Для разработки земельной реформы был образован  Главный земельный комитет при  Министерстве земледелия. С целью  создания видимости борьбы с хозяйственной  разрухой и отвлечения масс от активной революционной борьбы были учреждены  экономический Совет и Главный  экономический комитет. Временное правительство принимало меры к укреплению карательной системы. Оно сохранило основные звенья царской судебной системы. Судебными органами в России были: Сенат, судебные палаты, окружные суды и мировая юстиция. Полиция после февральской революции была реорганизована в земскую и городскую милицию под общим руководством Главного управления по делам милиции. С окончанием двоевластия оно начало репрессии против большевиков. Таким образом, Государственный аппарат временного правительства был в руках буржуазии орудием давления на народные массы. "Декларацией Временного правительства о его составе и задачах" от 3 марта 1917 года была объявлена амнистия по делам политическим и религиозным, свобода слова, печати, союзов собраний и стачек, отмены сословные, вероисповедные и национальные ограничения. Но в период нарастания кризиса буржуазной власти и развитие революционного движения, Временное правительство проводило контрреволюционную политику.

 

  1. II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов и его решения.

Съезд (25 октября 1917 г.) сразу приобрел характер законодательного органа. В это время в стране существовало две системы Советов: Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов. В первом же документе съезда – обращении «К рабочим, солдатам и крестьянам» – говорилось, что съезд берет власть в свои руки, а Временное правительство низложено. Съезд постановил, что власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов.Таким образом, съезд юридически оформил Республику Советов. Съезд принял два важных декрета: «О мире» и «О земле». Всем воюющим народам и их правительствам предлагалось немедленно заключить перемирие и начать переговоры о справедливом, демократическом мире. Декрет о земле национализировал землю, т. е. передавал ее в собственность государства. Помещичья собственность ликвидировалась. Все граждане России, желавшие обрабатывать землю, получали ее на праве пользования. Съезд избрал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет – высший орган власти в период между съездами. Рабочим органом ВЦИК являлся его Президиум, который готовил материалы для заседаний ВЦИК.1 ноября 1917 г. ВЦИК принял резолюцию по вопросу об условиях соглашения с другими партиями: признание ими программы Советского государства, выраженной в декретах о земле, о мире и о рабочем контроле; признание необходимости борьбы с контрреволюцией; признание II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов единственным источником власти и ответственность правительства перед BЦИK. II Всероссийский съезд Советов постановил образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, именуемое Советом Народных Комиссаров (CНK).

 

  1. Советский государственный аппарат (октябрь 1917 г. – первая половина 1918 г.).

Совет народных комиссаров — название правительства  РСФСР с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые  СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Согласно Конституции РСФСР 1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления; издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни».Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет — высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917-18 годы. Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало четкого разделения в компетенции органов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики».Высший совет народного хозяйства — общее наименование центральных государственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917—1932 годах. В отличие от остальных наркоматов во главе ВСНХ находился не нарком, а коллегия в составе 70-80 человек, представлявших различные организации: ЦИКов, экономических комиссариатов, профсоюзов. Роль исполнительного органа исполнял президиум из 10-12 членов во главе с председателем ВСНХ. В состав ВСНХ входили отраслевые ведомства (например, Главсахар, Главнефть, Центрочай и т. д.), а также обеспечивающие подразделения: финансово-экономическое, статистики и т. д.

 

  1. Всероссийское Учредительное собрание.

Учредительное собрание — выборное учреждение, призванное определить форму правления и  конституцию в России после Февральской  революции. Было распущено декретом ВЦИК от 6 января 1918 года. Созыв Учредительного собрания был одной из первоочередных задач Временного правительства. 27 октября 1917 г, Совнарком опубликовал постановление о проведении выборов в Учредительное собрание. Заседание Учредительного собрания открылось 5 января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде. Открыл заседание по поручению ВЦИК его председатель Яков Свердлов, который предложил принять написанный В. И. Лениным проект «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которой объявлял Россию «Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». После отказа правых эсеров обсуждать этот вопрос, большевики, левые эсеры и некоторые делегаты национальных партий покинули заседание. Оставшиеся депутаты под председательством лидера эсеров Виктора Чернова продолжили работу и приняли следующие постановления: 1)первые 10 пунктов аграрного закона, провозглашавшего землю общенародной собственностью; 2)обращение к воюющим державам с призывом начать мирные переговоры; 3)декларацию, провозглашавшую создание Российской демократической федеративной республики.Ленин распорядился не разгонять собрание сразу, а дождаться прекращения заседания и тогда закрыть Таврический дворец и на следующий день уже никого туда не пускать. Вечером того же дня ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания.

 

  1. Создание Советской судебной системы (декреты о суде №1, 2 и 3).

Первый законодательный  акт Советской власти о суде –  декрет №1 был принят 23 ноября 1917 года. На местах, особенно в отдаленных районах, декрет стал известен значительно позднее. Вновь организованные суды обычно избирались на короткий срок Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Повсеместно  суды создавались на началах коллегиальности: один постоянный судья и несколько  временных судей-заседателей.Первые советские суды решали дела, руководствуясь революционной совестью и революционным правосознанием. Для разбора крупных гражданских дел был образован третейский суд. Третейский суд должен был временно заменить предполагаемый к учреждению окружной суд. Для рассмотрения более важных дел, в первую очередь дел контрреволюционных преступлениях, были учреждены революционные трибуналы.Декрете №2 о суде (март 1918 г.) был издан в развитие и дополнение первого декрета о суде. Предполагалось учредить областные народные суды, обслуживающие несколько окружных судов. Для достижения единообразия кассационной практики намечалась организация Верховного судебного контроля. Местные народные суды, вынося приговоры и судебные решения, ссылались на законы свергнутых правительств крайне редко. Такие ссылки наблюдались лишь тогда, когда в составе суда были старые специалисты. Декретом №3 о суде (июль 1918 г.) было проведено разграничение подсудности дел между местными и окружными народными судами. На местные народные суды было возложено рассмотрение большинства дел о преступлениях. Дела о посягательствах на человеческую жизнь, об изнасиловании, разбое, бандитизме, подделка денежных знаков, взяточничестве и спекуляции подлежали рассмотрению окружными народными судами. В декрете №1 о суде было сказано, что о порядке судопроизводства будет издан особый декрет. Декрет №2 о суде коснулся лишь некоторых вопросов судопроизводства, главным образом, следствия, доказательств, подсудности, участия сторон в процессе, кассации. Декрет №3 о суде в части процессуальных правил рассматривал вопрос о подсудности. Таким образом, до половины 1918 года еще не имелось специального акта, в котором были бы даны в обобщенном виде процессуальные правила.

 

  1. Становление России как федеративного государства (октябрь 1917 г. – первая половина 1918 г.). Декларация прав народов России.

Российская  Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов 25 января 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая закрепила: «Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как  федерация советских национальных  республик». Затем данное положение перенесли в первую Конституцию РСФСР 1918 г. Данным  конституционным  закреплением  учреждалось новое государственное устройство  не  только  собственно  России,  но  и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Перед большевиками стояла  генеральная задача установить свою власть не только в столице, но и по всей стране. Для ее решения они пошли  на  разрушение  государственности,  в  том  числе путем поощрения на  территории  империи национально-государственного строительства малых российских  народов.  Именно  в  русле этой политики страна была провозглашена  федерацией. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию. Этой политике национального гнёта была противопоставлена политика добровольного союза народов России. В Декларации были провозглашены следующие основные принципы национальной политики: 1)равенство и суверенность народов России; 2)право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3)отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; 4)свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

 

  1. Конституция РСФСР 1918 г.: история разработки и основное содержание.

На III Всероссийском  съезде Советов была обозначена проблема подготовки Конституции. 30 марта 1918г. ЦК поручил председателю ВЦИК организацию комиссию для разработки Основного закона. Комиссия была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов. Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании было решено поручить Сталину и профессору Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации.Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц. Сталин стоял на иных позициях. Он предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия приняла проект Сталина. Конституция была принята 10 июля 1918 года. Высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд советов рабочих депутатов, не являвшийся постоянным органом и созывавшийся ВЦИК один раз в год на сравнительно небольшой период. Всё остальное время ВЦИК работал без контроля со стороны представительных органов, что создавало возможности для злоупотребления им властью вплоть до превращения его в «коллективного монарха». При этом Всероссийский съезд советов рабочих депутатов провозглашался полновластным органом — он мог принимать законы, бюджет, устанавливать налоги, ратифицировать международные договоры. Выборы во Всероссийский съезд советов рабочих депутатов не были всеобщими — от выборов были отстранены лица, живущие на нетрудовые доходы; не были равными — городские советы и сельские советы посылали разное число делегатов; не были прямыми — Всероссийский съезд избирался городскими советами и губернскими съездами советов. Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполнительными комитетами. Местными органами государственной власти в городах и сёлах являлись городские советы рабочих и красноармейских депутатов и сельские советы крестьянских депутатов, которые являлись постоянными органами. Они избирались рабочими и крестьянами сроком на 3 месяца. При этом члены этих советов могли быть отозваны избирателями.

 

 

  1. Источники права и особенности советского законодательства конца 1917 г. – первой половины 1918 г.

Первые годы советской власти отмечены откровенно нигилистическим отношением правящей большевистской партии к праву. В 1917 г. большевики провозгласили отказ  от законодательства «свергнутых правительств». Дореволюционная российская правовая система, создававшаяся десятилетиями, в одночасье перестала существовать.В условиях практически полного отсутствия уголовного, гражданского и других отраслей советского законодательства создался явный «вакуум права», который компенсировался откровенным произволом большевиков, причем в основном решения принимались не съездом Советов и даже не ВЦИК, а на уровне СНК, ВСНХ, отдельных ведомств, особенным могуществом и почти полной бесконтрольностью отличалась ВЧК. Однако уже в 1918 г. издаются такие законодательные акты, как Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР, Кодекс законов о труде РСФСР, провозглашавшие новые социалистические основы соответственно семейного и трудового права России. Обращение «Рабочим, солдатам и крестьянам» было принято в Петрограде II Всероссийским съездом Советов. Это обращение юридически закрепило установление в России советской власти, т. е. образование первого в мире советского государства. Это обращение можно считать также первым источником советского права. В обращении объявлялась также программа первоочередных мероприятий советского государства: установление мира для всех народов, безвозмездная передача земельных наделов крестьянам, демократизация армии на советских началах, установление рабочего контроля на заводах и фабриках.

 

  1. Развитие России как федеративного государства в годы гражданской войны.

Вскоре после  Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное  строительство ее составных частей. Принятая в июле 1918 г. Конституция  Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила  федеративный принцип организации  государственного единства РСФСР.В  первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии  – трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма  автономии – автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов  России завершила создание своей  автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались  на основе законов центральной власти. После издания общероссийского  закона о провозглашении автономии  созывались учредительные съезды Советов  автономных единиц, на которых акт  провозглашения автономии реализовывался.Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции). Наряду с внутренним развитием Российской Федерации в 1917–1922 годах возникают и развиваются ее связи с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время. Вступление РСФСР в состав Союза ССР совпало с завершением становления самой Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении стало преобразование округов Горской АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"